Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Быт 45:1-28

Поделиться
1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. 2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. 3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: (остается) еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. 8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. 9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: "Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое". 12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда. 14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. 15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его. 17 И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш (хлебом) и ступайте в землю Ханаанскую; 18 и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее (место) в земле Египетской, и вы будете есть тук земли. 19 Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите; 20 и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам.
21 Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас, 22 каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребреников и пять перемен одежд; 23 также и отцу своему послал десять ослов, навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц, навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь. 24 И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге. 25 И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, 26 и известили его, сказав: Иосиф (сын твой) жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им. 27 Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их, 28 и сказал Израиль: довольно (сего для меня), еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру.
Свернуть

Самое важное, что вынес Иосиф из опыта египетской жизни — цельность восприятия реальности. Это утверждение может показаться странным, но так оно и есть: большой Божий мир открылся Иосифу в перипетиях его непростой судьбы, а его братья остались тем, чем были, когда он с ними расстался. Лучшее тому свидетельство — слова Иосифа о его жизни и о его приключениях в Египте. Свою жизнь он воспринимает как миссию. Он прямо говорит братьям: это не вы продали меня в рабство, это Бог привёл меня в Египет, чтобы теперь вас же спасти.

Такой поворот мысли и сюжета столь часто встречается в разного рода нравоучительных текстах, что он уже стал общим местом; но ведь многие верующие люди готовы свидетельствовать о чём-то подобном на основании своего личного жизненного опыта. Тут явно просматривается какая-то духовная закономерность. Закономерность, связанная, скорее всего, с тем, где, в каком измерении происходят события. Вернее, в каком мире. В том большом Божьем мире, который с самого начала был и остаётся сейчас Божьим Царством, или в том маленьком отделённом от Царства мирке, который появляется всюду, где действуют те, кто Богу противостоит? В этом и заключается главный вопрос.

Иосиф и его братья живут и действуют в разных мирах. Иосиф тоже, конечно же, не сразу вышел в большой Божий мир, мир этот не сразу ему открылся. Потребовался опыт жизни в доме Потифара и пребывания в тюрьме, а затем — в должности первого министра. Потребовались «качели» — жизненные и экзистенциальные, надо было пережить полный крах всех планов, надежд и ожиданий, чтобы воля Божья стала для Иосифа очевидной именно как сила, действующая в его собственной жизни, а не «вообще».

Вот тогда-то, когда всё описанное произошло, а воля Божья стала для Иосифа реальностью, ему и открылся большой Божий мир. В этом мире действует лишь одна воля — Божья и осуществляется лишь один план — Божий. Планы братьев Иосифа, конечно, тоже осуществляются, но в их собственном мирке. Там, в своём мирке, они могут оказаться победителями, и даже почти наверное окажутся. Оно и неудивительно: ведь это их мир, они в нём хозяева.

Вот только победа в своём отдельном от большого Божьего мира маленьком мирке в большом Божьем мире оборачивается поражением. Оборачивается совершенно незаметно для живущих в собственном мирке, как раз тогда, когда им самим кажется, что они победили и достигли всего, чего хотели. Тут-то и оказывается нередко, что победа оказалась иллюзорной, а поражение — вполне реальным. Братья продали Иосифа в рабство, избавились от него, как и хотели, но поклониться ему им всё-таки пришлось. Пришлось потому, что таков был план Божий.

Другие мысли вслух

 
На Быт 45:1-28
1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. 2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. 3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: (остается) еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. 8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. 9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: "Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое". 12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда. 14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. 15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его. 17 И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш (хлебом) и ступайте в землю Ханаанскую; 18 и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее (место) в земле Египетской, и вы будете есть тук земли. 19 Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите; 20 и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам.
21 Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас, 22 каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребреников и пять перемен одежд; 23 также и отцу своему послал десять ослов, навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц, навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь. 24 И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге. 25 И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, 26 и известили его, сказав: Иосиф (сын твой) жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им. 27 Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их, 28 и сказал Израиль: довольно (сего для меня), еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру.
Свернуть
Самое важное, что вынес Иосиф из опыта египетской жизни — цельность восприятия реальности. Это утверждение может показаться странным, но так оно и есть: большой Божий мир открылся Иосифу в перипетиях его непростой судьбы...  Читать далее

Самое важное, что вынес Иосиф из опыта египетской жизни — цельность восприятия реальности. Это утверждение может показаться странным, но так оно и есть: большой Божий мир открылся Иосифу в перипетиях его непростой судьбы, а его братья остались тем, чем были, когда он с ними расстался. Лучшее тому свидетельство — слова Иосифа о его жизни и о его приключениях в Египте. Свою жизнь он воспринимает как миссию. Он прямо говорит братьям: это не вы продали меня в рабство, это Бог привёл меня в Египет, чтобы теперь вас же спасти.

