Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Мать
[евр. эм].

I. М. - женщина, родившая ребенка (-> Отрок); при полигамии ее называют так, чтобы отличить от остальных жен отца этого ребенка (-> Отец). Если у отца несколько жен, то наиб. близким родством объединены дети общей М. (Jdg 8:19). "От утробы (или чрева) матери" означает "от рождения" (-> Рождение), "от начала жизни человека" (см. Psa 21:10; Gal 1:15). Материнство рассматривается в Библии как высшее счастье, а бездетность - как величайшее несчастье израил. женщины (см. Sa1 1:6; Sa1 2:5; Isa 54:1). Поскольку М., родившая детей, ухаживала за ними, воспитывала их, то она связана с ними особенно сильно; она не может забыть их (Isa 49:15; Isa 66:13; Th1 2:7) и заботится об их жизни, содержании и преуспевании (см. Агарь, Gen 21:16; Иохаведа - М. Моисея, Exo 2:2-9; настоящая М. ребенка, принесенного на суд Соломона, Ki1 3:26.27; М. сыновей Зеведеевых, Mat 20:20.21). Библия предписывает оказывать почтение и послушание М. во все дни ее жизни, так же как и отцу (Exo 20:12; Exo 21:15.17; Pro 1:8; Pro 23:22; Mat 15:4-6; Eph 6:2.3). Естественно, М. оказывает большое влияние и на духовное развитие ребенка, на его склонность к добру или злу (см. благое влияние Ревекки на Иакова, Gen 27:1; Анны - на Самуила, Sa1 1:1 - Sa1 2:1; Евники - на Тимофея, Ti2 1:5; напротив, злое влияние Иродиады на дочь, Mar 6:24.25). Материнская привязанность наблюдается и у животных (Exo 22:30; Lev 22:27). -> Преступление.

II. В метафорич. значении город или страна по отношению к ее жителям или к окружающим меньшим городам и селениям может именоваться М. (Sa2 20:19; Isa 50:1; Jer 50:12; Eze 19:2; Hos 2:2-4). Однако это слово может употребляться, когда говорится о духовном первенстве или водительстве, напр. Девора именуется "Матерью в Израиле" (Jdg 5:7). Часто в символич. значении М. именуется Иерусалим - "Матерь всем нам" (Gal 4:26); о Вавилоне же говорится, что он - "Мать блудницам и мерзостям земным" (Rev 17:5; ср. Jer 50:12). Ева, первая женщина и М., названа "матерью всех живущих" (Gen 3:20).

III. Отношение М. к своим детям служит образом любви Божьей к Его народу (ср. Isa 44:1.2; Isa 66:13). Однако послушание Богу важнее послушания М. (Mat 10:37) и следование за Христом должно превалировать над всеми кровнородственными связями (ср. Mat 12:50; Mat 19:29; Joh 19:27).

IV. Особое внимание уделяется в НЗ Марии, М. Иисуса Христа, рождение Которого предвещают пророки (Isa 7:14; Mic 5:2). Ее материнская радость подробно описывается в Luk 1:26-56. К ней относится все, что обычно говорится о чувствах М. к своему ребенку, однако земная сторона материнства отступает перед повелением Божьим: это показано особенно ярко в Mat 12:49 и Joh 2:4. После воскресения Иисуса Христа Мария постоянно находится среди Его учеников (Joh 19:25-27; Act 1:14).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).