1 И# собирaша и3ноплемє1нницы полки2 сво‰ на брaнь,
и3 собрaшасz въ сокхHfэ їуде1йстэмъ, и3 њполчи1шасz
средЁ сокхHfа и3 среди2 ґзикA во ґфесдоммjнэ.
|
2 Саyлъ же и3 мyжіе ї}лєвы собрaшасz и3 њполчи1шасz
во ўдо1ли теревjнfа и3 ўстроsхусz на брaнь
проти1ву и3ноплеме1нникwмъ.
|
3 И# и3ноплемє1нницы стоsху на горЁ tсю1ду
њсо1бь, ї}ль же стоsше на горЁ toнyду, и3
ўдо1ль междY и4ми бsше.
|
4 И# и3зы1де мyжъ си1ленъ и3з8 полкA и3ноплеме1ннича,
и4мz є3мY голіafъ t ге1fа, высотA є3гw2 ше1сть
лакHтъ и3 пsдь:
|
5 и3 шле1мъ мёдzнъ на главЁ є3гw2, и3 въ броню2
кольчaту то1й њболче1нъ бsше: и3 вёсъ брони2 є3гw2
пsть ты1сzщъ с‡кль мёди и3 желёза:
|
6 и3 поно1жы мBдzны верхY го1леній є3гw2, и3
щи1тъ мёдzнъ на плещaхъ є3гw2:
|
7 и3 рaтовище копіS є3гw2 ѓки nрyдіе ткyщихъ,
и3 копіе2 є3гw2 ше1сть сHтъ с‡кль желёза: и3
носsй nрyжіе є3гw2 и3дsше пред8 ни1мъ.
|
8 И# стA и3 возопи2 пред8 полки6 ї}левыми и3 рече2
и5мъ: почто2 и3зыдо1сте, њполчи1тисz ли на брaнь
проти1ву нaмъ; нёсмь ли ѓзъ и3ноплеме1нникъ, вы1
же є3вре1є саyлwвы; и3збери1те себЁ мyжа, и3
да сни1детъ ко мнЁ:
|
9 и3 ѓще возмо1жетъ со мно1ю брaтисz и3 њдолёетъ
ми2, бyдемъ вaмъ раби2: ѓще же ѓзъ возмогY њдолёти
є3мY, бyдете вы2 нaмъ раби2 и3 порабо1таете нaмъ.
|
10 И# рече2 и3ноплеме1нникъ: се2, ѓзъ дне1сь ўничижи1хъ
по1лкъ ї}левъ въ се1й де1нь: дади1те ми2 мyжа, и4же
побо1ретсz со мно1ю є3ди1нъ.
|
11 И# слы1ша саyлъ и3 ве1сь ї}ль глаго1лы и3ноплемє1нничи
сі‰ и3 ўжасо1шасz и3 ўбоsшасz ѕэлw2.
|
12 Давjдъ же є3фраfе1евъ, се1й бЁ t виfлее1ма
їyдина, и4мz же nтцY є3гw2 їессе1й, є3мyже
бЁ џсмь сынHвъ. Во дни6 же саyлwвы бЁ мyжъ
то1й состарёсz въ муже1хъ.
|
13 И# и3до1ша три2 сы1ны їессе1євы старёйшіи
на брaнь съ саyломъ: и3менa же сынHвъ є3гw2 поше1дшихъ
на брaнь, є3ліaвъ перворо1дный є3гw2, и3 вторы1й
ґмінадaвъ, и3 тре1тій саммA.
|
14 Давjдъ же бЁ ю3нёйшій, и3 три2 бо1льшіи є3гw2
и3до1ша в8слёдъ саyла.
|
15 Давjдъ же возврати1всz t саyла, tи1де пасти2
џвцы nтцA своегw2 въ виfлее1мъ.
|
16 И# прихождaше и3ноплеме1нникъ ќтрw и3 въ
ве1черъ, kвлszсz пред8 ї}лемъ четы1редесzть днjй.
|
17 И# рече2 їессе1й давjду сы1ну своемY: возми2
ў2бо брaтіzмъ твои6мъ мёру є4фі муки2 и3
де1сzть хлBбъ си1хъ, и3 и3ди2 въ по1лкъ, и3 дaждь
брaтіzмъ твои6мъ:
|
18 и3 де1сzть сы1рwвъ t млекA сегw2, и3 дaждь
ты1сzщнику: и3 брaтію свою2 посэти2 въ ми1рэ, и3
є3ли1кихъ ѓще тре1буютъ, ўвёси, суббHтствовати
же бyдеши со мно1ю.
|
19 Саyлъ же и3 вси2 лю1діе бsху во ўдо1ли дyба
рaтующесz со и3ноплемє1нники.
|
20 И# востA давjдъ рaнw, џвцы же њстaви со
стрaжею, и3 взS, и3 tи1де, ћкоже заповёда
є3мY nте1цъ є3гw2 їессе1й: и3 пріи1де на мёсто,
и3дёже и3схождaху си1льніи на брaнь и3 вопіsху
въ полцёхъ.
