Мысли вслух на Еф 5:22-33

Павел опирается на традиционные еврейские представления о супружестве в контексте отношений человека с Богом. С одной стороны, сами отношения между мужем и женой не просто установлены и благословлены Богом, но прямо Им поддерживаются: ведь это Он с самого начала делает супругов «единой плотью». Для нас сегодня «плоть» нередко обозначает нечто низменное по сравнению с «духом» и с «душой», как мы их понимаем.
Между тем, в библейском словоупотреблении «плоть» (вернее, соответствующее еврейское слово и, соответственно, его греческий эквивалент в новозаветных книгах) обозначает человеческую природу во всей её полноте, включая телесность как Богом данный человеку неотъемлемый элемент его личности. В браке двое разделяют единый поток жизни (то, что в Библии называется обычно «душой») и становятся едины также на уровне той человеческой природы, которая и называется «плотью». Но в этом единении участвует и Бог тоже. Даже сами отношения между Богом и народом Божьим в яхвизме, а позже и в иудаизме мыслились нередко по образу семейных, супружеских (начало этой традиции положила проповедь пророка Осии).
Для евреев всё сказанное было знакомо и понятно, но для недавних язычников (а в Эфесской церкви были и те, и другие) оно было ново и необычно. Надо заметить, что традиционный еврейский взгляд на супружество предполагал ответственность мужа за духовное благополучие семьи: в первую очередь жены, а также и детей. Выходя замуж, девушка вручает себя жениху подобно тому, как человек вручает себя Богу, если хочет полноценной духовной жизни.
Потому апостол и говорит о том, что жена должна «бояться» мужа — в том же смысле, в каком всякий живущий нормальной духовной жизнью человек «боится» Бога. Конечно, этот страх, как и страх Божий, можно понимать по-разному, но Павел имеет в виду адекватное его понимание, предполагающее прежде всего осознание своей ответственности за сделанный выбор. При этом всё сказанное апостол вводит в контекст нового, христианского откровения. Он говорит уже не только о Боге и о народе, он говорит о Христе и о Церкви, которым уподобляет отношения мужа и жены.
В самом деле: если речь идёт о христианах, очевидно, что все их отношения между собой должны быть включены в контекст отношений Отца с Сыном, без которых нет Царства, а в самих отношениях должен участвовать Христос: иначе о полноценной христианской жизни придётся забыть. Вот об этом и напоминает Павел христианам-евреям, а недавним язычникам рассказывает, быть может впервые. Рассказывает о том, без чего нормальной семейной жизни во Христе нет и быть не может.