Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Мир,
пространство, порядок и образ вещей, к-рые Богом предназначены для жизни человека.

I. СЛОВО "МИР" В ВЗ:
1) евр. ВЗ не знает единого обозначения для понятия "М.", к-рое может выражаться различным образом: а) слова "вся земля" (Gen 11:1.8.9) или "земля" (Gen 1:28), как правило, используются в смысле "ареал обитания человека" (ср. Gen 18:25; Num 14:21; Jos 23:14). В иных случаях под словом "земля" может подразумеваться понятие, противоположное понятию "небо" (Gen 1:1), а также земля в отличие от воды. Слово "земля" может использоваться и в значении "страна", напр. "земля Египетская", (Gen 13:10) или как синоним слов "грунт", "пашня" (Gen 23:15). Слово "земля" употреблялось и как обозначение тьмы (Job 10:21, в Синод. пер. - "страна тьмы"). Словосочетание "небо и земля" использовалось в значении "весь сотвор. мир" (Gen 1:1; Gen 2:1; Gen 14:19.22); б) во времена патриархов представление о М. ("вся земля"), как можно судить по Быт 10, ограничивалось тер., простиравшейся до гор между Каспийским морем и Персидским заливом, до Малой Азии и Красного моря. Это представление об ограниченности М. обнаруживается у аккад. царя Саргона (ок. 2300 г. до Р.Х.). Свое царство, простиравшееся от Персидского залива до Средиземного моря он отождествлял с понятием "М." и принял титул "властелин мира", став первым в истории "всемирным" правителем. "Карта мира" на глиняной табличке, изготовл. для его воен. походов, сохранилась до наших дней;
2) а) в Септуагинте (греч. пер. ВЗ) для обозначения М. используется преимущ. слово космос (производное от глагола "полировать"). Это же слово употреблено там для обозначения украшений (Exo 33:5; Isa 3:18; Isa 49:18). Космос подразумевает упорядоч. совокупность небесных тел и Вселенную в целом; это слово используется для обозначения М., поскольку чудесное расположение всех его частей возвещает совершенство высшего порядка [ Deu 4:19; Deu 17:3; греч. космос урану = "воинство небесное"]. То же значение имеет слово космос и в Gen 2:1: небо (уранос) и земля (ге), и все воинство их (космос); б) в апокрифич. писаниях слово космос также означает весь М., все мироздание (Ma2 7:9.23; Ma2 12:15). М. в целом и его устройство носят божеств. характер, но в результате человеч. грехопадения в М. проникли чуждые ему зло и смерть (Wis 2:24; Wis 14:14);
3) нигде - ни в евр., ни в греч. словоупотреблении ВЗ - не встречается слово или устойчивое словосочетание, к-рое обозначало бы М. как целое. Возм., в этом отражаются разорв. и неупорядоч. с момента грехопадения отношения между небом и землей.

II. ПОНЯТИЕ "МИР" В НЗ. Греч. язык НЗ применяет для обозначения понятия "М." наряду со словом космос еще и слово айон:
1) айон - это время без начала и без конца, -> вечность (Joh 6:51; Pe2 3:18; Heb 1:8). Позднее слово айон стало относиться также и ко времени существования М., мировому периоду или мировой эпохе (Co1 2:7, в Синод. пер. - "века"). НЗ делает различие между "веком сим" (Mat 13:22), людям к-рого предназначено заботиться о земных вещах (Luk 16:8; Rom 12:2; Eph 2:2), и "будущим" (Mat 12:32), или "грядущим", веком (Mar 10:30), к-рый будет представлять новое, соверш. и славное устройство вещей, отличающееся от "века сего" тем, что оно будет вечным;
2) космос - это М. во всей целостности божеств. творения. В НЗ это слово употребляется в след. значениях: а) космос как упорядоч. устройство всего Божьего творения: Бог создал М. и все, что в нем (Деян 17:24 и след.; Rom 1:20; ср. Joh 17:5); б) космос как место пребывания человечества, т.е. тот порядок вещей, внутри к-рого человечество существует, представляя собой его центр (см. Act 17:26). Аврааму было обещано, что он станет наследником М. (Rom 4:13); человек рождается в М. (Joh 16:21), в к-рый он ничего не может принести и из к-рого ничего не может вынести (Ti1 6:7). Этот М. предлагает себя в распоряжение человека (Mat 16:26), все в нем может стать его собственностью (Co1 3:22); в) космос как человечество всех времен (Mat 18:7; Rom 3:6.19) или как совокупность живущих в определ. время людей (Pe2 2:5; Pe2 3:6); в еще более общем значении это слово может означать людей вообще, "всех людей" (Joh 12:19; Joh 18:20); г) космос как отпавший от Бога порядок вещей, в к-ром правит "князь мира сего" (Joh 14:30). Через человека в М. проникли грех и смерть (Рим 5:12 и след.), к-рые определяют совр. состояние М. Поэтому "мир сей" пребывает в противоречии с М. Божьим, Иисус явился "от вышних", от Бога, в "мир сей" (Joh 8:23). Иногда с "миром сим" соединяется лишь представление о несовершенстве существующего мироздания (Joh 12:25; Joh 13:1; Joh 18:36; Co1 5:10). Дружба с этим М. означает вражду с Богом (Jam 4:4; ср. Jo1 2:15-17). Человек должен "хранить себя неоскверненным от мира" (Jam 1:27). Разорв. отношения между небом и землей, между Богом и сотвор. им М., проявляются в том, что отпавший от Бога человек обращает окружающий его веществ. М. против установл. Богом порядка.

