Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Апостол

ПОНЯТИЕ

Греч. слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает -> посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении "посланник" (1 Regum 14:6), "посол" (Isaiae 18:2). НЗ называет А. полномочного посланника, к-рому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. - это -> ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) - это свидетель (-> Свидетель, II) Воскресшего (Деян 1:21 и след.; ср. 1Кор 15:1 и след.). В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А.:
1) А. (в Синод. пер. - "посланник") - лицо, подвластное пославшему его господину (Ioannem 13:16);
2) А. как посланцы церквей (2 Corinthios 8:23 - в Синод. пер. - "посланники"; Епафродит: Philippenses 2:25 - в Синод. пер. - "посланник"; -> Андроник и Юния: Romanos 16:7);
3) А. как миссионеры (= посланники) древнего христианства (Actus 14:14: "Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем...");
4) те двенадцать, к-рых Иисус назвал А. (Мк 3:14 и след. - см. греч. текст; Lucam 6:13);
5) Сам Иисус в Hebraeos 3:1 назван А. (в Синод. пер. - "Посланником") и Первосвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. представляющая мир перед Богом (ср. священнический чин Иисуса -> Иисус Христос);
6) существует и понятие "лжеапостолы" (А. - лжецы: Apocalipsys 2:2), лжеучителя, к-рых Павел иронически называет "высшими Апостолами" (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание "чрезвычайные А.") (2 Corinthios 11:5; 2 Corinthios 12:11), к-рые в действительности являются обманщиками (2 Corinthios 11:13).

ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ

А. ИХ ИМЕНА

Именование "А." для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса (Lucam 6:13).
1-4: две пары братьев (Matthaeum 4:18-22; Matthaeum 10:2; Marcum 1:16-20; Marcum 3:16-18; Lucam 6:14):
1) Симон, сын Ионин, прозвище -> Петр [греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. "камень" (Ioannem 1:42)];
2) Брат Симона -> Андрей (Ioannem 1:42);
3) -> Иаков, сын Зеведеев (Marcum 1:19);
4) Брат Иакова -> Иоанн (автор Евангелия, трех посланий и Откровения); оба сына Зеведеевы, согл. Marcum 3:17, были наречены также (может быть, под влиянием Lucam 9:54) -> Воанергес, т.е. "сыны громовы";
5) Филипп (Matthaeum 10:3, не путать с диаконом Филиппом: Actus 6:5; Деян 8:5 и след.);
6) -> Варфоломей = Нафанаил (Matthaeum 10:3; Ioannem 1:43-51);
7) -> Фома (Ioannem 20:24-29);
8) -> Матфей, мытарь (Matthaeum 9:9), он же Левий (Lucam 5:27);
9) -> Иаков, сын Алфеев (Matthaeum 10:3);
10) -> Фаддей = -> Иуда, сын Иакова (Matthaeum 10:3 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Lucam 6:16; Ioannem 14:22; Actus 1:13);
11) -> Симон Кананит, или -> Зилот, т.е. "ревнитель" (Matthaeum 10:4; Lucam 6:15);
12) -> Иуда Искариот, т.е. "человек из Кариота", предатель (Matthaeum 26:14-16; Мк 14:10 и след.; Lucam 22:3-6; Ioannem 13:21-30); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. -> Матфий (Actus 1:15-26).

В НЗ приведены четыре списка А. (Matthaeum 10:2-4; Marcum 3:16-19; Lucam 6:14-16; Actus 1:13). Нижеслед. сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные А. в различных книгах НЗ и в какой очередности они упоминаются:

Мф 10:2 и след.
Симон
Андрей
Иаков
Иоанн
Филипп
Варфоломей
Фома
Матфей
Иаков
Фаддей
Симон
Иуда Искариот

Мк 3:16 и след.
Симон
Иаков
Иоанн
Андрей
Филипп
Варфоломей
Матфей
Фома
Иаков
Фаддей
Симон
Иуда Искариот

Лк 6:14 и след.
Симон
Андрей
Иаков
Иоанн
Филипп
Варфоломей
Матфей
Фома
Иаков
Симон
Иуда
Иуда Искариот

