Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на25 Апреля 2015

 
На 3 Ин 1:11 

Мысль о том, что зло — всего лишь отсутствие добра, распространена сегодня довольно широко. И в известном смысле её можно считать глубоко верной: ведь, если Бог творит мир, по слову св. Писания, «вполне хорошим», то зло в нём возможно лишь как искажение, извращение и разрушение созданного Богом. А значит, в известном смысле, зло можно рассмотреть как следствие уменьшения той меры благости, которую Бог вложил в Своё творение. И, конечно, человек, знающий Бога, никогда не стал бы противодействовать Ему и портить созданное Творцом. Если бы, конечно, не одно «но»: порча не обязательно может быть преднамеренной. А может оказаться и преднамеренной, если портящий сознательно стремиться сократить меру присутствия Бога в сотворённом Им мире. Но всё же в основе всякого действия, увеличивающего меру зла в мире, лежит именно незнание Бога. И речь идёт не о сомнении в том, что Бог есть, и даже не о яростном отрицании Его существования. Речь о нежелании впускать Его в свой мир и в свою жизнь. И, парадоксальным образом, в конечном счёте оказывается не так важно, какими намерениями было изначально вызвано такое нежелание: ведь, независимо от намерений отгораживающихся от Бога, объективно их позиция приводит к духовной деградации как их самих, так и ту часть творения Божия, которая благодаря их усилиям утрачивает связь со своим Творцом. А в таких условиях даже хорошие, вроде бы, намерения и начинания могут привести ко злу или злом обернуться. В такой ситуации призыв «не подражать злу» означает, очевидно, не внешнее подражание, не копирование чужих греховных действий, хотя копирование чужого греха, разумеется, ни к чему, кроме греха, копирующего привести не может. Речь идёт о том отношении к Богу, к людям и к миру, которое разрывает все связи, связывающие человека с Богом, и разрушает все его с Ним отношения. Впрочем, то, что начинается обычным подражанием чужой греховности, впоследствии может легко войти в привычку, которую древние не случайно называли «второй природой» человека. А усвоение чуждой себе природы в конечном счёте вполне может сделать человека чужим и себе самому, и Богу. Потому-то, как видно, и предостерегает апостол от любого подражания чужим грехам, от всякого участия во зле. Оно страшно не само по себе, не только потому, что в таком случае человек неизбежно будет грешить и сам, а потому, что извращает саму природу человека, делая её негодной для Царства. А значит, негодной и для спасения.

Свернуть

Мысль о том, что зло — всего лишь отсутствие добра, распространена сегодня довольно широко. И в известном смысле её можно считать глубоко верной: ведь, если Бог творит мир...

скрыть

Мысль о том, что зло — всего лишь отсутствие добра, распространена сегодня довольно широко. И в известном смысле её можно считать глубоко верной: ведь, если Бог творит мир...  Читать далее

 

Иисус, несомненно, был очень популярен во время Своего земного служения. Но Его Самого, как видно, эта популярность не очень-то радовала. Он прямо говорит: Я нужен вам для того, чтобы кормить вас хлебом, а хлеб — не главное, главное — Царство, которое Я мог бы вам дать, если бы вы захотели. Но тогда встаёт естественный вопрос: зачем же в таком случае устраивать те массовые угощения, которые Иисус Сам не раз устраивал своим слушателям? Конечно, всё можно было бы объяснить простым желанием помочь голодным людям. Но только ли этим? Ведь главной задачей Иисуса было показать всем, что такое Царство. И чудо умножения хлебов, к примеру, тоже становится такой демонстрацией, так же, как и хождение по водам: и то, и другое — не фокусы и даже не демонстрация всемогущества, это пример природы Царства, проникающей в наш мир. Природы, абсолютно пластичной и всецело подвластной духовному воздействию человеческой воли, можно было бы сказать, этой волей определяемой. При такой пластичности и вода может стать надёжной опорой, не переставая быть водой, и пищи будет столько, сколько нужно, чтобы хватило на всех, и хватило с запасом. Но, чтобы жить в таком мире, нужно самому быть совершенным в том, что касается своих интенций: ведь это только кажется, что было бы очень здорово, если бы всё, о чём мы думаем, тут же бы осуществлялось. Достаточно лишь представить себе, что полностью послушная нам природа тут же предоставила бы нам воплощения всех наших подсознательных страхов, желаний и комплексов, чтобы понять, что для жизни в Царстве мы ещё не очень-то готовы. Но Иисус всё же призывает нас начать путь в Царство, начать с правильной расстановки приоритетов, о которой Он говорил не раз: вначале Царство, а уже потом всё остальное.

