1 Вот закон о жертве повинности: это великая святыня; 2 жертву повинности должно заколать на том месте, где заколается всесожжение, и кровью ее кропить на жертвенник со всех сторон; 3
приносящий
должен представить из нее весь тук, курдюк и тук, покрывающий внутренности, 4 и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками пусть он отделит сие; 5 и сожжет сие священник на жертвеннике в жертву Господу: это жертва повинности. 6 Весь мужеский пол священнического рода может есть ее; на святом месте должно есть ее: это великая святыня. 7 Как о жертве за грех, так и о жертве повинности закон один: она принадлежит священнику, который очищает посредством ее. 8 И когда священник приносит чью-нибудь жертву всесожжения, кожа от
жертвы
всесожжения, которое он приносит, принадлежит священнику; 9 и всякое приношение хлебное, которое печено в печи, и всякое приготовленное в горшке или на сковороде, принадлежит священнику, приносящему его; 10 и всякое приношение хлебное, смешанное с елеем и сухое, принадлежит всем сынам Аароновым, как одному, так и другому. |
11 Вот закон о жертве мирной, которую приносят Господу: 12 если кто в благодарность приносит ее, то при жертве благодарности он должен принести пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и пшеничную муку, напитанную
елеем,
хлебы, смешанные с елеем; 13 кроме лепешек пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной; 14 одно что-нибудь из всего приношения своего пусть принесет он в возношение Господу: это принадлежит священнику, кропящему кровью мирной жертвы; 15 мясо мирной жертвы благодарности должно съесть в день приношения ее, не должно оставлять от него до утра. 16 Если же кто приносит жертву по обету, или от усердия, то жертву его должно есть в день приношения, и на другой день оставшееся от нее есть можно, 17 а оставшееся от жертвенного мяса к третьему дню должно сжечь на огне; 18 если же будут есть мясо мирной жертвы на третий день, то она не будет благоприятна; кто ее принесет, тому ни во что не вменится: это осквернение, и кто будет есть ее, тот понесет на себе грех. |
19 Мяса сего, если оно прикоснется к чему-либо нечистому, не должно есть, но должно сжечь его на огне; а мясо чистое может есть всякий чистый; 20 если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего; 21 и если какая душа, прикоснувшись к чему-нибудь нечистому, к нечистоте человеческой, или к нечистому скоту, или какому-нибудь нечистому гаду, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего. |
22 И сказал Господь Моисею, говоря: 23 скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. 24 Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело; а есть не ешьте его; 25 ибо, кто будет есть тук из скота, который приносится в жертву Господу, истребится душа та из народа своего; 26 и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота; 27 а кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего. |
28 И сказал Господь Моисею, говоря: 29 скажи сынам Израилевым: кто представляет мирную жертву свою Господу, тот из мирной жертвы часть должен принести в приношение Господу; 30 своими руками должен он принести в жертву Господу: тук с грудью должен он принести (и сальник на печени), потрясая грудь пред лицем Господним; 31 тук сожжет священник на жертвеннике, а грудь принадлежит Аарону и сынам его; 32 и правое плечо, как возношение, из мирных жертв ваших отдавайте священнику: 33 кто из сынов Аароновых приносит кровь из мирной жертвы и тук, тому и правое плечо на долю; 34 ибо Я беру от сынов Израилевых из мирных жертв их грудь потрясания и плечо возношения, и отдаю их Аарону священнику и сынам его в вечный участок от сынов Израилевых. 35 Вот участок Аарону и участок сынам его из жертв Господних со дня, когда они предстанут пред Господа для священнодействия, 36 который повелел Господь давать им со дня помазания их от сынов Израилевых.
Это
вечное постановление в роды их. |
37 Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, о жертве за грех, о жертве повинности, о жертве посвящения и о жертве мирной, 38 который дал Господь Моисею на горе Синае, когда повелел сынам Израилевым, в пустыне Синайской, приносить Господу приношения их. |
Жертвенное мясо можно было есть не только на дворе Скинии или Храма — его можно было есть и дома. В кругу семьи и друзей. В самом деле: человек ведь освящается у алтаря не для того, чтобы там, у алтаря, эта святость и оставалась. Весь смысл освящения и заключается в том, чтобы унести святость с собой. В обыденную жизнь. В ту самую повседневность, которая как раз и нуждается в освящении особенно — и тем более нуждалась в те времена, когда Бог присутствовал лишь там, где присутствовал, и мир ещё не был весь в присутствии Божьем, где он оказался после прихода Христа.
