Библия рассматривает всякое кровопролитие как тягчайшее нарушение воли Божьей. Оно является
первым конкретным проявлением грехопадения человека и губительно не только для самого человка,
но и для всего творения («голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли»). Убийство входит в
мир в результате человеческого греха и становится причиной первой человеческой смерти. Рассказ о
потомстве Каина говорит о том, что кровавое насилие растет в человеческом обществе как снежный
ком: Ламех хвалится тем, что убил человека за царапину. Заслон на пути неконтролируемого
человекоубийства ставит первый завет (союз) Бога с людьми, заключенный с Ноем и его потомством.
Этот завет, полагающий начало пути спасения человечества от греха и смерти, требует отказа от
кровопролития, так как жизнь любого живого существа принадлежит только Богу.
Синайское законодательство конкретизирует понятие убийства и устанавливает определенные рамки
для связанных с ним форм насилия. Пятая заповедь Моисея категорически запрещает убийство в
уголовном смысле слова, т.е. сознательное насильственное лишение человека жизни. Одновременно
Синайское законодательство выделяет иные формы убийства (по неосторожности, в порядке самозащиты
и т.д.), которые, оставаясь запрещенными, наказываются не столь строго, как преднамеренное
убийство. Согласно Синайскому законодательству применение насилия допустимо только вынужденно,
как ответ на насилие, и должно быть соразмерно. Требование «око за око и зуб за зуб» знаменует,
таким образом, заметный шаг вперед в нравственном развитии человечества по сравнению с
«похвальбой Ламеха». Однако, запрещая бытовое насилие, особенно из корыстных побуждений,
Синайское законодательство довольно широко применяет смертную казнь, делая ее узаконенной
социальной формой убийства. Не запрещается и не ограничивается убийство в ходе военных
действий.
Однако вскоре после заключения Синайского завета, в начале
пророческой эпохи (8 в. до Р.Х.) понимание убийства и отношение к насилию вообще заметно
меняется. Пророк Нафан обличает царя Давида за гибель Урии, хотя действия царя не подпадают под
понятие убийства, присущее Моисееву закону: царь сам не совершал убийства, но лишь подстроил для
него соответствующие обстоятельства. Тем не менее пророк Нафан квалифицирует поступок царя как
убийство. Первый из пророков-писателей, пророк Амос в начале своей книги возвещает суд Божий
именно на те формы насилия, которые не были прямо запрещены Синайским законом. В следующем
поколении после Амоса Исайя Иерусалимский приравнивает к кровопролитию социальную
несправедливость и угнетение бедных. Исайя говорит, что «экономическое» насилие так же
отвратительно Богу, как и кровопролитие. Лишение средств к существованию не отличается от
лишения жизни и для других пророков-писателей.
Наконец, в Новом завете Господь
еще более расширяет и углубляет запрет на убийство: в Нагорной проповеди Он приравнивает к нему
всякий гнев одного человека на другого. Даже мысленная враждебность, тем более – ненависть между
людьми, запрещаются как формы убийства. Призыв не отвечать злом на зло, но побеждать зло добром
делает невозможным применение и тех форм убийства, которые были допущены Синайским законом.
Всякое кровопролитие вообще становится запрещенным для учеников Христа.
Эта
позиция стала основой отношения к убийству христианской Церкви. В то же время христиане всегда
понимали, что они живут и действуют в несовершенном мире, который им еще только предстоит
освободить от зла. Поэтому в некоторых случаях ответственность христианина делает для него
участие в насильственных действиях неизбежным. Но, тем не менее, даже в этом случае
кровопролитие рассматривается как грех, нуждающийся в покаянии и
прощении.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. 9 И сказал Господь (Бог) Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? 10 И сказал (Господь): что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; |
23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. 24 Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. |
5 Я взыщу и вашу кровь,
в которой
жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней. |
13 Не убивай. |
12 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; 13 но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать (убийце); 14 а если кто с намерением умертвит ближнего коварно (и прибежит к жертвеннику), то и от жертвенника Моего бери его на смерть. |
15 Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. |
19 Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: 20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на
теле
человека, так и ему должно сделать. 21 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти. 22 Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш. |
9 зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; |
6 Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. |
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. 16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17
научитесь делать добро, ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. |
18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. |
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "ракá", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. |
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, 22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — 23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. |
15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. |
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. 21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. |
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||