Actus 1:13
Петр
Иоанн
Иаков
Андрей
Филипп
Фома
Варфоломей
Матфей
Симон
Иуда
Иуда Искариот
Иаков

Ин
Андрей
Симон
Сыны Зеведеевы
Филипп
Нафанаил
Иуда
Искариот
Фома

Б. ПРИЗВАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ

Во время Своего земного служения, продолжавшегося всего три года, Иисус Христос стремился, проповедуя, уча и исцеляя (Matthaeum 4:23; Matthaeum 9:35), к распространению Царства Божиего. В помощники Себе Он избрал двенадцать человек, названных А., и дал им наставления. При жизни Иисус призвал множество учеников: существовал круг пятисот (1 Corinthios 15:6), круг семидесяти (Lucam 10:1), круг двенадцати, а среди этих двенадцати - три самых близких ученика: Петр, Иаков и Иоанн. В собств. смысле слова только эти двенадцать были учениками [греч. матетай], к-рые сплотились вокруг своего Равви (Ioannem 1:38), чтобы жить вместе с Ним. С тремя из них у Него были особенно доверит. отношения. Им было позволено присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Marcum 5:37), на горе Преображения (Matthaeum 17:1) и в Гефсиманском саду (Matthaeum 26:37). Но и среди этих трех Петр (Matthaeum 16:13-20) и Иоанн (Ioannem 13:23; Ин 19:26 и след.) занимали особое положение. Как и когда Иисус призвал этих двенадцать - в Евангелиях не дано однозначного ответа. Там приведены: подробная история призвания в изложении Иоанна, позволяющая предположить, что это рассказ очевидца, к-рый не может забыть первой встречи с Иисусом (Ioannem 1:35-51, прежде всего Ioannem 1:39); рассказ о том, как был призван Петр, ловивший рыбу (Lucam 5:1-11), а также краткие истории призвания других А. (Matthaeum 4:18-22; Marcum 3:13-19 и Lucam 6:12-16). Вероятно, Иисус собрал вокруг Себя этих двенадцать учеников в результате того, что Его молитва была услышана (Lucam 6:12). Тогда привлечение этих учеников соответствует воле Небесного Отца. О том, что происходило в сердцах А. в момент призвания, можно догадываться на основании различных евангельских рассказов, напр. истории призвания Петра. Попав под власть речей (Лк 5:1 и след.), повелений и действий Иисуса, он видит перед собой живого Сына Божьего и осознает себя грешником. Прощающие слова Иисуса превращают его в нового человека, дарят ему новую жизнь, к-рая теперь будет проходить не под знаком своего "я", а под руководством Иисуса Христа. Благодарность за спасение от смерти (Ioannem 5:24) для новой жизни заставляет Петра сделать вывод (Lucam 5:10.11): он должен рассказывать и описывать то, что видел и слышал, т.к. не может молчать об этом (Actus 4:20). Всякое призвание является следствием встречи с Сыном Божьим: обычные, не склонные к религ. фанатизму люди, оставляют все, что у них было, чтобы следовать за Ним (Matthaeum 4:18-22; Lucam 5:11; Ioannem 1:43-45). Двенадцать А. последовали за Христом не потому, что были воодушевлены Иисусом или почувствовали потребность распространять Благую Весть, а потому что Он призвал их. Инициатива призвания всегда исходила от Иисуса.

В. ЗАДАЧИ АПОСТОЛОВ

Однажды призванные следовать за Христом, А. становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключается и в Его делах). Иисус направляет Своих посланников (Мф 10:5 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела - проповедь, благовествование и исцеление - преумножались и приносили плоды (Matthaeum 13:23; Ioannem 15:2.5.8).

Г. ПОНИМАНИЕ АПОСТОЛАМИ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА

Несмотря на то, что А. постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения (Marcum 10:35-40; Lucam 9:54). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях. Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра (Marcum 8:27-30) Иисус хранил тайну Своей личности, напр., не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились (Marcum 7:36). После того как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий (Мк 8:31 и след.; Мк 9:30 и след.; Мк 10:32 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили понимания. Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса (Matthaeum 16:22; Лк 24:25 и след.; Ioannem 2:22; Ioannem 16:12; Ioannem 20:9). Так, они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений (Мф 15:15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность (Lucam 17:5; ср. Matthaeum 17:20).

