22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. 31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. 33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. |
Павел опирается на традиционные еврейские представления о супружестве в контексте отношений человека с Богом. С одной стороны, сами отношения между мужем и женой не просто установлены и благословлены Богом, но прямо Им поддерживаются: ведь это Он с самого начала делает супругов «единой плотью». Для нас сегодня «плоть» нередко обозначает нечто низменное по сравнению с «духом» и с «душой», как мы их понимаем.
Между тем, в библейском словоупотреблении «плоть» (вернее, соответствующее еврейское слово и, соответственно, его греческий эквивалент в новозаветных книгах) обозначает человеческую природу во всей её полноте, включая телесность как Богом данный человеку неотъемлемый элемент его личности. В браке двое разделяют единый поток жизни (то, что в Библии называется обычно «душой») и становятся едины также на уровне той человеческой природы, которая и называется «плотью». Но в этом единении участвует и Бог тоже. Даже сами отношения между Богом и народом Божьим в яхвизме, а позже и в иудаизме мыслились нередко по образу семейных, супружеских (начало этой традиции положила проповедь пророка Осии).
Для евреев всё сказанное было знакомо и понятно, но для недавних язычников (а в Эфесской церкви были и те, и другие) оно было ново и необычно. Надо заметить, что традиционный еврейский взгляд на супружество предполагал ответственность мужа за духовное благополучие семьи: в первую очередь жены, а также и детей. Выходя замуж, девушка вручает себя жениху подобно тому, как человек вручает себя Богу, если хочет полноценной духовной жизни.
Потому апостол и говорит о том, что жена должна «бояться» мужа — в том же смысле, в каком всякий живущий нормальной духовной жизнью человек «боится» Бога. Конечно, этот страх, как и страх Божий, можно понимать по-разному, но Павел имеет в виду адекватное его понимание, предполагающее прежде всего осознание своей ответственности за сделанный выбор. При этом всё сказанное апостол вводит в контекст нового, христианского откровения. Он говорит уже не только о Боге и о народе, он говорит о Христе и о Церкви, которым уподобляет отношения мужа и жены.
В самом деле: если речь идёт о христианах, очевидно, что все их отношения между собой должны быть включены в контекст отношений Отца с Сыном, без которых нет Царства, а в самих отношениях должен участвовать Христос: иначе о полноценной христианской жизни придётся забыть. Вот об этом и напоминает Павел христианам-евреям, а недавним язычникам рассказывает, быть может впервые. Рассказывает о том, без чего нормальной семейной жизни во Христе нет и быть не может.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. 31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. 33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. |
Продолжая разговор о жизни Царства, Павел обращается к теме семейных отношений, отношений между супругами (ст. 22 – 28). На первый взгляд, она не связана напрямую с предшествующими рассуждениями апостола: ведь брак — лишь частный случай взаимоотношений между ближними. Но это всё же не совсем так: ведь уже со времён пророка Осии именно супружеские отношения становятся той моделью, на примере которой описывались отношения между Богом и человеком или между Богом и народом Божиим. Уподобление их отношениям супружеским стало традиционным как для яхвизма, так и для иудаизма. И Павел, уподобляя отношения между Христом и Церковью отношениям семейным, как видно, следует этой традиции. Но он идёт ещё дальше: он и сами супружеские отношения уподобляет отношениям Христа и Церкви (ст. 24 – 27). При этом апостол ссылается на рассказ Книги Бытия о сотворении человека (ст. 31 – 32), в котором речь идёт о такой глубине супружеских отношений, которая намного превосходит любые естественные связи, обусловленные только законами природы, даже столь глубокие, как взаимосвязь детей и родителей (Быт. 2 : 22 – 24).
По-видимому, Павел пытался донести до читателей своего послания простую мысль: между людьми, созданными Богом по Своему образу и подобию, в принципе не может быть «недуховных» отношений, обусловленных одними лишь природными законами. И отношения семейные были в данном случае наиболее наглядным примером: ведь именно здесь естественная, природная связь оказывается особенно заметной, заметной настолько, что падший человек, часто не замечающий духовных реалий, нередко склонен был сводить к ней весь смысл отношений между мужчиной и женщиной. С одной стороны, такой подход неизбежно ведёт к разрушению семьи, обедняя брак и нередко совершенно его обессмысливая. Но и столь распространённое в религиозных кругах «оправдание» брака деторождением, как его единственной целью, обусловленной исключительно необходимостью продолжения человеческого рода, также оказывается искажением идеи брака, как понимает его Павел. Супружеские отношения, так же, как и всякие другие, не нуждаются ни в каких оправданиях перед нашим, ещё не преображённым миром и ни в каких обоснованиях, построенных по его законам. Их единственное оправдание и единственное обоснование — в Царстве. Если они укореняют в нём тех, кого связывают, они бесконечно ценны и абсолютно оправданы в глазах Божиих, и супружеские отношения тогда тоже становятся абсолютной ценностью сами по себе (ст. 31 – 33). Если же этого не происходит, то они никогда не станут частью Царства, какой бы мощным ни было их естественное, природной основание и какими бы глубокими и сильными ни казались они тем, кого связывают.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. 31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. 33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. |
Сколько споров обычно вызывает этот отрывок, когда мы пытаемся найти не «официальную позицию», а честный ответ на вопрос – что эти слова значат для нас? Лично для меня? Конечно, мужчины часто выбирают для богословских размышлений стих 22: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу», а женщины предпочитают философствовать на тему стиха 25: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь». Все мы ищем оправдания собственным претензиям к партнёру или ко всему роду человеческому. А ведь слова эти сказаны «для меня», а не «для него». Заметьте, апостол Павел не сказал: «Мужья, принуждайте жён к повиновению». Не сказал и обратного: «Жёны, требуйте от мужей любви такой же самоотверженной, как любовь Христа». Итак, как самоотверженная любовь, так и повиновение (а в тех отношениях, о которых говорит Павел, это две половинки единого целого – семейной любви) – это то, что нужно найти и взращивать в себе, а не пытаться воспитать в другом.
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||