Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Рим 11:1-10

Поделиться
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. 2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 "Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут". 4 Что же говорит ему Божеский ответ? "Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом". 5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. 6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано:
"Бог дал им дух усыпления,
  глаза, которыми не видят,
  и уши, которыми не слышат,
даже до сего дня".
 9 И Давид говорит:
"да будет трапеза их сетью, тенетами
  и петлею в возмездие им.
 
10 Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть,
  и хребет их да будет согбен навсегда".
Свернуть

Свои размышления о Божьем промысле и о свободе человека Павел переносит на отношения еврейского народа со Христом. Он говорит об ожесточении народа в том же смысле, в котором Книга Исхода говорит об ожесточении перед Богом сердца фараона (Исх. 8 : 15, 8 : 32). Отчего так произошло, по-человечески совершенно ясно, а вот почему Бог не вмешался, понять невозможно так же, как невозможно понять, почему Он не вмешался в случае с фараоном, сердце которого было в Его руке, как и сердца тех, кто встречал Спасителя во времена Его земного служения.

Апостолу очевидно лишь то, что, во-первых, ожесточились не все, и, во-вторых, не навсегда. Тут он вспоминает историю с пророком Илией, который тоже был уверен, что, кроме него, верных Богу не осталось, пока Бог Сам не сказал ему, что он не один. Что же до еврейского народа, то Павел вновь говорит об остатке в том же примерно смысле, в каком говорили о нём допленные пророки. Они ведь тоже знали, что Мессию примет не весь народ, а лишь его меньшая часть, которая должна ещё сформироваться, причём в процессе гонений и катастроф.

Так оно и получилось: ещё до плена начавший складываться остаток оказался гоним от властей, а потом, во время плена, остатком стала вся еврейская община Вавилона. И это не образное выражение: в плену евреем мог остаться лишь тот, кто сохранил веру отцов, остальные были обречены на быструю ассимиляцию. В те времена остаток выделялся по религиозному признаку, а образовавшаяся община стала поэтому общиной этноконфессиональной: евреем в послепленные времена был всякий принадлежащий к Синагоге, независимо от того, родился ли он евреем или принял иудаизм.

Но когда Мессия пришёл, оказалось, что религиозность — критерий не главный. Более того: выяснилось, что иногда именно она мешает человеку принять Мессию и войти в Царство. Павел, разумеется, прекрасно это знал, в частности, и по собственному опыту. И потому он заговорил о выделении другого остатка, который примет Мессию и станет новым народом Божьим. Но этот новый народ не замещает собой прежнего, а вырастает из него так же, как послепленное еврейство выросло из еврейства допленного. Вот только теперь главной особенностью народа становится не его религиозность, а его готовность жить по благодати.

Другие мысли вслух

 
На Рим 11:1-10
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. 2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 "Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут". 4 Что же говорит ему Божеский ответ? "Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом". 5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. 6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано:
"Бог дал им дух усыпления,
  глаза, которыми не видят,
  и уши, которыми не слышат,
даже до сего дня".
 9 И Давид говорит:
"да будет трапеза их сетью, тенетами
  и петлею в возмездие им.
 
10 Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть,
  и хребет их да будет согбен навсегда".
Свернуть
Размышляя о судьбе своих соплеменников и единоверцев, Павел обращается к...  Читать далее

Размышляя о судьбе своих соплеменников и единоверцев, Павел обращается к пророческой традиции и к ключевой для пророческого мессианизма теме остатка. Он вспоминает времена Илии, которому тоже казалось, что верных в народе Божием, кроме него самого, уже не осталось, но ответ Божий поддержал и приободрил пророка (ст. 2 – 4). И апостол тоже уверен, что остаток в еврейском народе не мог не сохраниться (ст. 5). Конечно, историческая ситуация изменилась, но принцип действия Божия остался прежним: как и во времена Вавилонского плена, Он работает не с большинством Своего народа, которое остаётся глухим к Его призывам, а с меньшинством, готовым услышать (ст. 7 – 10). Надо заметить, что в те времена вопрос о мессианском остатке вообще обсуждался в синагогальной среде довольно активно. После Вавилонского плена остатком ощущали себя все репатрианты, возвратившиеся на землю отцов, но теперь, по прошествии столетий, вопрос вновь встал с прежней остротой: все ли из тех, кто принадлежит к еврейскому народу, могут считать себя остатком, о котором говорили пророки? На эту роль претендовала как наиболее активная часть Синагоги в лице фарисейского братства, так и некоторые маргинальные общины и движения наподобие ессейского. Для Павла же, как видно, таким остатком была иудео-христианская община, одним из наиболее ярких представителей которой был он сам (ст. 1).

Но сущность остатка, как её понимал Павел, несколько отличалась от традиционных о ней представлений. Как правило, говоря об остатке, в те времена имели в виду людей наиболее религиозно активных и благочестивых. Апостол же, как видно, на первое место ставит не религиозную активность («дела»), а благодать, без которой в Царство не войти (ст. 6). Это неудивительно: ведь, в отличие от фарисеев или ессеев, для которых пришествие Мессии и наступление Царства было ещё делом будущего, Павел говорит об уже пришедшем Мессии и уже наступающем Царстве, в которое можно войти не потому, что его заслужил, а потому, что Спаситель открывает туда дорогу каждому, кто готов довериться Ему.

