Мысли вслух на 1 Фес 4:13-18

Говоря о Царстве и о христианской жизни, Павел, между прочим, касается и вопроса об умерших, который, как видно, вызывал недоумение у фессалоникийских христиан, а быть может, и не только у них. Вероятно, это было связано с тем, что первое поколение христиан ожидало возвращения Спасителя буквально со дня на день, так что, когда некоторые его представители начали умирать, не дождавшись второго пришествия, оставшихся их смерть повергла в недоумение: они ведь были уверены, что смерть побеждена воскресшим Христом, так что верным уже никогда не придётся с ней встретиться, тем более, что речь шла не о смерти свидетелей Христовых, а о смерти естественной, обычной для нашего, ещё не преображённого мира. Павел же указывает своим читателям на тот очевидный факт, что победа над смертью вовсе не означает того, что смерти можно избежать: ведь и Сам Христос не ушёл от смерти, а победил её. И от верных Он, как видно, ждёт той же победы, которая станет для них возможна с Его помощью (ст. 13 – 14).
Но победа эта неотделима от истории Царства, которое раскрывается в нашем, ещё не преображённом мире, всё больше приближая его к полноте преображения. Полноту жизни получит каждый верный независимо от того, когда Бог судил ему пройти его земной путь: ведь Царство всегда больше истории и выше времени; потому-то те, кому придётся жить в дни возвращения Спасителя, и не опередят («не предупредят») тех, кто свой земной путь к тому времени уже завершит. Когда оно раскроется во всей своей полноте, время, определяющее последовательность событий в нашем, ещё не преображённом мире, как видно, просто перестанет быть актуальным, а вместе с ним перестанут быть актуальным и такие понятия, как прошлое, настоящее и будущее, во всяком случае, в той их форме, в которой мы их знаем сейчас. И тогда в полноте Царства, где нет места смерти, перед Богом предстанут вместе и те, чей земной путь, по меркам уходящего мира, завершился давно в прошлом, и те, кому будет суждено жить в его последние дни (ст. 15 – 17). Так торжество Царства становится торжеством и победой над смертью для всех, кто к нему причастен.