Свернуть

Иисус, несомненно, был очень популярен во время Своего земного служения. Но Его Самого, как видно, эта...

скрыть

Иисус, несомненно, был очень популярен во время Своего земного служения. Но Его Самого, как видно, эта...  Читать далее

 

В сегодняшнем чтении из послания святого апостола Петра сказано: «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Эти слова совершенно не означают, что христианин должен или имеет право сидеть сложа руки и ожидая, когда Господь Сам решит за него все проблемы. Это скорее напоминание о том, что Он принимает участие в нашей жизни, заботится о нас, даже в те моменты, когда нам кажется, что Он ничего не делает. Господь не забывает Своих детей, но отнюдь не всегда Его действие видно. Результат Его действий зачастую можно увидеть только через много лет — а иногда мы и не знаем, где и что Он сделал. Важно верить, доверять Ему, и делать всё, что мы должны делать. Не перекладывать ответственность за нашу жизнь с себя на Бога, но всегда помнить, что Он рядом и помогает нам.

Свернуть

В сегодняшнем чтении из послания святого апостола Петра сказано: «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас»...

скрыть

В сегодняшнем чтении из послания святого апостола Петра сказано: «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас»...  Читать далее

 

Благодаря евангелистам нам доступна не только сама притча о сеятеле, но и её толкование, услышанное учениками непосредственно от Иисуса. Но любая сказанная Им притча настолько многогранна, что все её глубины невозможно исчерпать одним толкованием, даже самым мудрым. Смысл сказанного Господом мы постигаем слой за слоем. И потому не будет натяжкой прочесть эту притчу не только как рассказ о восприятии Слова Божия различными людьми, неодинаково реагирующими на проповедь, но и как повествование о разных состояниях души одного и того же человека. Ведь каждый из нас на протяжении своей жизни совершенно по-разному реагировал на услышанное. Многие из тех, кто сегодня, подобно доброй земле, принимает и вынашивает семя благой Вести, когда-то был каменистой почвой. И наоборот, многие из тех, кто сегодня зарос тернием, могут быть от него и очищены.

А бывает, что и добрая земля неожиданно каменеет или же буйно зарастает сорняками, так что не стоит расслабляться, преждевременно подводя итоги успехов духовной жизни...

Ученики задают Христу совершенно закономерный вопрос: для чего Он говорит притчами? И в самом деле, если притчи до такой степени людям непонятны, то почему бы не преподать им наставление прямым текстом? В ответ на это Христос приводит слова Исаии, предрекавшего, что сердца слушающих огрубеют до такой степени, что услышанное будет ими пропущено мимо ушей. Но тогда зачем вообще нужно говорить о чём бы то ни было перед такими людьми? Не на ветер ли Христос бросает слова?

Нет, Он ничего не делает напрасно. Видимо, для того Христос обращается к людям с помощью притч, чтобы сокрытое в образной речи зерно всё-таки запало в их души и начало прорастать, пусть хотя бы и подспудно. Да, сознание немалой части слушающих пока что закрыто, но их души в своих глубинах гораздо восприимчивее поверхностного рассудка.

И если услышанное найдёт в душе хотя бы небольшой отклик, это вызовет начало духовного роста, то есть, приумножение того, что таким людям было дано Господом. Те же, кто уверен в достаточности своего «духовного уровня» и не намерен его умножать, утратят его просто потому, что духовная жизнь исключает самодовольство и самоуспокоение.

