КАИН, ГДЕ БРАТ ТВОЙ АВЕЛЬ? Книжн. Косвенное указание, намек на вину, предательство, проступок.
Быт. 4:8-9. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Бог Каину: «Где Авель, брат твой?» Б.-Ш.
КАИНОВА ПЕЧАТЬ (КЛЕЙМО). Книжн. Клеймо преступления; отпечаток, след, внешние признаки преступности.
По библейскому сказанию о старшем сыне Адама и Евы, который убил своего брата и которого Бог проклял и поставил знак, чтобы никто из людей не убил его. (Быт. 4). Аш.; Аф.; Г.
КАК АГНЕЦ (кроток, смирен, беззащитен). Книжн.
Деян. 8:32. Как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. (Об Иисусе). (Агнец (ц.-сл.) — ягненок как библейский символ беззащитности и кротости). Мих.
КАК ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО. С ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО. О чем-л. малом по размерам или количеству.
Мк. 4:31-32. Оно (Царствие Божие) — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков... Г.
КАК ДЫМ ИСЧЕЗНУТЬ (ИСЧЕЗАТЬ).
Пс. 67:1-2. Да воскреснет Бог и расточатся врази его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут... Мих.
КАК ЗВЕЗД НА НЕБЕ. Очень много, в большом количестве, в избытке.
Евр. 11:12. И потому от одного (Авраама)... родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. См.: Втор. 1:10, Неем. 3:23. Мих.
КАК ЛОТОВА ЖЕНА СТОЯТЬ (ВСТАТЬ). Книжн. Стоять неподвижно, замереть.
По библейскому сказанию о жене Лота, которая, вопреки запрету, оглянулась на разрушаемые Содом и Гоморру и превратилась в соляной столп. (Быт. 19:26). Мих.
КАК НОЧНОЙ ТАТЬ. КАК (ЯКО) ТАТЬ НОЧЬЮ (В НОЩИ). Незаметно, скрытно, тайно.
1 Фес. 5:2. Сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. (Тать — вор.) Аш.; Ш.; Аф.; Мих.; Г.
КАК ОДИН ЧЕЛОВЕК. Единодушно; все без исключения.
Суд. 20:8. И восстал весь народ, как один человек, и сказал: не пойдем никто в шатер свой. См.: Суд. 20:11; 1 Цар. 11:7. Мих.; ФС.
КАК (БОЛЬШЕ, ПАЧЕ) ПЕСКА МОРСКОГО. О великом множестве чего-либо.
Быт. 41:49. И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского. См.: Быт. 22:17. Мих.
КАК ПТИЦА[-Ы] НЕБЕСНАЯ [-ЫЕ]. 1. О беззаботных, беспечных. 2. О тех, кто не имеет самого необходимого (прав, имущества, пищи и т.п.).
Мф. 6:26. Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницу; и Отец наш Небесный питает их. Мих.
КАМЕНЬ ДАТЬ ВМЕСТО ХЛЕБА.
Мф. 7:9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? См.: Лк. 11:11. Мих.
КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ. Книжн. Затруднение в определенном деле, препятствие.
Ис. 8:14. И будет Он освящением и камнем преткновения и скалой соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.
Рим. 9:31-33. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности... Потому что искали не в вере, а делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения. Аш.; Мих.; Ш.; Мол.; Аф.; Г.; ФС.
КАМНИ ВОЗОПИЮТ (ВОПИЮТ). КАМЕНИЕ ВОЗОПИЕТ. Книжн. О чем-л. ужасном, возмутительном, вызывающем крайнее негодование.
Лк. 19:40. [Иисус отвечает фарисеям, требовавшим, чтобы его ученики замолчали, перестали славить Бога]: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют». Аш.; Мих.; Мол.
КАМНЯ НА КАМНЕ НЕ ОСТАВИТЬ. Уничтожить, разрушить до основания; ничего не оставить.
