Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на He 6:9-20

Говоря о том, что могло бы стать для его читателей поддержкой на их трудном пути, автор послания особо выделяет готовность поддержать своих братьев («святых», т.е. христиан, ст. 10 – 12) и надежду на непреложность однажды данных Богом обещаний (ст. 13 – 15). Он напоминает, что Бог, клянясь Самим Собой, делает так потому, что не может поклясться никем иным, кто был бы выше Него (ст. 16 – 20). Такое утверждение кажется совершенно очевидным, но оно, как видно, было достаточно актуально во времена, когда люди были готовы сомневаться во всём, включая заключённый с Богом союз и данные Им обещания. Собственно, и известное охлаждение духовной жизни было, как видно, во многом связано с утратой доверия: многим казалось, что после катастрофы 70 г. все прежние союзы отжили, включая те, которые Бог заключил со Своим народом через Авраама и Моисея. Автор же послания настаивает на том, что Бог остаётся верен Своему народу, верен всем союзам и всем когда-то данным обещаниям.

Но никаких доказательств Своей верности, кроме Мессии-Первосвященника, открывшего всем ищущим путь в Царство, Он не даёт: ведь Бог Сам высший свидетель собственной верности, и другого быть не может по определению. Собственно, только Царство и является в данном случае доказательством: ведь, в отличие от Иерусалима и Храма, оно не рухнуло, не исчезло и не закрылось от верных. Но чтобы обрести его, нужно доверие, требующее определённого духовного усилия. Если же ищущий ответа не хотел его сделать, если он даже не пытался бороться со своим недоверием, то он и не мог получить никакого ответа. Так складывался замкнутый круг, разорвать который можно было, лишь бросившись навстречу Богу так, как бросаются в воду с тонущего корабля: терять нечего, хуже уже не будет, остаётся решиться и использовать последний шанс. И если ищущий спасения действительно решался, он обретал и доверие к Богу, и Царство, как лучшее доказательство Его верности.