9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем
состоянии
и держитесь спасения, хотя и говорим так. 10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. 11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. |
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14 говоря: "истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя". 15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. |
Говоря о том, что могло бы стать для его читателей поддержкой на их трудном пути, автор послания особо выделяет готовность поддержать своих братьев («святых», т.е. христиан, ст. 10 – 12) и надежду на непреложность однажды данных Богом обещаний (ст. 13 – 15). Он напоминает, что Бог, клянясь Самим Собой, делает так потому, что не может поклясться никем иным, кто был бы выше Него (ст. 16 – 20). Такое утверждение кажется совершенно очевидным, но оно, как видно, было достаточно актуально во времена, когда люди были готовы сомневаться во всём, включая заключённый с Богом союз и данные Им обещания. Собственно, и известное охлаждение духовной жизни было, как видно, во многом связано с утратой доверия: многим казалось, что после катастрофы 70 г. все прежние союзы отжили, включая те, которые Бог заключил со Своим народом через Авраама и Моисея. Автор же послания настаивает на том, что Бог остаётся верен Своему народу, верен всем союзам и всем когда-то данным обещаниям.
Но никаких доказательств Своей верности, кроме Мессии-Первосвященника, открывшего всем ищущим путь в Царство, Он не даёт: ведь Бог Сам высший свидетель собственной верности, и другого быть не может по определению. Собственно, только Царство и является в данном случае доказательством: ведь, в отличие от Иерусалима и Храма, оно не рухнуло, не исчезло и не закрылось от верных. Но чтобы обрести его, нужно доверие, требующее определённого духовного усилия. Если же ищущий ответа не хотел его сделать, если он даже не пытался бороться со своим недоверием, то он и не мог получить никакого ответа. Так складывался замкнутый круг, разорвать который можно было, лишь бросившись навстречу Богу так, как бросаются в воду с тонущего корабля: терять нечего, хуже уже не будет, остаётся решиться и использовать последний шанс. И если ищущий спасения действительно решался, он обретал и доверие к Богу, и Царство, как лучшее доказательство Его верности.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем
состоянии
и держитесь спасения, хотя и говорим так. 10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. 11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. |
«Ревность до конца». А почему иногда иссякает наша ревность? И чем сильнее была ревность, тем порой быстрее она иссякает. И наблюдать подобное осушение бывает очень грустно. Причина этого проста и мы все хорошо ее знаем: ревность иссякает тогда, когда имеет своим источником самого человека, а не Бога, когда она подогревается гордыней, самолюбованием и подобными вещами. Все это дает силы для подвига на какое-то время, но потом неизбежно человек встает перед проблемой: он ощущает себя подвижником, а мир им не восхищается, не поклоняется ему и вообще отвечает ему мелкими и крупными пакостями, да и от Бога особых благодеяний не видать – вот и нет былой ревности. Но подумаем вот еще о чем. Для чего нужны четки? Ведь мы можем молиться Иисусовой молитвой без счета и богородичное правило легко читать по пальцам, так зачем нам четки? Мы сплетаем своего рода венок Богородице – этот образ понятен, но все же он не исчерпывающ. Ибо в четках есть эта бесконечность круга. Пусть количество молитв не бесконечно, круг, в отличие от отрезка, каковым предстает молитва без счета, бесконечен, так как не имеет конца. В картине не должно быть белых пятен и в нашей жизни не должно быть белых пятен, и в молитве не должно быть конца, и в служении, и в ревности не должно быть конца до конца, ибо конец должен быть началом. «Но все в себя вмещает человек, который любит мир и верит в Бога» (Н. Гумилев, «Фра Беато Анжелико») – вот это вмещение в себя всего (без конца и начала) и есть символ круга, венка, четок. Любит мир – и ревность его не прекращается, потому что он любит мир, а не себя, и верит в Бога, ибо Он является источником его ревности. А вообще некоторым «ревнителям» можно напомнить одно выражение Козьмы Пруткова: «если у тебя есть фонтан (чрезмерного благочестия, например – прим.), заткни его, дай отдохнуть и фонтану». И тогда быть может, мы найдем тот источник, который не перестает… тогда не перестанет и наша ревность.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. 11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. |
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14 говоря: "истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя". 15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. |
Очень светлые и важные слова слышим мы в сегодняшнем апостольском чтении. «Надежда для души есть якорь безопасный и крепкий и входит во внутреннейшее за завесу»... Надежда не только удерживает душу, чтобы та не затерялась в бурных волнах, но и проникает в сокровенное, в Святое Святых. Проникнуть туда знанием, разумом нельзя. Туда ведёт нас только надежда — открытость Воле Божией. Мы не знаем, что происходит с нами. Мы не знаем, что будет завтра. Но нам дана надежда, которая видит больше, чем можем увидеть мы сами — потому что надежда — Его дар.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. |
Рассуждая о клятвах, приносимых людьми, автор послания говорит: если человек и может чем-то поклясться, то, во всяком случае, чем-то высшим, чем-то таким, что представляет для него абсолютную важность и ценность. Не случайно высшей формой клятвы в Израиле считалась клятва именем Божьим.
Между тем, Спаситель призывает Своих учеников и последователей не клясться вообще: ведь то, что для человека абсолютно важно и ценно, ему не принадлежит, он не может этим распоряжаться, так же, как не может он распоряжаться и самим собой — всякий человек во власти Бога, и потому он не может дать никому никаких гарантий собственного будущего. На таком фоне утверждение автора послания, что Бог клянётся Самим Собой потому, что Он не может поклясться ничем и никем высшим, звучит парадоксально. Но если вдуматься, станет понятно, что тут речь идёт об одном из важнейших принципов духовной жизни вообще и христианской жизни в частности. В самом деле: что такое клятва? Клянясь кем-то или чем-то, человек как бы ищет гаранта, который сможет обеспечить выполнение данного им обещания.
Тот или то, кого или что призывают в свидетели (а клятва обычно предполагает такой призыв), как предполагается, станет гарантом исполнения обещанного. Вполне понятно, что если обещание даёт Бог, никто и ничто не может гарантировать исполнения, кроме Самого же Бога. Это кажется вполне очевидным, и не очень понятно, почему вдруг автор послания решил затронуть тему клятвы. Между тем, многие проблемы христиан того времени были связаны как раз с забвением упомянутого важнейшего принципа духовной жизни.
Многие из них, вероятно, склонны были видеть в происходивших тогда событиях некую гарантию скорого возвращения Мессии. Он ведь обещал, что после разгрома Иерусалима и Храма Он вернётся — значит, должен вернуться, ведь в 70 г. как раз и произошло то, о чём Он говорил. На самом же деле Его возвращение не обусловлено никакими историческими событиями — наоборот, оно само их определяет и в известной степени обусловливает, как точка завершения исторического процесса. И никакие события вообще нельзя было рассматривать как «вынуждающие» возвращение Мессии. Вот об этом очевидном факте и напоминает автор послания своим читателям.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||