Мысли вслух на Jb 8:1-2
Друзья Иова ничем не могут ему помочь в поисках ответа на главный вопрос - за что? И речь Билдада — лучшее тому подтверждение. Билдад, правда, ссылается не столько на личный опыт, сколько на традицию. И приводит множество цитат из книг мудрецов, которые с несомненностью доказывают главный его, Билдада, тезис: с праведником ничего плохого произойти не может, а если с человеком всё-таки что-нибудь такое происходит, значит, он не праведник. Старая, как мир, религиозная схема, легко позволяющая представить проблему Иова, по сути, псевдопроблемой. Нет никакой проблемы страдающего праведника, есть старая и давно решённая проблема страдающего грешника. Здесь снова всё то же желание не решить проблему Иова, а замять её. И лучше всего было бы её замять, введя в рамки религии, где нашлись бы и традиционные механизмы её разрешения, и готовые ответы на задаваемые Иовом вопросы.
Элифаз делал это более тонко, он опирался в том числе и на собственный духовный опыт, благо опыт этот способствовал становлению и укреплению религиозности самого Элифаза. Элифаз видит, что религиозность Иова шатается, и предлагает ему то, что могло бы её укрепить. То же по сути делает и Билдад, но, в отличие от Элифаза, своего опыта у него нет, и он предлагает Иову вместо него опыт предков, Традицию. Ход беспроигрышный: Традиция безусловно важна. Но лишь при условии адекватного её восприятия.
Подлинная Традиция всегда несёт в себе опыт духовной жизни прежних поколений. Но она несёт в себе также и свойственные этим поколениям религиозные формы, в которых носители Традиции свой опыт выражали. При желании даже в подлинной Традиции можно найти религиозность — и на ней остановиться. Превратить, например, некие древние книги в цитатник, где всегда можно найти высказывания на заданную тему — примерно так, как и поступает Билдад. Тогда Традиция исчезает, и остаётся лишь традиция, дело рук человеческих.
Вот её-то по сути и предлагает Билдад Иову для подкрепления его, Иова, религиозности. Вот только Иову-то надо другое. Ему не нужна реставрация собственной религиозности. Ему нужен ответ на главный вопрос, без которого жизни для него нет. Не только жизни духовной, но и жизни вообще — так всё для Иова серьёзно. А его друзья всё ещё надеются «заговорить» его проблему, подобрать для неё религиозно правильные слова, услышав которые, проблема исчезнет сама собой.