Свернуть

Благодаря евангелистам нам доступна не только сама притча о сеятеле, но и её толкование, услышанное учениками...

скрыть

Благодаря евангелистам нам доступна не только сама притча о сеятеле, но и её толкование, услышанное учениками...  Читать далее

 

"Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает". Осуждение себя - это не выполнение того, что мы принимаем на себя перед Богом. Не осуждать себя в своем избрании - это не оглядываться и не фантазировать. Не предполагать, "что было бы если бы...". Это навык прямого хождения перед Богом в тайне сердца. Это умение вести жизнь терпения и не завидовать тем, кто живет по-другому. Бывает, что мы смотрим на людей, которые не исполняют поста и думаем, что их жизнь легче, веселее, проще. Мы отступаем от своего выбора Христа. Через сомнение и фантазии мы впускаем в свою жизнь лукавство и недоверие Богу.

Свернуть

"Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает". Осуждение себя - это не выполнение того, что...

скрыть

"Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает". Осуждение себя - это не выполнение того, что...  Читать далее

 

В своём послании Коринфской церкви Павел упоминает об очень серьёзных грехах, которые совершают некоторые её члены. При этом апостол считает необходимым «отдать сделавшего такое дело сатане». Такое предложение может показаться странным, но лишь на первый взгляд. Если же воспринимать Церковь так, как воспринимает её Павел, всё встаёт на свои места. Для апостола ведь Церковь — не организация и даже не религиозная община, а тело Христово.

Это реальность прежде всего духовная, явление Царства на земле, в нашем преображающемся, но ещё не преображённом до конца, мире. И если лишить человека общения с Церковью, отделить его от Царства, то последствия для него могут быть самыми серьёзными: ведь он уже приобщился жизни Царства, и отказ от неё для него означает духовную смерть. Можно, конечно, было бы сказать, что многие вообще не знают о Царстве и живут жизнью мира сего, не испытывая, как может показаться, каких-то особых неудобств. Но эти люди никогда не знали ничего, кроме того подобия жизни мира сего, которое они по недоразумению считают настоящей жизнью.

Их души и тела адаптировались к такому полуживому существованию и как-то функционируют в соответствующем режиме, не давая их обладателям умереть окончательно. А если кому-то удаётся жить иначе, значит, он живёт всё же не только жизнью мира сего, но отчасти и жизнью Царства, улавливая его дыхание: теперь, когда оно, по слову Спасителя, приблизилось, почувствовать и уловить это дыхание стало куда проще, чем прежде, до прихода Христа.

Но для человека, уже вкусившего полноценной жизни Царства в составе тела Христова, откат означает почти неминуемую духовную (а может быть, и не только духовную) катастрофу. Однако в случае осознанного греха иначе действовать невозможно. Одно дело грех, о котором грешник жалеет и в котором раскаивается, понимая, что сделал нечто несовместимое со своей христианской жизнью: тут возможно и прощение, и возвращение в прежнее состояние. В конце концов, Бог хочет спасения грешника, а не его гибели.

Но ведь спасти означает в первую очередь избавить от всего, что мешает жить жизнью Царства, а значит, в первую очередь от греха. Если же человек ни от чего не хочет избавляться, считая свой грех нормой, то Царство от него закрыто. Не потому, что Бог его не любит, а потому, что он сам любит свой грех больше самого себя, по крайней мере, себя настоящего, сотворённого по образу и подобию Божьему. И тут уже ничего не поделать: ведь человек свободен и сам выбирает, что ему дороже. И несёт все последствия своего выбора.

Свернуть

В своём послании Коринфской церкви Павел упоминает об очень серьёзных грехах, которые совершают некоторые её члены. При этом апостол считает необходимым «отдать сделавшего такое дело сатане». Такое предложение может показаться странным, но лишь на первый взгляд...

скрыть

В своём послании Коринфской церкви Павел упоминает об очень серьёзных грехах, которые совершают некоторые её члены. При этом апостол считает необходимым «отдать сделавшего такое дело сатане». Такое предложение может показаться странным, но лишь на первый взгляд...  Читать далее

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).