Такой поворот мысли и сюжета столь часто встречается в разного рода нравоучительных текстах, что он уже стал общим местом; но ведь многие верующие люди готовы свидетельствовать о чём-то подобном на основании своего личного жизненного опыта. Тут явно просматривается какая-то духовная закономерность. Закономерность, связанная, скорее всего, с тем, где, в каком измерении происходят события. Вернее, в каком мире. В том большом Божьем мире, который с самого начала был и остаётся сейчас Божьим Царством, или в том маленьком отделённом от Царства мирке, который появляется всюду, где действуют те, кто Богу противостоит? В этом и заключается главный вопрос.

Иосиф и его братья живут и действуют в разных мирах. Иосиф тоже, конечно же, не сразу вышел в большой Божий мир, мир этот не сразу ему открылся. Потребовался опыт жизни в доме Потифара и пребывания в тюрьме, а затем — в должности первого министра. Потребовались «качели» — жизненные и экзистенциальные, надо было пережить полный крах всех планов, надежд и ожиданий, чтобы воля Божья стала для Иосифа очевидной именно как сила, действующая в его собственной жизни, а не «вообще».

Вот тогда-то, когда всё описанное произошло, а воля Божья стала для Иосифа реальностью, ему и открылся большой Божий мир. В этом мире действует лишь одна воля — Божья и осуществляется лишь один план — Божий. Планы братьев Иосифа, конечно, тоже осуществляются, но в их собственном мирке. Там, в своём мирке, они могут оказаться победителями, и даже почти наверное окажутся. Оно и неудивительно: ведь это их мир, они в нём хозяева.

Вот только победа в своём отдельном от большого Божьего мира маленьком мирке в большом Божьем мире оборачивается поражением. Оборачивается совершенно незаметно для живущих в собственном мирке, как раз тогда, когда им самим кажется, что они победили и достигли всего, чего хотели. Тут-то и оказывается нередко, что победа оказалась иллюзорной, а поражение — вполне реальным. Братья продали Иосифа в рабство, избавились от него, как и хотели, но поклониться ему им всё-таки пришлось. Пришлось потому, что таков был план Божий.

Свернуть
 
На Быт 45:1-28
1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. 2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. 3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: (остается) еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. 8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. 9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: "Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое". 12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда. 14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. 15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его. 17 И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш (хлебом) и ступайте в землю Ханаанскую; 18 и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее (место) в земле Египетской, и вы будете есть тук земли. 19 Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите; 20 и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам.
21 Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас, 22 каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребреников и пять перемен одежд; 23 также и отцу своему послал десять ослов, навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц, навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь. 24 И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге. 25 И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, 26 и известили его, сказав: Иосиф (сын твой) жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им. 27 Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их, 28 и сказал Израиль: довольно (сего для меня), еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру.
Свернуть
Сегодняшнее чтение рассказывает нам о долгожданной встрече Иосифа со своими братьями. Конечно, формально эта встреча...  Читать далее

