Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Ис 55:10-11

Представление о слове Божьем менялось на протяжении яхвистской истории, становясь всё более насыщенным смыслами. Вначале оно описывало некий вполне определённый пророческий опыт, опыт непосредственного слышания голоса Божия. Когда в таком контексте в Библии говорится о «слове Божьем» или о «слове Яхве» («слове Господнем» Синодального перевода), речь всегда идёт именно о слышании пророком голоса Божьего, о котором пророк и свидетельствует. Это был опыт непосредственного богообщения, а значит, вхождения Бога в жизнь конкретного человека. Но с течением времени на слово Бога стали смотреть также как на инструмент Его действия в мире.

В библейской Поэме творения, например, это слово звучит каждый «день творения», определяя этот день в контексте замысла Божия о Своём творении и о том, что именно должно происходить на том или ином этапе его становления (а «дни творения» и есть не что иное, как этапы становления Божьего творения, направляемого своим Творцом). Такое слово становится не чем иным, как выражением и воплощением Божьей воли, связанной с осуществлением Его замысла в конкретном месте и в конкретное время, некой конкретной и определённой Божьей интенции, обращённой к миру.

Если такие интенции оказывались обращены к человеку, они преломлялись в опыте того самого непосредственного слышания голоса Божия, который имели пророки, а также в заповедях Торы, в Декалоге, который обращён к человеческой природе и к человеческому духу так же, как слова Поэмы творения обращены к космосу. А когда наконец Слово воплотилось, оказалось, что все Божьи слова, сколько их ни звучало в мире с первых дней его существования, связаны с этим единым Словом. Иначе и не могло быть: ведь и само бытие мира связано с Божьим бытием. Мир не является божественным, но его существование связано с Божьей жизнью, с Божьими планами, с Божьей любовью к Своему творению. И в этом смысле мир, его существование неразрывно связаны с существованием его Творца.

Не случайно Божье дыхание веяло над миром с первых мгновений его бытия: Бог уже тогда знал Свой мир во всей полноте его возможностей. И готов был сделать его Своим Царством. И не Его вина, что путь к этому царственному бытию оказался для мира столь тернист. Бог сделал всё, что мог. Остальное зависит от нас.