ВАВИЛОНСКАЯ ТОСКА; ВАВИЛОНСКИЙ ПЛАЧ. 1. Выражение безысходного отчаяния, горя, тоски по родине, родным местам. 2. О грустном состоянии души.
Пс. 136:1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. (О чувствах иудеев, находившихся в вавилонском плену). Аш.; Мих.
ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ (ПЛЕН). Состояние порабощенности и унижения, вызванное вынужденной долгой разлукой с родиной.
Пс. 136:3, 4. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселия: «Пропойте нам из песен Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? В 587 — 538 гг.до н.э. была уведена в плен значительная часть населения Иудеи царем Навуходоносором II. Аш.; Г.
ВАВИЛОНСКОЕ СМЕШЕНИЕ ЯЗЫКОВ. Бестолковый, шумный разговор.
По библейскому сказанию о сотворении Вавилонского столпа.
Быт. 11:7-9. [Бог]: Сойдем же и смешаем язык их так, чтобы они не поняли друг друга. Мих.
ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ. Шутл. Беспорядок, суматоха, шум, неразбериха.
По библейскому сказанию о постройке высокой башни.
Быт. 11:1-9. И сказал Господь: «Вот один народ, и один у всех язык, и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать; ...смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого». Этиологическое предание о причинах людского многоязычия и рассеяния людей (наказанных за греховное намерение) на земле. Столпотворение (старосл.) — сотворение столпа, башни. Аш.; Мих.; Мол.; Аф.; Г.
ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. Ирон. Молчаливый и покорный человек, неожиданно заговоривший и запротестовавший.
Числ. 22:27-28. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы. И сказала она Валааму: «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» Валаам — волхв с р. Евфрат, которого моавитский царь Валак просил приехать в Палестину, чтобы проклясть израильтян. Аш.; Мих.; Мол.; Аф.
ВАЛТАСАРОВ ПИР. Книжн. 1. Веселая, легкомысленная жизнь во время какого-л. бедствия. 2. Роскошный пир с оргиями.
По библейскому сказанию о Валтасаре, царе Халдеи, который пировал в то время, как город брали штурмом мидяне и персы (Дан. 5). Аш.; Мих.
ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА (ЕСТЬ). Книжн.
Иак. 2:20. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? [Иаков приводит в пример Авраама, возложившего на жертвенник своего сына]. Аш.; Мих.
ВЕРА ГОРАМИ ДВИГАЕТ.
1 Кор. 13:2. Если имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. Мих.; Аф.
ВЕТХИЙ АДАМ (ЧЕЛОВЕК). Книжн. Устар. 1. Человек вообще (с подчеркнутой причастностью к первородному греху). 2. Ирон. Человек старых, отживших взглядов и привычек.
Кол. 3:9. Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его. См.: Рим. 6:6; Еф. 4:22. Аш.; Мих.; Г.
ВЗЫСКУЮЩИЕ ГРАДА. Книжн. Ищущие лучших форм жизни, социальной справедливости (о страстных искателях правды).
Евр. 13:14. Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Взыскующие (ц.-сл.) — ищущие; грядущий град — Царствие небесное. Аш.
(ВСЕ) ВЗЯВШИЕ МЕЧ — МЕЧОМ ПОГИБНУТ. Книжн. Кто задумывает недоброе, сам становится жертвой.
Мф. 26:52. Тогда говорит ему [Петру] Иисус: «Возврати меч свой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». См.: Откр. 13:10; Быт. 9:6. Ср. рус. модиф: Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. (П.А. Павленко Александр Невский: Киноповесть // Собр. соч., Т. 4. М. 1954. с. 225. — Кинофильм вышел на экраны 1 декабря 1938 года). Аш.; Мих.; Аф.
В КОСТЮМЕ АДАМА. Нагишом, без всякой одежды.
По библейскому сказанию о первом человеке Адаме, который до грехопадения жил в раю без одежды, «в природном виде» (Быт. 1, 2). Мих.; Мол.
