Ἐκ δὲ τη̃ς ση̃ς ἐπιστήμης ἕστηκεν ἱέραξ ἀναπετάσας τὰς πτέρυγας ἀκίνητος καθορω̃ν τὰ πρὸς νότον ἐπὶ δὲ σω̨̃ προστάγματι ὑψου̃ται ἀετός γὺψ δὲ ἐπὶ νοσσια̃ς αὐτου̃ καθεσθεὶς αὐλίζεται
Так что же такое мудрость? Человеческий ответ понятен: мудрость — это практика праведной жизни. А каков ответ Божий? Вот Его мир, в нём действуют неведомые человеку...
Так что же такое мудрость? Человеческий ответ понятен: мудрость — это практика праведной жизни. А каков ответ Божий? Вот Его мир, в нём действуют неведомые человеку силы, обитают существа, которым до человека нет решительно никакого дела — они просто есть, и всё. Человеческой мудростью они живут и действуют? На первый взгляд, такой ответ к праведной жизни отношения не имеет. Впрочем, как и к человеческой жизни вообще. Но это лишь на первый взгляд. Если же вдуматься… Будь праведность делом лишь человеческим, а Тора — только моральным кодексом, так бы, наверное, и было.
Но ведь на самом деле всё иначе. Тора — не просто моральный кодекс. Она вообще моральный кодекс в последнюю очередь. А в первую — описание законов духовной жизни. Тех самых, которые определяют отношения человека с Богом и людей между собой. Но ведь эти законы не могут не быть связаны с другими — с теми, которые определяют жизнь и существование самого мироздания.
Они же из одного Источника — законы мироздания и законы межчеловеческих отношений. И если человек претендует на то, чтобы давать окончательную оценку отношениям межчеловеческим, да и самим людям тоже, на то, что он праведник, что его праведность полноценна и сомнению не подлежит, он и о мироздании тоже должен знать всё. Мир должен подчиняться ему так же охотно, как его собственные суждения касательно своей праведности. А если не так, значит, и оценка человеком собственной праведности, как минимум, не является окончательной. И праведности других людей тоже. Тогда лучше вообще не претендовать в этом отношении на роль судьи, оставив окончательные оценки Богу.
В конце концов, праведность делает возможной для человека Бог, а не человек сам для себя. Конечно, учитывая ограниченность всякого человеческого взгляда, понять это нелегко.
Почему мы должны доверять Библии? Как нужно читать Библию неверующим, чтобы понять, что в ней написано?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||