|
21 Зане1же воwружaшесz ї}ль проти1ву и3ноплеме1нникwмъ,
и3 и3ноплемє1нницы воwружaхусz проти1ву ї}лz.
|
22 И# положи2 давjдъ бре1мz свое2 въ рукaхъ стрaжа,
и3 тече2 въ по1лкъ, и3 прише1дъ вопроси2 брaтію свою2
въ ми1рэ.
|
23 Глаго1лющу же є3мY съ ни1ми, и3 се2, мyжъ месе1йскій,
є3мyже и4мz голіafъ, фmлістjмлzнинъ t ге1fы,
и3зы1де t полкHвъ и3ноплеме1нничихъ и3 глаго1ла
по словесє1мъ си6мъ, и3 ўслы1ша давjдъ.
|
24 И# вси2 мyжіе ї}лєвы є3гдA ўви1дэша
мyжа, и3 бэжaша t лицA є3гw2 и3 ўбоsшасz
ѕэлw2.
|
25 И# рёша мyжіе ї}льтестіи: ви1дэсте ли мyжа
сего2 восходsща, ћкw поноси1ти ї}лz пріи1де;
и3 ѓще бyдетъ мyжъ, и4же ўбіе1тъ є3го2,
њбогати1тъ є3го2 цaрь богaтствомъ ве1ліимъ, и3
дще1рь свою2 дaстъ є3мY, и3 до1мъ nтцA є3гw2
сотвори1тъ свобо1денъ во ї}ли.
|
26 И# рече2 давjдъ къ мужє1мъ стоsщымъ съ ни1мъ,
глаго1лz: что2 сотворите2 мyжу, и4же ўбіе1тъ
и3ноплеме1нника џнаго и3 tи1метъ поноше1ніе t
ї}лz; ћкw кто2 є4сть и3ноплеме1нникъ неwбрёзанный
се1й, и4же поно1ситъ полкY бг7а живaгw;
|
27 И# реко1ша є3мY лю1діе по словеси2 семY, глаго1люще:
тaкw сотвори1тсz мyжу, и4же ўбіе1тъ є3го2.
|
28 И# ўслы1ша є3ліaвъ брaтъ є3гw2 бо1льшій,
внегдA глаго1лати є3мY къ мужє1мъ: и3 разгнёвасz
ћростію є3ліaвъ на давjда и3 рече2: почто2 сёмw
прише1лъ є3си2; и3 комY њстaвилъ є3си2 м†лыz
џвцы њ1ны въ пусты1ни; вёмъ ѓзъ го1рдость
твою2 и3 ѕло1бу се1рдца твоегw2, ћкw видёніz рaди
брaни прише1лъ є3си2.
|
29 И# рече2 давjдъ: что2 сотвори1хъ нн7э; нёсть
ли рёчь;
|
30 И# tврати1сz t негw2 ко и3но1му и3 рече2 по
словеси2 семY. И# tвэщaша є3мY лю1діе по словеси2
пре1жнему.
|
31 И# слы6шаны бы1ша глаго1лы, и5хже глаго1ла давjдъ,
и3 возвэсти1ша пред8 саyломъ: и3 поsша є3го2
лю1діе и3 приведо1ша є3го2 пред8 саyла.
|
32 И# рече2 давjдъ къ саyлу: да не ўжасaетсz
се1рдце господи1ну моемY њ се1мъ, рaбъ тво1й по1йдетъ
и3 побо1ретсz со и3ноплеме1нникомъ си1мъ.
|
33 И# рече2 саyлъ къ давjду: не возмо1жеши пойти2
ко и3ноплеме1ннику семY брaтисz съ ни1мъ, ћкw
ты2 дётищь є3си2, се1й же мyжъ боре1цъ є4сть
t ю4ности своеS.
|
34 И# рече2 давjдъ къ саyлу: є3гдA пасsше рaбъ
тво1й nтцA своегw2 стaдо, и3 є3гдA прихождaше
ле1въ и3ли2 медвёдица и3 восхищaше t стaда џвцу
є3ди1ну:
|
35 и3 ѓзъ в8слёдъ є3гw2 и3схождaхъ и3 поражaхъ
є3го2, и3 и3сторгaхъ и3з8 ќстъ є3гw2 (взsтое):
и3 ѓще воспротивлsшесz ми2, то2 взе1мъ за гортaнь
є3гw2, поражaхъ и3 ўмерщвлsхъ є3го2:
|
36 и3 львA и3 медвёдицу біsше рaбъ тво1й, и3
бyдетъ и3ноплеме1нникъ неwбрёзанный се1й ћкw
є3ди1нъ t си1хъ: не поидy ли, и3 поражY є3го2,
и3 tимY дне1сь поноше1ніе t ї}лz; поне1же кто2
неwбрёзанный се1й, и4же ўничижи2 по1лкъ бг7а
жи1ва;
|
37 И# рече2 давjдъ: гDь и4же и3з8sтъ мS t
руки2 льво1вы и3 t руки2 медвёдицы, то1й и4зметъ
мS t руки2 и3ноплеме1нника сегw2 неwбрёзаннагw.
