ОБЛЕКАТЬ (ОБЛЕЧЬ) В ПЛОТЬ И КРОВЬ. Книжн. Воплощать что-л. в живую конкретную форму.
По библейскому сказанию о создании жены Адама Евы из его ребра (Быт. 2:21). Мол.; ФС.
ОБОЮДООСТРЫЙ МЕЧ. О том, что может вызвать прямо противоположные последствия и к чему следует относиться с большой осторожностью.
Притч. 5:3-4. Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее. Но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый.
Сир. 21:4.
Всяческое беззаконие как обоюдоострый меч: ране от него
нет исцеления. См.: Откр. 1:16;
Мф. 4:12.
Мих.
ОВОМУ ТАЛАНТ, ОВОМУ ДВА. Книжн. Каждому своя доля (об оригинальности, своеобразии и одаренности человека).
Мф. 25:15. [Притча о рабах, распорядившихся деньгами, данными им господином]. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе... (Талант (греч.) — крупная денежная единица). Аш.; Мих.
ОДИН (ЕДИНЫЙ) ИЗ МАЛЫХ СИХ. Ребенок, а также человек, стоящий ниже других по общественному положению, образованию и т.п.
Мф. 18:6. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. См.: Лк. 17:2; Мф. 18:10. Аш.; Мих.
ОДНА ПЛОТЬ. О супругах.
Быт. 2:23-24. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть. См.: Мф. 19.
ОКО ЗА ОКО, ЗУБ ЗА ЗУБ. 1. О пререканиях, когда ни один из участников не уступает другому. 2. О необходимости отомстить за что-л.
Лев. 24:20. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать.
Исх. 21:24.
[Заповеди Мoисея о повреждениях человеку: глаз за глаз, зуб
за зуб, руку за руку, ногу за ногу. См.: Втор. 19:21.
Аш.; Мих.; Ш.; Аф.; Г.; ФС.
ОРАТЬ НА ЧУЖОЙ ТЕЛИЦЕ. Пользоваться плодами труда и усилий других.
Суд. 14:18. [Жена Самсона выманила у него разгадку его загадки и ответ передала сынам народа своего]. Тогда Самсон сказал им: если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки. (Орать (ц.-сл.) — пахать). Мих.
ОТ АДАМА. Книжн. С древности; издалека.
По библейскому сказанию о родословии Адама, в котором подробно перечисляются все потомки до Ноя и его сыновей (Быт. 5:1). Мол.
ОТДЕЛЯТЬ (ОТДЕЛИТЬ) ОВЕЦ ОТ КОЗЛИЩ. Книжн. Отделять полезное от вредногo, хорошее от плохого.
Мф. 25:31-33. И соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овей от козлов, и поставит овец по правую сторону, а козлов — по левую. Аш.; Мих.; Ш.; ФС.
ОТДЕЛЯТЬ (ОТДЕЛИТЬ) ПЛЕВЕЛЫ ОТ ПШЕНИЦЫ. Книжн. Отделять полезное от вредного, хорошее от плохого.
Из евангельской притчи. Некий человек посеял пшеницу, а враг его посеял в нее плевелы. Когда же взошли семена, рабы человека предложили выдернуть плевелы. Человек не согласился, так как вместе с плевелами они могли повыдергать и пшеницу, и сказал, что их надо отделять во время жатвы. (Мф. 13:24-30). (Плевелы (ст. -сл.) — сорняк). Аш.; Мих.; Аф.; Г.; ФС.
ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА. Книжн. По побуждению глубокого чувства благодарности, восхищения и т.п. (говорить, делать что-л.).
Лк. 6:45. Добрый человек из доброго сердца своего выносит доброе... ибо от избытка сердца говорят уста его. См.: Мф. 12:34.
ОТ ЛУКАВОГО. О лишних, ненужных мыслях и поступках, могущих принести вред.
Мф. 5:37. [Иисус]: Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого. (Из Нагорной проповеди). Аш.; Аф.; Мол.; Г.
ОТОЙДИ (ОТЫДИ) ОТ ЗЛА И СОТВОРИ ДОБРО.
Пс. 33:15. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. См.: Пс. 36:27; Иов 28:28. Мих.
ОТОЙДИ (ОТЫДИ) ОТ МЕНЯ, САТАНА. 1. Не искушай; не соблазняй. 2. Формула категорического отказа.
Мф. 4:10. [Дьявол искушает Иисуса, показывая все царства мира и их славу и предлагая ему все это за отказ от Бога]. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». См.: Лк. 4:8. Мих.; Б.-Ш.
ОТПРАВИТЬСЯ К ПРАОТЦАМ. Книжн. Ирон. Умереть.
4 Цар. 22:20. Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу. Мих.; Мол.
ОТРЯСТИ [ОТРЯХНУТЬ] ПРАХ ОТ НОГ СВОИХ. Книжн. 1. Навсегда порвать с кем-л., с чем-л. 2. Уйти с негодованием.
Мф. 10:14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших. См.: Мк. 6:11; Лк. 9:5; Деян. 13:51, 18:6. Аш.; Мих.; Ш.; Мол.; Аф.; Г. 127.
ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА (СЧИТАТЬ, НАЧИНАТЬ). Книжн. С очень давних пор, с незапамятных времен.
Быт. 2:1-4. Так совершенны небо и земля и все воинство их... Вот происхождение неба и земли при сотворении их, в то время... ФС.
ОТЦЫ ЕЛИ ВИНОГРАД, А У ДЕТЕЙ НА ЗУБАХ ОСКОМИНА. О расплате, ответственности за вину предков.
Иез. 18:1-4. И было ко мне слово Господне: Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?.. не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои... Мих.; Г.
ОТ ЧРЕВА МАТЕРИ. С рождения.
Лк. 1:15. Он (Иоанн Креститель) будет велик перед Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери. См.: Деян. 3:2; Суд. 13:5.
ОЦЕЖИВАТЬ КОМАРА. Книжн. Излишне заботиться о мелочах, забывая о главном.
Мф. 23:24. [Иисус, обращаясь к книжникам и фарисеям]: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие. Аш.; Г.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||