Однако и тогда существовали определённые ограничения. Два дня жертвенное мясо есть было можно, а то, что останется на третий день, нужно было сжечь. Не потому, что на третий день оно бы испортилось — хорошо прожаренное или пропечённое на углях мясо могло храниться достаточно долго.
Дело было не в мясе, а в человеке. В том, что человек не мог удержать то состояние освящённости, которое обретал у алтаря. Оно и неудивительно: ведь тут именно состояние, притом состояние, падшему человеку по природе не свойственное. Чтобы удержать полученное у алтаря — или, точнее, в нём удержаться, — надо было прилагать особые усилия. Те, которые мы сегодня называем обычно аскетическими и о которых редко знаем что-то определённое. Между тем во времена, когда были даны приведённые в этой главе Книги Левита предписания, ни о какой аскетике говорить ещё вообще не приходилось.
Тогда человек освящался и становился другим — и по опыту было известно, что на один, максимум на два дня его хватало: он мог ещё удержаться от падения, от утраты полученного, от отката в прежнее, обычное своё состояние, к святости отношения не имеющее. На третий же день — и тут, увы, снова опыт — человек неизбежно становился прежним. А значит, есть жертвенное мясо, освящённую пищу подобно пище обычной он уже не мог, не должен был.
Не потому, конечно, что мясо переставало быть освящённым: мясо есть мясо, у него нет свободы воли и оно не может выбирать. Человек же может, и его воли, его внутренней собранности, его концентрации не хватало на то, чтобы остаться таким, каким он был на дворе Скинии или Храма, когда подходил к алтарю. Вот тут-то и возможно осквернение — человек соприкасается с освящённой природой, не будучи готов к такому соприкосновению духовно. Такой человек неизбежно перестаёт быть частью народа Божия — по крайней мере, если делает это специально.
1 Вот закон о жертве повинности: это великая святыня; 2 жертву повинности должно заколать на том месте, где заколается всесожжение, и кровью ее кропить на жертвенник со всех сторон; 3
приносящий
должен представить из нее весь тук, курдюк и тук, покрывающий внутренности, 4 и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками пусть он отделит сие; 5 и сожжет сие священник на жертвеннике в жертву Господу: это жертва повинности. 6 Весь мужеский пол священнического рода может есть ее; на святом месте должно есть ее: это великая святыня. 7 Как о жертве за грех, так и о жертве повинности закон один: она принадлежит священнику, который очищает посредством ее. 8 И когда священник приносит чью-нибудь жертву всесожжения, кожа от
жертвы
всесожжения, которое он приносит, принадлежит священнику; 9 и всякое приношение хлебное, которое печено в печи, и всякое приготовленное в горшке или на сковороде, принадлежит священнику, приносящему его; 10 и всякое приношение хлебное, смешанное с елеем и сухое, принадлежит всем сынам Аароновым, как одному, так и другому. |
11 Вот закон о жертве мирной, которую приносят Господу: 12 если кто в благодарность приносит ее, то при жертве благодарности он должен принести пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и пшеничную муку, напитанную
елеем,
хлебы, смешанные с елеем; 13 кроме лепешек пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной; 14 одно что-нибудь из всего приношения своего пусть принесет он в возношение Господу: это принадлежит священнику, кропящему кровью мирной жертвы; 15 мясо мирной жертвы благодарности должно съесть в день приношения ее, не должно оставлять от него до утра. 16 Если же кто приносит жертву по обету, или от усердия, то жертву его должно есть в день приношения, и на другой день оставшееся от нее есть можно, 17 а оставшееся от жертвенного мяса к третьему дню должно сжечь на огне; 18 если же будут есть мясо мирной жертвы на третий день, то она не будет благоприятна; кто ее принесет, тому ни во что не вменится: это осквернение, и кто будет есть ее, тот понесет на себе грех. |
19 Мяса сего, если оно прикоснется к чему-либо нечистому, не должно есть, но должно сжечь его на огне; а мясо чистое может есть всякий чистый; 20 если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего; 21 и если какая душа, прикоснувшись к чему-нибудь нечистому, к нечистоте человеческой, или к нечистому скоту, или какому-нибудь нечистому гаду, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего. |