III. МИР В ПИСАНИЯХ ПАВЛА И ИОАННА. Там, где апостолы Павел и Иоанн употребляют слово космос, они исходят из того, что вещи этого М. используются человеком против Бога:
1) для Павла М. соответствует "веку сему" (Co1 1:20); и то, что угодно Богу, принципиально отличается от того, что приходит от М. (Co1 2:12; 1 Кор 7:33 и след.; Co2 7:10); а) Павел иногда отождествляет М. с язычниками и тогда противопоставляет его Израилю (Рим 11:12 и след.; ср. Luk 12:30). Но, в отличие от авторов раввинистической лит-ры, Павел относит к М. и людей, не принадлежащих к народу Израиля, и тех иудеев, к-рые стремятся оправдаться Законом. Весь этот М. подлежит суду Божьему (Rom 3:6.19). Его проклятие служит приговором человечеству, своим противлением обращающему установл. Богом порядок вещей против Божьих целей (Co1 11:32). Нет ни одного человека, праведного пред Богом, все люди совратились с пути, нет никого, делающего добро (Rom 3:10-12); б) тем большее значение приобретают слова Павла о том, что Бог примирил с Собою М., позволив Безгрешному умереть за грешников (Co2 5:18-21). Павел свидет-вует, что Бог явился во плоти, проповедан в народах и был принят в М. верою (Ti1 3:16). В соотв. с обновл. через Хри-ста отношениями между Богом и Его творением, человеку как чаду Божьему открывается новое отношение к М.: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Gal 6:14). Цель христиан - быть "чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода", они должны "сиять, как светила в мире" (Php 2:15). Веруя во Христа, можно пользоваться вещами этого М., не злоупотребляя ими (Co1 7:31). Павел может сказать о себе, что он жил в М. в простоте и богоугодной искренности (Co2 1:12);
2) в Ев. от Иоанна в употреблении слова космос также четко прослеживается противопоставление Бога и сотвор. М.: а) человек рождается в М. (Joh 16:21); живет и действует по-мирски (ср. Joh 14:27) и, будучи частью этого М., отвергает свет, пришедший в М. (Joh 1:11; Joh 3:19). Иоанн свидет-вует, что М. будет судим за богопротивное поведение людей. Слово "М." в этой связи часто означает отпавшее от Бога человечество, пребывающее в М. (Joh 16:8; Joh 17:25). След., дела этого М. злы (Joh 7:7), они подлежат суду (Joh 3:19; Joh 12:31); М. с его похотью проходит (Jo1 2:17), тем не менее он должен быть обличен в грехе (Joh 16:8); б) созревший для суда М. является предметом Божьей любви: Бог отдает Самого Себя в Своем Сыне (Joh 3:16), Который свидет-вует, что был послан в мир Отцом не для того, чтобы судить М., а чтобы спасти его: "Верующий в Него не судится". Спаситель явился в извращ. людьми М., чтобы стать светом, озаряющим им обратный путь к Богу (Ин 1:9 и след.; Ин 3:19 и след.; Joh 8:12; Joh 9:5; Joh 12:46). Сын Божий происходит "не от мира сего", поэтому только Он мог принести жертву за грехи этого М., т.е. за грехи людей (Joh 2:2); в) в соотв. с этим строится и отношение учеников Иисуса к М.: они тоже не из этого М., или "не от мира сего", потому что их призвал Христос (Joh 15:19; Joh 17:14.16). Конечно, они еще пребывают в М., но поскольку Иисус посвятил Себя за них, чтобы и они были освящены истиной, то Он может и послать их в М., и одноврем. просить Отца, чтобы Он сохранил их от зла в М.. Так, ученики Иисуса пребывают в уверенности, что они также посланы Им в М., как Сын послан в М. Своим Отцом (Jo1 4:17). Те, кто от Бога, победили М., ибо Тот, Кто в них, "больше того, кто в мире" (Jo1 4:4).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).