Мф. 24:2. Иисус же сказал им: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено». (Об Иерусалимском храме). См.: Мк. 13:2. Аш.; Мих.; Ш.; Аф.; ФС.
КАМО ГРЯДЕШИ? (ст.-сл. «Куда идешь?»). Книжн. Просьба или требование определиться в своих позициях, воззрениях, направлениях деятельности.
Иоанн 13:36. Симон Петр сказал Ему: Куда ты идешь? Иисус ответил ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за мною идти, а после пойдешь за мною». См.: Иоанн 14:5. Б.-Ш.
КАЮЩАЯСЯ МАГДАЛИНА. Книжн. Ирон. 1. О распутной женщине, осознавшей свой порок и испытавшей чувство раскаяния. 2. О людях, плаксиво кающихся в своих проступках.
По евангельскому сказанию, Иисус пришел в дом фарисея. Женщина, грешница, стала обливать ноги его слезами и отирать своими волосами. Иисус простил ее: кому много прощается, тот больше любит. Лк. 7:37-48; 8:2; Мк. 16:9. Аш.; Мих.; Ш.; ФС.
КЕСАРЕВО КЕСАРЮ, А БОЖИЕ БОГУ (ВОЗДАЙТЕ, ОТДАЙТЕ). Книжн. Пусть каждому воздается по его заслугам, рангу, положению.
Мф. 22:15-21. [Фарисеи, желая поймать Иисуса на слове, спросили его, позволительно ли давать подать кесарю. Иисус велел принести динарий, на котором был изображен кесарь]. Тогда говорит им: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Аш.; Ш.; Аф.
КИМВАЛ ЗВЕНЯЩИЙ (БРЯЦАЮЩИЙ, ЗВУЧАЩИЙ). МЕДЬ ЗВЕНЯЩАЯ. Книжн. Ирон. О словах и выражениях, напыщенных и внешне торжественных, но бессодержательных и пустых.
1 Кор. 13:1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. (Кимвал (греч.) — музыкальный инструмент, состоявший из двух металлических тарелок, которыми ударяли одна о другую; употреблялся во время праздничных богослужений в храме). Аш.; Мих.; Г.; ФС.
КИПЕТЬ МЛЕКОМ И МЕДОМ. ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД. Книжн. Ирон. Обозначение изобилия, богатства.
Исх. 3:8. Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед... Аш.; Мих.
КНИГА ЗА [ПОД] СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ. Книжн. Что-л. непонятное, скрытое, совершенно недоступное разумению.
Откр. 5:1-3. И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, запечатанную семью печатями... И никто не мог ни на небе, ни на земле, ни под землею раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. Аш.; Мих.; Ш.; Мол.; Г.; ФС.; Аф .
КНИГА ЖИЗНИ. Книжн. Жизнь.
Откр. 3:5. Побеждающего не изглажу из книги жизни.
Исх. 32:32.
Моисей сказал: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь
и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». Господь сказал
Моисею: «Того, кто согрешил передо Мною, изглажу из книги
Моей». Мих.
КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ. Книжн. Презр. Ханжи, лицемеры, фразеры.
Мф. 23:14. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. (Книжник — вообще ученый человек, в частности, в церковном отношении — законник, законоучитель. Фарисеи — «отделенные» или «отлученные»; представляли собой одну из иудейских сект, которая придерживалась, в основном, внешнего соблюдения обрядов, строгости к самим себе, что часто скрывало самые развращенные нравы). Аш.; Мих.; Ш.; Аф.
КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ (ИСКУПЛЕНИЯ). Разг. Человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.
Лев. 16:21-22. И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла и исповедает над ним все беззакония сыновей Израилевых и все преступления и все грехи их...; и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую... Аш.; Мих.; Ш.; Мол.; Б.- Ш.; Г.; Аф.
КОЛОСС НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ. Книжн. Что-л. величественное с виду, но по существу слабое.
