Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Человек

I. В Библии Ч. рассматривается в единстве и целостности, хотя и в различных аспектах; он не мыслится "разделенным" на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу "части". Ч. как целое является "душею живою" (Genesis 2:7), а не "обладает" этой душой. Противоположность плоти и духа всегда понималась как противопоставление двух сущностей человека - плотской и духовной. И в этом случае Ч. также воспринимается как единое целое (Romanos 8:5-9). -> Дух, -> душа и -> тело - это разные "составляющие" человеч. существа, но не самостоят. его части. Наряду с ними Библия различает и четвертую составляющую - -> сердце как средоточие сущности Ч. (Marcum 12:30.33; Lucam 10:27). Здесь имеется в виду истинная жизнь Ч., дарованная Богом Ч. как единому целому (2 Corinthios 5:17; Ephesios 4:22-24; Colossenses 3:9.10).

II. С т.зр. физической жизни, если не принимать во внимание духовных проявлений личности, Ч., по существу, не отличается от животного (как и животные, он создан "из праха земного", "из земли" - Genesis 2:7.19; Genesis 6:17; Ecclesiastes 3:18-21). По своей тварной природе Ч. есть "прах и пепел" (Genesis 18:27), "червь и моль" (Iob 25:6), он преходящ, подобно траве (Psalmorum 102:14-16; Psalmorum 143:4; 1 Petri 1:24). Все творения, будучи бессильны сами по себе, живут исключит. благодаря постоянно обновляющейся творч. милости Бога (Iob 34:14.15).

III: 1) способность к сознат. ОБЩЕНИЮ С БОГОМ - вот то, что отличает Ч. от животного (Genesis 2:20). Оно выражается в восприятии слова Божьего, обращенного к Ч., и в послушании Ч. Богу (Genesis 2:16.17; Ezechielis 20:11; Marcum 12:30; Ioannem 4:34). Всякое самовольное, независимое от Бога познание Ч. добра и зла разрушает его общение с Богом (Genesis 2:17; Ioannem 5:30). Послушание может быть только следствием свободного волеизъявления; оно проявляется посредством человеч. "да", звучащего в ответ на Божий призыв (Proverbiorum 23:26). Это означает свободу выбора - повиноваться Богу или противиться Ему (-> Свобода, свободный, II,3), однако исключает со стороны Ч. возможность достичь цели своего призвания лишь собств. усилиями, вне и без Бога (Genesis 3:1-6). Подлинное послушание обусловлено связью Ч. со Христом (Ioannem 15:4-7; Colossenses 1:27) и хождением в Св. Духе (Galatas 5:16.25). При этом покорность Ч. становится необходимым условием для действия Божьего (2 Corinthios 12:9.10). Смысл и цель общения между Богом и Ч. связаны с тем, что Ч. создан ПО ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ (Genesis 1:27; 1 Corinthios 11:7). Это относится не только к Адаму, но распространяется на весь род человеч. (Genesis 5:1.3). Запреты убивать и проклинать Ч. связаны именно с тем, что каждый Ч. создан по образу и подобию Божьему (Genesis 9:6; Iacobi 3:9). При этом не имеется в виду ни внешнее сходство с Богом, ни духовно-душевное отличие Ч. от других живых существ; образ невидимого Бога как бы отражается в образе духовного устроения Ч. - "внутреннем человеке" (см. Ioannem 14:9; Colossenses 1:15). Как образ Божий, Ч. был предназначен владычествовать на земле (Genesis 1:26; Psalmorum 8:6-9; ср. Ecclesiasticus 17:1-13), представляя среди остальных созданий власть Божью над миром, свидет-вуя о ней и осуществляя ее в качестве "наместника", с истинной праведностью и святостью (Ephesios 4:24). В этом смысле Ч. обладает отчасти той славой и честью (Psalmorum 8:6), к-рые принадлежат лишь Богу (Isaiae 42:8; ср. связь между славой, подобающей Христу, и Его свойством быть образом Божьим - 2 Corinthios 4:4; Hebraeos 1:3). (-> Адам (I,1) -> Образ Божий.) У народов Древнего Востока почитание изображений царей основывалось на сходных представлениях. В Вавилоне царь рассматривался своими подданными как образ бога Мардука;
2) отпав от Бога, Ч. заменил служение славе Божьей идолослужением, почитанием безжизненных форм (изображений), а также преклонением перед Ч. и силой животных (Romanos 1:23). Из-за греха образ Божий в Ч. исказился и помрачился, хотя и не уничтожился вовсе; его отблеск еще сохраняется в Ч., поскольку тот признает Господа законным Владыкой, хотя и пребывает в состоянии противления и отпадения от Него. Но Ч. и все человеческое находится теперь в противостоянии Богу и потому подлежит Его суду. Все люди лживы, и все согрешили (Romanos 3:4; Romanos 5:12), поэтому Христос предостерегает Своих учеников: "Остерегайтесь же людей" (Matthaeum 10:17). Все свои усилия вести праведную жизнь Ч. основывает на предписаниях, заповедях и учениях человеч. (Isaiae 29:13; Osee 5:11; Marcum 7:8; Colossenses 2:8.22). Но истинная свобода Ч. имеет небесное, а не человеч. происхождение (Galatas 1:11). Если Павел иногда и говорит "по человеческому рассуждению", то исключит. для того, чтобы быть лучше понятым (Romanos 3:5; 1 Corinthios 9:8);
3) путь к обновлению подобия Божьего в Ч., к пробуждению в нем новых творческих сил лежит через покаяние и спасение Ч., после чего он становится новым творением во Христе (Romanos 8:29; 2 Corinthios 3:18; Ephesios 4:24; Colossenses 3:10). Так возникает новый Ч., к-рый, в противоположность ветхому, грешному Ч. (Romanos 6:6), вновь создается по образу Божьему (-> Возрождение). Выражения "внешний человек" и "внутренний человек" обозначают соотв. плотскую сторону Ч. и Ч., обратившегося к Богу (2 Corinthios 4:16). О выражении "человек греха" (2 Thessalonicenses 2:3) -> Антихрист, а также -> Адам -> Муж -> Женщина.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).