Сегодняшнее чтение рассказывает нам о долгожданной встрече Иосифа со своими братьями. Конечно, формально эта встреча произошла гораздо раньше, но фактически она состоялась только теперь, когда не только Иосиф узнал своих братьев, но и они узнали его. И теперь, при встрече, Иосиф смог сказать им то, ради чего, быть может, он так долго эту встречу откладывал, заставив своих братьев пройти долгим путём раскаяния. Неудивительно, что братья, узнав Иосифа, были смущены (ст. 3): ведь они уже успели прочувствовать и осознать всю глубину своей вины. И именно поэтому теперь Иосиф мог сказать им нечто очень важное: оказывается, это не они, его братья, продали его в Египет, оказывается, это Бог прислал его сюда, чтобы через него спасти и Иакова, и всех его соплеменников (ст. 4 – 8). Оказывается, что бы ни задумывал человек, осуществляется всё равно не замысел человека, а план Божий. Но есть ли в таком случае в этом плане место человеческой свободе? Или свободный выбор человека — лишь иллюзия, особенно тогда, когда его планы противоречат промыслу Божию? Нет, всё же, наверное, свобода человека не иллюзорна. Скорее, иллюзией надо считать возможность полноценной жизни человека в мире, отделённом от Бога, оторванном от большого Божьего мира. А падший человек между тем стремится жить именно так, в своём маленьком, отдельном от большого Божьего мира, ограниченном мирке, единственным иллюзорным преимуществом которого является то, что здесь человек может быть сам себе маленьким богом. И тогда Бог оставляет человека жить так, как человеку хочется. И человек, живя в своём мирке и распоряжаясь в нём, нередко изгоняет или убивает того, кого не хочет видеть рядом с собой. И здесь, в своём маленьком мире, он нередко торжествует, будучи уверен, что одержал победу. И не удивительно: в мире, где Богу места нет, торжествует лишь один замысел: замысел человека, этот маленький мир создавшего. Но раньше или позже неизбежно наступает момент, когда границы этого маленького, человеком созданного мирка рушатся, и тогда его создатель с удивлением, а нередко и со страхом узнаёт, что в большом мире, где действует Бог, осуществляется Его план, а то, что в маленьком отдельном мирке казалось торжеством, в большом Божьем мире оказалось поражением. Бог действительно оставляет человеку его свободу, и лишь от самого человека зависит, чем станет для него эта свобода: радостью или наказанием.

Свернуть
 
На Быт 45:1-28
1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. 2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. 3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: (остается) еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. 8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. 9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: "Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое". 12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда. 14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. 15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его. 17 И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш (хлебом) и ступайте в землю Ханаанскую; 18 и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее (место) в земле Египетской, и вы будете есть тук земли. 19 Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите; 20 и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам.
21 Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас, 22 каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребреников и пять перемен одежд; 23 также и отцу своему послал десять ослов, навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц, навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь. 24 И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге. 25 И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, 26 и известили его, сказав: Иосиф (сын твой) жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им. 27 Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их, 28 и сказал Израиль: довольно (сего для меня), еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру.
Свернуть
Встреча и примирение Иосифа с братьями — центральный момент всей этой истории. Но внутри этого эпизода ...  Читать далее

Встреча и примирение Иосифа с братьями — центральный момент всей этой истории. Но внутри этого эпизода раскрывается еще более глубокий смысл происходящего. Пройдя через все испытания, братья становятся способными увидеть за своими приключениями действие Бога — ведь это Он привел Иосифа в Египет и тем самым спас его семью от голода. Если раньше их жизнь была полна страха, неуверенности, отчаяния, то после отчаяния потери Вениамина и радости встречи с Иосифом они могут услышать его слова: «Не вы стояли за этими событиями. Это был Бог!». Писание открывает своему читателю самую важную тайну человеческой судьбы: человек может увидеть смысл своего пути, увидеть смысл, стоящий за испытаниями, страданием, радостью, страхом, надеждой. Но — не раньше, чем пройдет этот путь, не раньше, чем осознает свою неправоту и не сделает отчаянный шаг навстречу Тому, кто ведет его по этому непростому пути.

Свернуть
 
На Быт 45:1-16
1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. 2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. 3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: (остается) еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. 8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. 9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: "Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое". 12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда. 14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. 15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.
Свернуть
Прощение Иосифа – значительная веха в эволюции или, лучше сказать, восхождении человеческого духа из бездн первородного падения. Патриарх...  Читать далее

Прощение Иосифа – значительная веха в эволюции или, лучше сказать, восхождении человеческого духа из бездн первородного падения. Патриарх Ной еще не может простить своего сына. Иосиф уже прощает своих братьев. Но при всем благородстве его поступка до идеала, явленного Христом еще очень далеко. И тому можно указать две приметы. Во-первых, все-таки он прощает, находясь в благополучном положении. Он видит, что зло братьев Господь обратил в добро. Он видит это явно. Слово «явно» мы хотели бы подчеркнуть. Это гораздо проще, когда видишь, как Господь воздает тебе явно. С этим связана поучительная история о слове «явно», возникшем в поздних рукописях и отраженная в синодальном переводе Мф 6:4, в переводе епископа Кассиана оно уже отсутствует в соответствии с более древними рукописями. Справедливость восстановлена, обиженный получил вознаграждение. Но ведь это только с точки зрения человека и видимого окружающего мира. Христос же прощает, получив в награду Крест. Это нечто совсем иное. И, во-вторых, Иосиф прощает своих братьев, то есть родных ему людей, а ведь родовое чувство тем сильнее, чем глубже мы уходим в века. Вспомним слова: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Слова «на сынов народа своего» мы хотели бы подчеркнуть. Только Господь придет сделать следующий шаг. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мф 5:43-44).