Дан. 2:31-35. Тебе, царь, было такое видение: вот какой-то большой истукан... У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени его железные, часть — глиняные. Случайно с горы сорвался камень, ударил в глиняную часть ног, и весь колосс рухнул. Аш.; Мих.; Ш.; Мол.; Аф.; Г.
КОМУ МНОГО ДАНО, С ТОГО МНОГО И ВЗЫЩЕТСЯ (СПРОСИТСЯ).
Лк. 12:48. От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Аш.; Мих.; Аф.
КОНЬ БЛЕДНЫЙ. Книжн. Символ смерти и великих бедствий.
Откр. 6:8. И я взглянул, и вот конь бледный. И на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными.
КОРЕНЬ ВСЕМ ЗЛЫМ [ВСЕХ ЗОЛ] — СРЕБРОЛЮБИЕ. Книжн. О пагубности, вреде и плохих последствиях любви к деньгам.
1 Тим. 6:9-10. Желающие обогащаться впадают в искушение и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бездействие и пагубу — ибо корень всех зол есть сребролюбие. Мих.
КОРЕНЬ ЗЛА. Основа, первоисточник, причина зла.
Иов 19:28. Вам надлежало бы сказать: «Зачем мы преследуем его? Как будто корень зланайден во мне». Аш.; Аф.; Г.; ФС.
КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ. Книжн. Основа, главная идея, главная часть.
Ис. 28:16. Господь Бог: «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». Аш.; Мих.; Ш.; Мол.; Аф.; Г.
КТО ИЗ ВАС БЕЗ ГРЕХА, ПУСТЬ ПЕРВЫМ БРОСИТ В НЕЕ (В НЕГО, В НИХ) КАМЕНЬ. Книжн. О тех, кто склонен чрезмерно сурово обличать чужие недостатки и прегрешения.
Ин. 8:7. (Ответ Иисуса Христа на вопрос книжников и фарисеев о том, как поступить с женщиной, уличенной в прелюбодеянии).
КТО ИМЕЕТ, ТОМУ ДАСТСЯ (ДАНО БУДЕТ).
Мф. 13:12. Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. (Из притчи о сеятеле). См.: Мф. 25:29; Мк. 4:25; Лк. 8:18, 19:26. Мих.; Б.-Ш.
КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ. КТО НЕ ТРУДИТСЯ, ДА НЕ ЕШЬ.
2 Фес. 3:10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». [Увещевание ап. Павла «бесчинникам», которые «ничего не делают, а суетятся»]. Аш.; Мих.; Аф.; Б.-Ш.
КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ. КТО НЕ С НАМИ, ТОТ ПРОТИВ НАС. Книжн. Формула общественного поведения, требующая бескомпромиссного определения своих жизненных позиций.
Мф. 12:30. [Иисус фарисеям]. Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает. См.: Лк. 11:23. Мих.; Г.
КТО СЕЕТ ВЕТЕР, ПОЖНЕТ БУРЮ. Недобрые замыслы влекут за собой неизбежное возмездие.
Ос. 8:7. Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю: хлеба на корню не будет у него; зерно не даст муки, а если и даст, то чужие проглотят ее. [О гневе Господа на Израиль, жители которого недостойно вели себя]. Аш.; Аф.; Мих.; Г.
КТО УДАРИТ ТЕБЯ В ПРАВУЮ ЩЕКУ, ОБРАТИ К НЕМУ (ПОДСТАВЬ ЕМУ) И ЛЕВУЮ (И ДРУГУЮ). Формула всепрощения, непротивления злу.
Мф. 5:39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. См.: Лк. 6:29; Плач 3:30.
КУПЕЛЬ СИЛОАМСКАЯ. Книжн. Что-л. исцеляющее, обновляющее.
Ин. 9:7. И сказал ему [слепому]: «Подойди, умойся в [купальне Силоам]», что значит «Посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим. (Силоамская купель находилась на юге от Иерусалимского храма. Воды Силоама считались священными и были предметом торговли). Аш.; Мих.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||