22 И сказал Господь Моисею, говоря: 23 скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. 24 Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело; а есть не ешьте его; 25 ибо, кто будет есть тук из скота, который приносится в жертву Господу, истребится душа та из народа своего; 26 и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота; 27 а кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего. |
28 И сказал Господь Моисею, говоря: 29 скажи сынам Израилевым: кто представляет мирную жертву свою Господу, тот из мирной жертвы часть должен принести в приношение Господу; 30 своими руками должен он принести в жертву Господу: тук с грудью должен он принести (и сальник на печени), потрясая грудь пред лицем Господним; 31 тук сожжет священник на жертвеннике, а грудь принадлежит Аарону и сынам его; 32 и правое плечо, как возношение, из мирных жертв ваших отдавайте священнику: 33 кто из сынов Аароновых приносит кровь из мирной жертвы и тук, тому и правое плечо на долю; 34 ибо Я беру от сынов Израилевых из мирных жертв их грудь потрясания и плечо возношения, и отдаю их Аарону священнику и сынам его в вечный участок от сынов Израилевых. 35 Вот участок Аарону и участок сынам его из жертв Господних со дня, когда они предстанут пред Господа для священнодействия, 36 который повелел Господь давать им со дня помазания их от сынов Израилевых.
Это
вечное постановление в роды их. |
37 Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, о жертве за грех, о жертве повинности, о жертве посвящения и о жертве мирной, 38 который дал Господь Моисею на горе Синае, когда повелел сынам Израилевым, в пустыне Синайской, приносить Господу приношения их. |
Жертвенное мясо можно было есть не только на дворе Скинии или Храма — его можно было есть и дома. В кругу семьи и друзей. В самом деле: человек ведь освящается у алтаря не для того, чтобы там, у алтаря, эта святость и оставалась. Весь смысл освящения и заключается в том, чтобы унести святость с собой. В обыденную жизнь. В ту самую повседневность, которая как раз и нуждается в освящении особенно — и тем более нуждалась в те времена, когда Бог присутствовал лишь там, где присутствовал, и мир ещё не был весь в присутствии Божьем, где он оказался после прихода Христа.
Однако и тогда существовали определённые ограничения. Два дня жертвенное мясо есть было можно, а то, что останется на третий день, нужно было сжечь. Не потому, что на третий день оно бы испортилось — хорошо прожаренное или пропечённое на углях мясо могло храниться достаточно долго.
Дело было не в мясе, а в человеке. В том, что человек не мог удержать то состояние освящённости, которое обретал у алтаря. Оно и неудивительно: ведь тут именно состояние, притом состояние, падшему человеку по природе не свойственное. Чтобы удержать полученное у алтаря — или, точнее, в нём удержаться, — надо было прилагать особые усилия. Те, которые мы сегодня называем обычно аскетическими и о которых редко знаем что-то определённое. Между тем во времена, когда были даны приведённые в этой главе Книги Левита предписания, ни о какой аскетике говорить ещё вообще не приходилось.
Тогда человек освящался и становился другим — и по опыту было известно, что на один, максимум на два дня его хватало: он мог ещё удержаться от падения, от утраты полученного, от отката в прежнее, обычное своё состояние, к святости отношения не имеющее. На третий же день — и тут, увы, снова опыт — человек неизбежно становился прежним. А значит, есть жертвенное мясо, освящённую пищу подобно пище обычной он уже не мог, не должен был.
Не потому, конечно, что мясо переставало быть освящённым: мясо есть мясо, у него нет свободы воли и оно не может выбирать. Человек же может, и его воли, его внутренней собранности, его концентрации не хватало на то, чтобы остаться таким, каким он был на дворе Скинии или Храма, когда подходил к алтарю. Вот тут-то и возможно осквернение — человек соприкасается с освящённой природой, не будучи готов к такому соприкосновению духовно. Такой человек неизбежно перестаёт быть частью народа Божия — по крайней мере, если делает это специально.