ВКУСИТЬ (ВКУШАТЬ) ПЛОДЫ; ПОЖИНАТЬ ПЛОДЫ. Книжн. Пользоваться результатами совершенного, сделанного, достигнутого.
Быт. 2:16-17; 3:1-5. И сказал змей жене: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их [плоды], откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Аш.; Ш.; Мол.
ВКУШАТЬ ОТ ДРЕВА ПОЗНАНИЯ (ДОБРА И ЗЛА). Книжн. Получать знания, просвещаться, постигать смысл явлений.
Быт. 2:4. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Аш.; Ш.; Аф.
ВКУШАЯ, ВКУСИХ МАЛО МЕДУ (И СЕ АЗ УМИРАЮ). Книжн. 1. Мало видел хорошого в жизни. 2. Мало пожил.
1 Цар. 14:43. И сказал Саул Ионафану: «Расскажи мне, что делал ты?»И рассказал ему Ионафан и сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть». По библейскому сказанию, во время войны с филистимлянами первый царь евреев Саул заклял воинов, запретив им принимать пищу до вечера, когда он предполагал окончательно разгромить филистимлян. Саул обещал народу наказать смертью того, кто нарушит запрет. Сын же его Ионафан не знал об этом заклятье. Аш.
ВЛАСТИ ПРЕДЕРЖАЩИЕ; ВЛАСТЬ ПРЕДЕРЖАЩАЯ. Книжн. 1. Лица, облеченные высшей властью. 2. Ирон. Начальство.
Рим. 13:1-5. Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть аще не от бога. [Всякая душа да будет покорна стоящим у власти, ибо нет власти не от Бога]. Аш.; Ш.; Аф.
ВЛАСТЬ ТЬМЫ. Книжн. О засилии невежества, отсталости, реакции.
Лк. 22:53. [Иисус первосвященникам и старейшинам]: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и копьями, чтобы взять меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы». Аш.; Ш.; Аф.
ВЛОЖИТЬ ПЕРСТЫ В ЯЗВЫ. Книжн. 1. Коснуться уязвимого, больного места у кого-л. 2. Не доверяя другому, самому убедиться в чем-л. на опыте.
Ин. 20:24-29. Но он [Фома] сказал им [апостолам]: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны [язвы] от гвоздей, и не вложу руки моей в ребры Его, не поверю». Аш.
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. Книжн. О созидающей, творческой силе слова.
Ин. 1:1. В начале было Слово. И Слово было Бог. Б.-Ш.
ВНЕСТИ (ВНОСИТЬ) СВОЮ ЛЕПТУ. Книжн. Принять посильное участие в чем-л.
Лк. 21:1-4. Увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: «Эта бедная вдова больше всех положила, ибо она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела». См.: Мк. 12:41-44. Лепта (греч. lepton) — мелкая медная монета. Ш.
В ОГОНЬ И В ВОДУ (пойти, идти). Пойти (идти) на все, на любые самоотверженные поступки, не раздумывая, жертвуя всем.
Мф. 17:15. Господи! Помилуй сына моего; он в полнолунии беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду.
Ис. 43:2.
Будешь ли переходить через воды, Я с тобою — через реки
ли, они не потопят тебя, — пойдешь ли через огонь, не
обожжешься, и пламя не опалит тебя. См.: Пс. 65:12.
Мих.; Мол.
ВОЗВРАЩАЕТСЯ ВЕТЕР НА КРУГИ СВОЯ. Книжн. Все повторяется.
Екк. 1:6. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя. Аш.; Ш.; Аф.; ФС.
ВОЗВРАЩАТЬСЯ НА КРУГИ СВОЯ. Книжн. Вернуться к прежнему положению, состоянию.
Екк. 1:6. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя. Аш.; Ш.; Аф.; ФС.
ВОЗОПИТЬ (ВОПИЯТЬ) ГЛАСОМ ВЕЛИИМ (ВЕЛИКИМ). Книжн. Взывать громким голосом.
Мк. 1:26. [Об изгнании Иисусом беса, вселившегося в человека]. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. См.: Мф. 27:46. Аш.
ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ. Книжн. Лицемер, скрывающий пороки под маской добродетели.
Мф. 7:15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. (Слова Иисуса из Нагорной проповеди). Аш.; Ш.; Мол.; Аф.; Г.; ФС.
ВО МНОГОГЛАГОЛАНИИ НЕСТЬ [НЕТ] СПАСЕНИЯ. Книжн. О пустом и бесполезном многословии.
Мф. 6:7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны (слова Иисуса о молитве из Нагорной проповеди). Многоглаголание (старосл.) — многословие. Аш.; Мих.
ВО МНОГОЙ МУДРОСТИ МНОГО ПЕЧАЛИ. Книжн. Чем больше у человека знаний и мудрости, тем острее он осознает несовершенство жизни и тем сложнее ему жить среди окружающих.
Екк. 1:17-18. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; и узнал, что это — томление духа, потому что во многой мудрости много печали, и кто умножает познание, умножает скорбь. Аш.
ВОСКРЕСЕНИЕ ЛАЗАРЯ. Книжн. Ирон. Выздоровление после тяжелой болезни.
Ин. 11:38-44. Сказав это, Он [Иисус] воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон». И вышел умерший. [на пятый день после смерти]. Аш.; Аф.
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ. Книжн. Ирон. Возобновление чего-л. Старого, забытого (по названию эпизода).
Ин. 11:38-44. Сказав это, Он [Иисус] воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон».И вышел умерший. [на пятый день после смерти]. Аш.; Аф.
В ПОТЕ ЛИЦА (РАБОТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ). С большим усердием, упорством, напрягая все силы.
Быт. 3:19. Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее, в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» Аш.; Ш.; Мол.; Аф.; Г.; ФС.
В ПОТЕ ЛИЦА ТВОЕГО БУДЕШЬ ЕСТЬ ТВОЙ ХЛЕБ. О тяготах выбранного пути.
Быт. 3:19. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Б.-Ш.
ВРАЧУ, ИСЦЕЛИСЯ САМ. Книжн. Прежде, чем осуждать других, исправься сам (о человеке, не видящем в себе тех недостатков, которые он подмечает в других).
Лк. 4:23. Он сказал им: «Конечно, вы скажете мне присловие: «Врач! Исцели самого себя», сделай и здесь, в твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». Аш.; Ш.; Мих.; Аф.
ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ, И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ. Книжн. Всему свое время. О чередовании периодов разрушения и созидания, войн и мира, противостояния и согласия и т.п.
Екк. 3:3-5. Время разрушать и время строить; время плакать и время смеяться; время разбрасывать камни, и время собирать камни, время обнимать и время уклоняться от объятий. Г.
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП. 1. Наводнение, потоп (в значении бедствия, буквально связанного с водой). 2. Неразбериха, беспорядок.
Быт. 6:17. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Мих.; ФС.
ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ (И ВРЕМЯ ВСЯКОЙ ВЕЩИ ПОД НЕБОМ).
Екк. 3:1. Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать, время насаждать, и время вырывать посаженное. Аш.; Мих.; Аф.
ВСЯКОЙ ТВАРИ ПО ПАРЕ. Разг. Шутл. 1. Всех понемногу. 2. О смешанном, пестром составе чего-л.
Быт. 6:19-20. [Бог — Ною]: «...Введи также в ковчег из всякого скота, и из всех гадов, и из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут...» (реминисценция библейского сюжета о всемирном потопе и Ноевом ковчеге). Аш.; Ш.; Мих.; Аф.; Г.
В ЧЕМ МАТЬ РОДИЛА. Прост. Шутл. 1. Нагишом, без одежды. 2. Без всякого имущества.
Иов 1:21. Наг я вышел из чрева матери моей. Мих.; Мол.
ВЫПИТЬ (ИСПИТЬ, ПИТЬ) (ГОРЬКУЮ) ЧАШУ (ДО ДНА). Книжн. Идти в каком-л. деле до конца; получить сполна.
Ис. 51:17. Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из рук Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил. Мих.; Г.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||