И в яхвизме, и в иудаизме довольно рано появляется представление о судьбе человека, которая определяется тем, что Бог записал о нём в книге его жизни. Представления о чём-то подобном были у многих семитских (да и не только семитских) народов. Но в яхвизме и позднее в иудаизме эти представления несколько изменились по сравнению с тем, какими они были у остальных народов.
Большинству народов было свойственно представление о судьбе, о неумолимом роке, который неизменяем именно потому, что заранее прописан на неких небесных скрижалях, которые и определяют земной путь человека. Запись эта делается при рождении человека, и изменить в ней ничего нельзя. Такой фатализм Библии абсолютно чужд. Судьба конкретного человека не предопределена хотя бы потому, что у Бога нет заранее предопределённого и расписанного в деталях будущего. Будущие события определяются в настоящем, определяются в зависимости от воли Бога и свободного выбора человека.
Каким будет будущее, зависит не только от Бога, но и от нас самих. Но вместе с тем в яхвизме и в иудаизме существует представление о том, что народ Божий, его появление и его история (по крайней мере, главное её направление) были задуманы Богом ещё до сотворения мира. Богу был нужен особый народ, который станет народом-общиной верных, поклоняющихся Ему. И потому такой народ должен был появиться непременно: ведь Божий план не может не осуществиться. Но кто именно станет частью этого народа, кто будет к нему принадлежать зависит не только от Бога, но и от людей.
Нередко спрашивают: а что, если бы Авраам в своё время не пошёл бы за Богом, сказал бы Ему «нет»? Божий план рухнул бы? Нет, конечно. Просто на месте Авраама оказался бы кто-нибудь другой, кто сказал бы Богу «да». Но это была бы уже другая история другого народа. История, которая нам, наверное, была бы известна из священной книги, возможно, имевшей бы совсем другое название.
Но ведь и Моисею Бог не раз предлагал начать эксперимент сначала. С чистого листа. С него, с Моисея, который, как в своё время Авраам, мог бы стать родоначальником нового народа Божия. А Моисей отказывается. Он хочет довести до конца то, что Бог начал с его помощью. Для него провал означает полный крах, после которого его собственная жизнь ничего не стоит. Ведь он понимает: план Божий — шанс для человека. Шанс уникальный, который даётся лишь однажды. У Бога впереди вечность, но для Моисея и его народа второго раза не будет. И Моисей готов идти до конца, чего бы это ему не стоило. Ведь он знает: Божий план провалиться не может.