Свернуть
 
На Рим 11:2-4
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 "Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут". 4 Что же говорит ему Божеский ответ? "Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом".
Свернуть
Павел говорит об ожесточении народа в том же смысле, в котором Книга Исхода говорит об ожесточении перед Богом сердца фараона...  Читать далее

Павел говорит об ожесточении народа в том же смысле, в котором Книга Исхода говорит об ожесточении перед Богом сердца фараона (Исх. 8:15, 8:32) и для него это неотделимо от размышлений о Божьем промысле и свободе человека. Почему же ожесточается человек? По-человечески совершенно ясно, а вот почему Бог не вмешался, понять невозможно так же, как невозможно понять, почему Он не вмешался в случае с фараоном, сердце которого было в Его руке, как и сердца тех, кто встречал Спасителя во времена Его земного служения.

Апостолу очевидно лишь то, что, во-первых, ожесточились не все, и, во-вторых, не навсегда. Тут он вспоминает историю с пророком Илией, который тоже был уверен, что, кроме него, верных Богу не осталось, пока Бог Сам не сказал ему, что он не один. Что же до еврейского народа, то Павел вновь говорит об остатке в том же примерно смысле, в каком говорили о нём допленные пророки. Они ведь тоже знали, что Мессию примет не весь народ, а лишь его меньшая часть, которая должна ещё сформироваться, причём в процессе гонений и катастроф.

Так оно и получилось: ещё до плена начавший складываться остаток оказался гоним от властей, а потом, во время плена, остатком стала вся еврейская община Вавилона. И это не образное выражение: в плену евреем мог остаться лишь тот, кто сохранил веру отцов, остальные были обречены на быструю ассимиляцию. В те времена остаток выделялся по религиозному признаку, а образовавшаяся община стала поэтому общиной этноконфессиональной: евреем в послепленные времена был всякий принадлежащий к Синагоге, независимо от того, родился ли он евреем или принял иудаизм.

Но когда Мессия пришёл, оказалось, что религиозность — критерий не главный. Более того: выяснилось, что иногда именно она мешает человеку принять Мессию и войти в Царство. Павел, разумеется, прекрасно это знал, в частности, и по собственному опыту. И потому он заговорил о выделении другого остатка, который примет Мессию и станет новым народом Божьим. Но этот новый народ не замещает собой прежнего, а вырастает из него так же, как послепленное еврейство выросло из еврейства допленного. Вот только теперь главной особенностью народа становится не его религиозность, а его готовность жить по благодати.

Свернуть
 
На Рим 11:1-12
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. 2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 "Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут". 4 Что же говорит ему Божеский ответ? "Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом". 5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. 6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано:
"Бог дал им дух усыпления,
  глаза, которыми не видят,
  и уши, которыми не слышат,
даже до сего дня".
 9 И Давид говорит:
"да будет трапеза их сетью, тенетами
  и петлею в возмездие им.
 
10 Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть,
  и хребет их да будет согбен навсегда".
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. 12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Свернуть
В сегодняшнем чтении хотелось бы отметить два момента. Первое: сохранение веры происходит не по тому, что мы...  Читать далее

В сегодняшнем чтении хотелось бы отметить два момента. Первое: сохранение веры происходит не по тому, что мы достойны данного нам Богом. Нет, дары и благословения, завет и обетование все это принадлежит нам по благодати Божией. Пример Израиля, поклонившегося Ваалу, убивавшего пророков и, тем не менее, сохранившего веру, дает нам в этом наглядный урок. Народ был неверен, но те, кто искал истину, получили ее. Те, кто жаждал благодати, были ей оделены. И так происходит всегда. Вера живет там, где люди соглашаются хранить ее, а Бог ищет возможность передать людям это сокровище.

Второе: все использует Господь чтобы привести к себе каждого. Израиль отпал, Израиль не принял мессию. Как факт мироустройства - это ужасно. Но, получив в свое распоряжение этот выбор, Господь использует его для того, что бы как можно большее число язычников вошло в Царство Небесное. Это не значит, что мы имеем право делать все , что угодно, потому что Господь может любое преступление обратить во благо. Это значит, что безумное и кощунственное может быть благодатью обращено во благо и добро. Господом, умершим на Кресте ради нашего спасения .

Свернуть
 
На Рим 11:2-12
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3 "Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут". 4 Что же говорит ему Божеский ответ? "Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом". 5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. 6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано:
"Бог дал им дух усыпления,
  глаза, которыми не видят,
  и уши, которыми не слышат,
даже до сего дня".
 9 И Давид говорит:
"да будет трапеза их сетью, тенетами
  и петлею в возмездие им.
 
10 Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть,
  и хребет их да будет согбен навсегда".
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. 12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Свернуть
Что благодать — это дар от Бога, вроде, понятно всем. И что благодать это хорошо — тоже факт. Но вот как ее получают...  Читать далее

Что благодать — это дар от Бога, вроде, понятно всем. И что благодать это хорошо — тоже факт. Но вот как ее получают и за что ее дают — вещи гораздо менее ясные. Можно рассматривать благодать как вознаграждение, дающееся нам по нашим заслугам и трудам. И начинать копить себе побольше добрых дел — например, переведенных через улицу старушек, чтобы счастьем жизнь была полна до краев. Ну чем не логика?

Вполне логично. Только так не получается.

В реальности так не выходит, потому что благодать — это что-то, что дает Бог. И не просто дает, но дарит. Дар — дело безвозмездное, его нельзя ни заслужить, ни отработать. А если вспомнить, что для Бога наши дела (внешнее) менее важно, чем наша вера и отношения с Ним — то, что внутри нас — то становится понятно, что заработать нам благодать просто невозможно. Как говорится в одной из молитв Божественной Литургии, «Ты бо един токмо без греха, правда Твоя правда во веки и слово Твое истина». И нет ничего такого, что бы мы могли сделать, чтобы стать такими же, как Бог. Только Он Сам Своею благодатью — даром, даваемым нам «не от дел, но от Призывающего» (Рим. 9:12), — может привести нас в полноту жизни. Именно во Христе мы получаем счастье: «Благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим. 5:15).

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).