1 Вот закон о жертве повинности: это великая святыня; 2 жертву повинности должно заколать на том месте, где заколается всесожжение, и кровью ее кропить на жертвенник со всех сторон; 3
приносящий
должен представить из нее весь тук, курдюк и тук, покрывающий внутренности, 4 и обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; с почками пусть он отделит сие; 5 и сожжет сие священник на жертвеннике в жертву Господу: это жертва повинности. 6 Весь мужеский пол священнического рода может есть ее; на святом месте должно есть ее: это великая святыня. 7 Как о жертве за грех, так и о жертве повинности закон один: она принадлежит священнику, который очищает посредством ее. 8 И когда священник приносит чью-нибудь жертву всесожжения, кожа от
жертвы
всесожжения, которое он приносит, принадлежит священнику; 9 и всякое приношение хлебное, которое печено в печи, и всякое приготовленное в горшке или на сковороде, принадлежит священнику, приносящему его; 10 и всякое приношение хлебное, смешанное с елеем и сухое, принадлежит всем сынам Аароновым, как одному, так и другому. |
11 Вот закон о жертве мирной, которую приносят Господу: 12 если кто в благодарность приносит ее, то при жертве благодарности он должен принести пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и пшеничную муку, напитанную
елеем,
хлебы, смешанные с елеем; 13 кроме лепешек пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной; 14 одно что-нибудь из всего приношения своего пусть принесет он в возношение Господу: это принадлежит священнику, кропящему кровью мирной жертвы; 15 мясо мирной жертвы благодарности должно съесть в день приношения ее, не должно оставлять от него до утра. 16 Если же кто приносит жертву по обету, или от усердия, то жертву его должно есть в день приношения, и на другой день оставшееся от нее есть можно, 17 а оставшееся от жертвенного мяса к третьему дню должно сжечь на огне; 18 если же будут есть мясо мирной жертвы на третий день, то она не будет благоприятна; кто ее принесет, тому ни во что не вменится: это осквернение, и кто будет есть ее, тот понесет на себе грех. |
19 Мяса сего, если оно прикоснется к чему-либо нечистому, не должно есть, но должно сжечь его на огне; а мясо чистое может есть всякий чистый; 20 если же какая душа, имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего; 21 и если какая душа, прикоснувшись к чему-нибудь нечистому, к нечистоте человеческой, или к нечистому скоту, или какому-нибудь нечистому гаду, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего. |
22 И сказал Господь Моисею, говоря: 23 скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. 24 Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело; а есть не ешьте его; 25 ибо, кто будет есть тук из скота, который приносится в жертву Господу, истребится душа та из народа своего; 26 и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота; 27 а кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего. |
28 И сказал Господь Моисею, говоря: 29 скажи сынам Израилевым: кто представляет мирную жертву свою Господу, тот из мирной жертвы часть должен принести в приношение Господу; 30 своими руками должен он принести в жертву Господу: тук с грудью должен он принести (и сальник на печени), потрясая грудь пред лицем Господним; 31 тук сожжет священник на жертвеннике, а грудь принадлежит Аарону и сынам его; 32 и правое плечо, как возношение, из мирных жертв ваших отдавайте священнику: 33 кто из сынов Аароновых приносит кровь из мирной жертвы и тук, тому и правое плечо на долю; 34 ибо Я беру от сынов Израилевых из мирных жертв их грудь потрясания и плечо возношения, и отдаю их Аарону священнику и сынам его в вечный участок от сынов Израилевых. 35 Вот участок Аарону и участок сынам его из жертв Господних со дня, когда они предстанут пред Господа для священнодействия, 36 который повелел Господь давать им со дня помазания их от сынов Израилевых.
Это
вечное постановление в роды их. |
37 Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, о жертве за грех, о жертве повинности, о жертве посвящения и о жертве мирной, 38 который дал Господь Моисею на горе Синае, когда повелел сынам Израилевым, в пустыне Синайской, приносить Господу приношения их. |
Ветхий Завет очень часто повторяет запрет на употребление крови в пишу. Он был впервые включен как основное условие завета Божия с Ноем, и затем подтверждается в Моисеевом законодательстве в читаемой нами главе. С одной стороны, он служил для ограждения людей от некоторых проявлений язычества и первобытной дикости. Именно поэтому, как всякое отступление от веры в Единого Бога, нарушение этого закона так жестоко каралось. Каждый преступивший изгонялся, что в условиях кочевой жизни в пустыне было равносильно смерти. Но гораздо важнее смысл, который открывается нам при чтении уже Нового Завета. Этот Запрет служит для нас приготовлением к нетленной пище– Плоти и Крови Христа.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||