ЗАБЛУДШАЯ ОВЦА. О беспутном, сбившемся с пути человеке.
Мф. 18:12. Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? (Название эпизода). См.: Лк. 15:4-6. Аш.; Ш.; Мих.; Мол.; Аф.; Г.
ЗАДНЮЮ СОЗЕРЦАТЬ. Книжн. Ирон. Не видеть, не знать истинной сути чего-л.
Исх. 33:20-23. И потом сказал Он: «Лица моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть меня и остаться в живых» ...И сказал Господь: «Вот место у Меня, стань на той скале, когда же будет проходить Слава Моя; Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь меня сзади [узриши задняя Моя], а лице Мое не будет видимо тебе». Аш.
ЗАЖИВО УМЕРЕТЬ. 1. О нравственной смерти. 2.
Быть забытым при жизни. 3. Быть совсем старым, дряхлым.
1 Тим. 5:6. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в моленьях и молитвах день и ночь; сластолюбивая заживо умерла. Мих.
ЗАКОН И ПРОРОКИ. Книжн. Несомненная истина; установленный порядок вещей.
Мф. 5:17. Не думайте, что Я пришел нарушать закон и пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. См.: Мф. 22:37-40; Мк. 12:30-31; Лк. 16:16-17. Закон — священное писание: в данном случае — закон Моисеев. Мих.
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД (СЛАДОК). Заманчивое, желаемое, но запрещаемое или недоступное.
Быт. 2:16-17. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Аш.; Мих.; Ш.; Мол.; Аф.
ЗАРЫТЬ (ЗАРЫВАТЬ) ТАЛАНТ (В ЗЕМЛЮ). Не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть.
Из притчи Иисуса: Господин некий дал трем рабам соответственно пять, два и один талант. Раб, получивший один талант, «зарыл его в землю», а другие употребили их в дело. Когда пришло время и рабы возвратили хозяину деньги, тот вознаградил рабов, а закопавшего — наказал. (Мф. 25:15-30). Талант (греч. talanton) — слиток серебра или золота, заключающий крупную сумму денег. Аш.; Мих.; Ш.; Мол.
ЗАСТАВЬ ВОЙТИ. Внуши желание, намерение поступить тем или иным способом.
Лк. 14:23-24. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. (из притчи Иисуса о царе, собирающем гостей на пир). Ср.: Compelle intrare, лат. Б.-Ш.
ЗВЕЗДА ОТ ЗВЕЗДЫ РАЗНСТВУЕТ ВО СЛАВЕ. Книжн. Люди отличаются друг от друга верой или (более широко) убеждениями, способностями и т.д.
1 Кор. 15:41. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении. Аш.
ЗДОРОВОМУ ВРАЧ НЕ НАДОБЕН (НЕ НУЖЕН). Нет необходимости наставлять человека, который тверд в своих убеждениях.
Мф. 9:12. Фарисеи спросили: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Мих.
ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ.
Сир. 30:15. Здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота и крепкое тело лучше несметного богатства. Мих.
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ. Книжн. 1. Место, куда кто-л. стремится, мечтает попасть. 2. Место, где царит довольство и счастье. 3. Вообще что-л. желаемое, что представляется высшим счастьем.
Исх. 3:8, 17. Иду вывести его [народ] из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Фередеев, Евеев и Иевусеев. См.: Евр. 11:9. Обетованная (старосл.) — «обещанная» (древним евреям). Аш.; Мих.; Мол.; Аф.; Г.
ЗЛАТОЙ ТЕЛЕЦ. Книжн. Золото, богатство; власть денег.
Исх. 32. [Телец, сделанный из золота Аароном, был изображением божества (языческого) для странствующих в пустыне евреев] И возвратился Моисей к Господу и сказал: «О Господи! Народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога». Аш.; Мих.; Аф.; Б.-Ш.
ЗЛАЧНОЕ МЕСТО. 1. Обильное, приятное место, где живут без труда и забот. 2. Место пьянства и разврата.
Пс. 22:2. Он покоит меня на злачных пажитиях и водит меня к водам тихим.. (о Господе-пастыре). Аш.; Ш.; Мол.
ЗЛОБА ДНЯ. Интерес данного дня, вообще данного времени, волнующий общество.
Мф. 6:34. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (довлеет дневи злоба его). Злоба (старосл.) — забота, попечение. Аш.; Мих.; Ш.; Мол.; Аф.; Г.
ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ. Соблазнитель.
Быт. 3. Змей был хитрее всех зверей.. И сказал змей жене: «Нет, не умрете [когда вкусите от дерева], но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их [плоды], откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Аш.; Аф.; ФС.
ЗНАЙ, КОМУ ДОБРО ТВОРИТЬ И КОГО ЗА ЧТО ДАРИТЬ.
Сир. 12:1. Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Мих.
ЗНАМЕНИЕ ВРЕМЕНИ. Книжн. Общественное явление, типичное для того или иного времени.
Мф. 16:1-4. [Фарисеи просили Иисуса показать им чудо и доказать свою божественность]. «Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времени не можете»... Аш.; Мих.; Ш.; Аф.; Б.-Ш.; ФС.
ЗНАМЕНИЯ И ЧУДЕСА. Книжн.
Мф. 24:24. Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. См.: Исх. 7:5, 3; Деян. 5:12. Мих.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||