Д. СООБЩЕСТВО АПОСТОЛОВ

А. не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом. Когда Иисус посылал Своих учеников "по два" (Lucam 10:1; ср. также Actus 1:13), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2Кор 2:15 и след.).

E. НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

1) в Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность: Петр отрекся от Сына Человеческого (Matthaeum 26:69-75), Иуда предал Его (Matthaeum 26:14-16; Matthaeum 27:3-10), а другие А. бежали (Matthaeum 26:56). В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с Marcum 14:72 по Marcum 16:7). В этой ситуации свидетелями выступают женщины. В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит А. из состояния нерешительности (Ioannem 20:19) и подводит к радостной вере (Ioannem 20:20), перерастающей в полную убежденность (1 Ioannis 5:4). Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручение принять и продолжить Его дело (Ин 20:21 и след.), т.е. проповедь Царства Божиего (Matthaeum 24:14; Actus 1:3.8). Воскресший Иисус дает А. обетование пребывать с ними Своим Духом (Matthaeum 28:20; Ioannem 14:16). Торжественно повторяется и особое поручение -> Петру (Matthaeum 16:16-19 и Ioannem 21:15-19). Можно с уверенностью утверждать, что понятие А. "получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи" (H.W.Bayer. Gal.brief im NTD: Gal 1:5). Петр определяет А. как человека "из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его" (Деян 1:21 и след.). После воскресения поручение, к-рое было дано воскресшим Иисусом А., утрачивает все пространств. и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли (Actus 1:8) и во все дни до скончания века (Matthaeum 28:18-20);
2) но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие А. переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса - Иакова, к-рый тоже назван А. (Galatas 1:19);
3) А. были руководителями древней Церкви. Среди церк. служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место (1 Corinthios 12:28; Ephesios 4:11). После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на земле (Actus 1:3), и поэтому круг А. не расширяется. Из этого правила есть только одно исключение - Павел (1 Corinthios 15:8). По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате к-рой гонитель христиан Савл стал "избранным сосудом" в руках Иисуса (Actus 9:15). Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии (1 Corinthios 15:10; Гал 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботит не собственная значимость, а важность дела (1 Corinthios 3:5). Это особое предназначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений (Деян 15:22 и след.; Actus 16:3; Деян 21:17 и след.; Гал 2:9 и след.). -> Апостольский собор.

АПОСТОЛЫ И ЦЕРКОВЬ

Время А. давно прошло. Но совершенное и сказанное ими имеет для христиан всех времен и направлений непреходящее и решающее канонич. значение. Свидет-во А. сохранилось для мира в виде основополагающего для христиан НЗ. В процессе отбора, к-рый в конечном итоге привел к созданию канона, вопрос об апостольском авторстве был определяющим. Благодаря А. была основана Церковь (Деян 2:1 и след.). Эта Церковь постоянно разрасталась благодаря свидет-ву А., к-рых не могли сдержать ни угрозы (Actus 4:17.20), ни преследования (Деян 12:1 и след.). Стремление А. к проповеди Евангелия было сильнее их воли к жизни (2 Corinthios 11:23-28). Их свидет-ва зависели не от уровня их образованности (Actus 4:13; 2 Corinthios 11:6), а от того огня, к-рый горел в их сердцах (Lucam 12:49; Lucam 24:32; Actus 4:20) и разгорался тем ярче, чем яростней его пытались загасить (Actus 4:1-4; ср. также 2 Corinthios 13:8). Ничто не могло остановить А. в их стремлении выполнить поручение Учителя: "Итак идите, сделайте все народы учениками и крестите их" (Matthaeum 28:19, досл. перевод греч. текста). Именно поэтому их слово обладало силой, определяющей и приводящей в движение историю (Romanos 1:16). Так, их свидет-во "о великих делах Божиих" (Actus 2:11) и "учение Апостолов" (Actus 2:42) стали фундаментом, на к-ром воздвигнуто здание Церкви: все вводимые в это здание (Ephesios 3:6) оказываются "утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе" (Еф 2:20 и след.). -> Священное Писание (II,В-Г) -> Евангелие от Матфея (I,2).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).