Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Время

I: 1) одно из важнейших библ. понятий, связ. с идеей В., выражено греч. словом эон, к-рое может обозначать как -> вечность в значении "бесконечность", так и особо продолжит. отрезок В. Значение этого слова в каждом конкретном случае выступает из контекста, но очевидно, что в отношении Самого -> Бога (Gen 21:33; Isa 40:28) и Его свойств (-> Милость, Psa 88:3; Psa 137:8; -> Милосердие, Ch2 5:13) "вечность" может пониматься только как "бесконечность". Это же относится к Его слову (Pe1 1:25), Его спасению (Isa 45:17) и Его Царству (Psa 144:13). Под словом эон может подразумеваться и большой отрезок Свящ. истории, к-рый, закончившись однажды, начинает принадлежать вечности. Так, Аароново священство считается "священством по уставу на веки" (Exo 29:9). То же относится и к установлениям культа, к-рые были лишь тенью грядущего и с его наступлением были отменены (Heb 7:11-22; Heb 9:11);
2) В. имеет власть над всем, что сотворено Богом, но для Самого Бога оно не существует. В. и вечность не следуют одно за другим, как бы объедин. одной линией. Неверно полагать, что до сотворения мира существовала вечность и после конца света она наступит вновь. В. и вечность - два различных способа бытия, относящиеся к разным мирам, к-рые сосуществуют, но имеют коренные отличия, как мир видимого и мир невидимого (Co2 4:18). Но эта граница прозрачна, вечность проникает в то, что сковано узами В. Хотя присущие вечности блага спасения пребывают на небесах (Pe1 1:4), но избр. они доступны уже в их земной жизни (Ti2 1:12.14; Ti2 4:8). Люди могут быть удостоены временного перехода через эту границу (Co2 12:2.4); тогда они пребывают "в духе" (Rev 4:2), слышат и видят то, чего нельзя изречь ни на одном из земных языков. Миры вечности и В. различаются не столько по продолжит-сти, сколько по содержанию. Там, где надо подчеркнуть, что речь идет о бесконечности, в греч. языке употребляются другие слова;
3) собственно В. в греч. языке обозначается словами хронос и кайрос. Слово хронос обозначает момент, когда совершилось то или иное событие (Mat 2:7.16; Mar 2:19; Mar 9:21; Luk 1:57; Act 1:6), или В., на протяжении к-рого к.-л. или ч.-л. пребывает в определ. состоянии (Luk 8:27; Joh 7:33). Слово же кайрос обозначает определ. срок или отрезок В. (Mat 24:45; Luk 12:42; Luk 20:10). Так, люди, услышав слово Божье, могут уверовать на какое-то время (Luk 8:13). Соверш. послушание Христа проявляется в том, что Он все совершает в точно определ. В. (Joh 7:6.8; ср. Mat 11:25; Mat 12:1; Luk 13:1), зная об установл. Ему Отцом сроках (Mat 26:18). Сатане также отведено свое В. (Luk 4:13). Но люди, как правило, не различают своего В. (Mat 16:3; Luk 12:56; Luk 19:44), хотя все указывает на то, что им дано В. спасения (Eph 5:16; ср. Co2 6:2); с другой стороны, ничего нельзя предпринимать раньше установл. В. (ср. Co1 4:5). Сам Бог определяет это В. для всего, что подчинено Ему (Mar 13:33; Luk 21:24; Th2 2:6; Pe1 4:17; Pe1 5:6; ср. Ecc 3:1-8; Hab 2:3).
II: 1) как и другие народы, израильтяне делили В. на годы (-> Календарь), месяцы, -> дни и -> часы, но у них это деление связывалось преимущ. с Богом и богослужением. Слово "ежегодно" встречается почти исключит. в указаниях к богослужениям и в сообщениях о них (Exo 13:10; Exo 30:10; Deu 15:20; Sa1 1:3; Zec 14:16). Бог упорядочивает течение лет, деля его на отрезки, в к-рые Его заповедь прерывает привычную жизнь -> субботними годами и -> юбилейным годом;
2) историч. книги Библии не знают сквозной хронологии, где отсчет В. начинался бы с определ. момента (-> Летосчисление). Годами измеряется только продолжит-сть -> перехода через пустыню. За точку отсчета В. взят исход из Египта, подобно тому как в Риме отсчитывали годы от основания города. В книгах Царств и Паралипоменон год того или иного события обозначается как год царствования соотв. царя. Перед лицом Бога, для Которого "один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (Pe2 3:8), событие оценивается как исполнение Божьей воли, а не как "всемирно-исторический" момент. Только однажды библ. событие сознательно вводится в мировую историю: рождение Сына Божьего (Luk 2:1) и начало Его служения (Luk 3:1) знаменуют собой начало новой эры в истории человечества;
3) отсюда становится понятным, почему день, как строго определ. календарная дата, встречается в Библии только как срок установл. Богом праздника. Но понятие "час" никогда не встречается в ВЗ как указание на В. и лишь однажды - как указание длит-сти происходящего (Dan 4:16); в остальном оно замещает понятие "в данный момент", "до данного момента" или "с этого момента". И лишь одно из описываемых событий хронометрируется в Евангелиях по часам: смерть Иисуса на кресте (Mat 27:45; Mar 15:25.33; Luk 23:44). Часы суток указаны и в повествованиях о таких событиях, как сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы (Act 2:15), первое чудо, соверш. учениками Господа (Act 3:1), видение Корнилия и молитва Петра (Act 10:3.9.30).
III. Из сказ. выше следует, что Библия рассматривает В. не как процесс, внутренне присущий миру, напр., как круговорот, в к-ром все повторяется, возвращаясь к своему началу, или как течение из ничего в ничто, а как нечто, данное Богом и направл. к определ. цели. Бог определяет продолжит-сть жизни (Job 14:5; Psa 30:16), только Он может продлить жизнь людей сверх предусмотр. срока (Ki2 20:6; Isa 38:5; ср. Mat 6:27). Но Бог определяет и содержание каждого временного отрезка, ибо Он записывает в Свою книгу все дни жизни человека начиная с его рождения (Psa 138:16). По Своей воле Бог определяет во В. события в жизни Своего и других народов (Gen 15:16; Jer 25:11; Act 17:26). Как для отдельных людей и народов, так и для всего мира Бог определяет цель [греч. телос] их существования (-> Приход Царства Божиего на землю). Час последнего решения известен только Ему. Все жившие на земле предстанут тогда пред Божьим -> судом (Rev 20:11) и должны будут дать отчет об использовании отмер. им В. земной жизни. Правильное использование В. откроет путь к вечному блаженству, злоупотребление им приведет к вечному проклятию. Так В. обретает свой смысл как В. милости, предназнач. для принятия спасения и подготовки к тому, чтобы выдержать испытание в день Божьего суда.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).