Свернуть
 
На Быт 45:1-16
1 Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. 2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. 3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: (остается) еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. 8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. 9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: "Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; 11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое". 12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда. 14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. 15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.
16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.
Свернуть
Так всё-таки: кто же прав? Братья Иосифа, которые были уверены, что, избавляясь от собственного брата и продавая...  Читать далее

Так всё-таки: кто же прав? Братья Иосифа, которые были уверены, что, избавляясь от собственного брата и продавая его в рабство, они реализуют свой замысел, или Иосиф, уверенный, что таким образом Бог через братьев Иосифа осуществлял Свой план, касающийся Своего народа? Второй ответ может показаться очевидным, и человек религиозный, несомненно, выберет его. Иногда при этом не замечая, что Бог тут оказывается просто игроком в шахматы, который передвигает фигуры на доске так, как ему кажется правильным. А чтобы фигуры, которые, как-никак, кое-что всё-таки осознают и понимают, не возмущались, водит их за нос, создавая иллюзию свободы. В самом деле, ведь тогда получается, что, если ты не захочешь считаться с Богом, никакой настоящей свободы у тебя не будет: делай, что хочешь, всё равно будет так, как решил Бог, а ты окажешься обманутым. Но, с другой стороны, как могло бы быть иначе, если говорить о большом мире, о мире Божьем? В конце концов, не отказываться же Богу от Своих планов только потому, что кому-то из Им же сотворённых людей они не нравятся! Но как же тогда быть со свободой тех, кому планы Божии не по душе, и они предпочитают Его планам свои? По-видимому, ответом на вопрос может быть бесконечность сотворённого Богом мира. Включая и ту её форму, которая называется дурной бесконечностью. Похоже, при желании большой Божий мир можно раздробить на бесконечное количество маленьких мирков, у каждого из которых будет свой хозяин. Правда, бытие такого мирка будет весьма относительным, существовать он будет лишь условно, постольку, поскольку существует его хозяин. Зато сам хозяин в своём маленьком мирке окажется абсолютно свободен. И сможет осуществить любой свой замысел. И Бог не будет ему мешать, хотя и помогать, конечно, тоже не станет: ведь это не Его план. Конечно, как только такой хозяин маленького мирка выйдет за его границы (или как только большой Божий мир вторгнется в маленький, отделённый от него мирок), окажется, что его план — химера, а его осуществление — иллюзия. Но тут уж ничего не поделать: ведь настоящий, Божий мир только один. И план, который в нём осуществляется, тоже один. Божий, а не человеческий.

Свернуть
 
На Быт 45:4-5
4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;
Свернуть
Сегодня мы читаем о том, как Иосиф принял братьев своих. Он смог победить в себе гнев и обиду...  Читать далее

Иосиф принял братьев своих. Он смог победить в себе гнев и обиду, признав, что Господь дал ему особый путь. «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа», говорится в Притчах Соломоновых (Притч 21:31. Так и в истории с Иосифом. То, что с ним произошло — это дело рук людей. Но то, для чего Господь позволил этому совершиться — не подвластно нашей логике. Также как трудно понять, отчего фараону было приятно, когда он узнал, что пришли братья Иосифа. Но история встречи Иосифа с братьями описывается одной фразой из пророка Исайи: «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис 58:8). Любовь, которая была сокрыта от людей, любовь к своей семье, к братьям, отцу, любовь, которой его лишили, оказалась сильнее обстоятельств. Иосиф мог потратить все свои душевные и духовные силы на размышления о мести и восстановлении правды. Избрав другой путь, он исцелился от страдания, избавился от ненависти. Он обрел новых друзей, покровителей, помощников и подчиненных. Он спас своим трудом множество людей от голодной смерти. Так и нам следует через постоянный труд на нашем месте, в наших условиях, не отвлекаясь на свои желания и размышления, созидать плоды, которые послужат во славу Господа и проповедь Евангелия. И каждый день с любовью к Господу ожидать день Воскресения — день победы и Спасения

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).