Со словом Божьим в яхвистской традиции во все времена ассоциировалось прежде всего пророческое откровение. Ничего удивительного в этом не было: ведь пророки, говоря о слове, имели в виду именно то, о чём говорили. Они совершенно реально слышали Бога, слышали Его голос, иногда как голос внутренний, звучащий в душе и сердце пророка, а иногда и как внешний, доносящийся со стороны.
За словом же всегда следовало действие: Бог начинал действовать, Он осуществлял то, о чём предупреждал Своего пророка. Так складывалось представление о живом и действенном слове Божьем, которое никогда не звучит впустую. И в какой-то момент кто-то из тех, кому был знаком пророческий опыт, неизбежно должен был задуматься: а что же такое слово Божье само по себе?
Бог ведь не всегда и не всё открывает пророкам, хотя им открыто многое. Действует же Он всегда, не оставляя сотворённый Им мир ни на мгновение. Может быть, в таком случае, и Его слово существует всегда? Может быть, оно существует столько же, сколько сам мир? Бог говорит не всегда, но ведь и человек говорит не всегда, нередко предпочитая словам молчание; однако слова не исчезают при этом, они лишь умолкают, скрываются, чтобы, когда придёт время, зазвучать снова.
Что, если и слово Божье живёт и действует также, если оно, подобно человеческому слову, существует всегда, не только тогда, когда Бог говорит, открывая человеку Свою волю, но и когда Он действует в молчании? Тогда всякое Его действие есть и слово тоже, пусть и не звучащее, но в безмолвии всё же существующее, так же, как существуют в молчании все те слова, которые мог бы сказать, но которых не говорит, человек, молчаливо делающий своё дело.
Слово ведь не только средство общения, коммуникации, передачи информации, оно ещё и (может быть, даже в первую очередь) средство раскрытия и воплощения смыслов. Тех самых смыслов, которые Бог вкладывает в сотворённые им вещи, а человек обнаруживает, осмысливая мир. Тогда даже молчаливое действие Божие непременно будет содержать в себе слово — как осуществлённый Богом замысел о мире, каким Он хочет Его видеть и каким его творит.