И# рече2 саyлъ къ давjду: и3ди2, и3 да бyдетъ гDь
съ тобо1ю.
|
38 И# њблече2 саyлъ давjда nде1ждею, и3 шле1мъ
мёдzнъ возложи2 на главY є3гw2,
|
39 и3 препоsса давjда nрyжіемъ свои1мъ верхY
nде1жды є3гw2. Давjдъ же походи1въ (во nрyжіи)
сёмw и3 nвaмw, ўтруди1сz, ћкw не њбы1че.
И# рече2 давjдъ саyлу: не могY и3ти2 въ си1хъ, ћкw
не њбыко1хъ. И# взsша t негw2 сі‰.
|
40 И# взS пaлицу свою2 въ рyку свою2, и3 и3збрA
себЁ пsть кaменій глaдкихъ t пото1ка, и3 вложи2
| въ тобо1лецъ пaстырскій є3го1же ношaше, и3
прaщу свою2 и3мы1й въ руцЁ свое1й, и3 и4де къ мyжу
и3ноплеме1ннику.
|
41 И# и3дsше и3ноплеме1нникъ приближazсz къ давjду,
и3 носsй nрyжіе є3гw2 пред8 ни1мъ (и3дsше).
|
42 И# ви1дэ голіafъ и3ноплеме1нникъ давjда и3 њбезче1ствова
є3го2, зане2 то1й дётищь бЁ, и3 че1рменъ и3 лёпъ
nчи1ма.
|
43 И# рече2 и3ноплеме1нникъ къ давjду: є3дA пе1съ
ѓзъ є4смь, ћкw ты2 и4деши проти1ву менє2
съ пaлицею и3 кaменіемъ; И# рече2 давjдъ: ни2, но
и3 хyждшій псA. И# проклS и3ноплеме1нникъ давjда
бHги свои1ми.
|
44 И# рече2 и3ноплеме1нникъ къ давjду: грzди2 ко
мнЁ, и3 дaмъ пло1ть твою2 пти1цамъ небє1снымъ
и3 ѕвэрє1мъ зємны1мъ.
|
45 И# рече2 давjдъ и3ноплеме1ннику: ты2 и4деши на
мS съ мече1мъ и3 съ копіе1мъ и3 щито1мъ, ѓзъ же
и3дY на тS во и4мz гDа бг7а саваHfа, бг7а њполче1ніz
ї}лева, є3го1же ты2 ўничижи1лъ є3си2 дне1сь:
|
46 и3 предaстъ тS гDь дне1сь въ рyцэ мои2, и3
ўбію2 тS, и3 tимY главY твою2 t тебє2,
и3 дaмъ тёло твое2 и3 тэлесA полкA и3ноплеме1ннича
въ де1нь се1й пти1цамъ небє1снымъ и3 ѕвэрє1мъ
зємны1мъ: и3 ўразумёетъ всS землS, ћкw
є4сть гDь бг7ъ во ї}ли,
|
47 и3 ўразумёетъ ве1сь со1нмъ се1й, ћкw не
мече1мъ ни копіе1мъ сп7сaетъ гDь, ћкw гDнz
брaнь, и3 предaстъ гDь вaсъ въ рyки нaшz.
|
48 И# востA и3ноплеме1нникъ и3 и4де во срётеніе
давjду. И# ўскори2 давjдъ и3 тече2 на сраже1ніе
во срётеніе и3ноплеме1ннику.
|
49 И# простре2 давjдъ рyку свою2 въ тобо1лецъ, и3
и3з8S и3з8 негw2 кaмень є3ди1нъ, (и3 вложи2 въ
прaщу,) и3 ве1рже прaщею, и3 порази2 и3ноплеме1нника
въ чело2 є3гw2, и3 ўнзе2 кaмень под8 шле1момъ
є3гw2 въ чело2 є3гw2, и3 паде2 (голіafъ) на лицы2
свое1мъ на зе1млю.
|
50 И# ўкрэпи1сz давjдъ над8 и3ноплеме1нникомъ
прaщею и3 кaменемъ, и3 порази2 и3ноплеме1нника, и3
ўмертви2 є3го2: nрyжіz же не бЁ въ руцЁ
давjдовэ.
|
51 И# тече2 ско1рw давjдъ, и3 стA над8 ни1мъ, и3
взS ме1чь є3гw2, и3 и3звлече2 є3го2 t нёдръ
є3гw2, и3 ўмертви2 є3го2, и3 tсэче2 и4мъ
главY є3гw2. И# ви1дэша и3ноплемє1нницы, ћкw
ќмре си1льный и4хъ, и3 бэжaша.
|
52 И# востaша мyжіе ї}лєвы и3 ї{дины и3 воскли1кнуша,
и3 погнaша созади2 и4хъ дaже до вхо1да ге1fова и3
до врaтъ ґскалHнскихъ: и3 падо1ша ўsзвленни
(мно1зи) и3ноплемє1нницы по пути2 врaтъ и3 дaже
до ге1fа и3 ґккарHна.
|
53 И# возврати1шасz мyжіе ї}лєвы гнaвшіи в8слёдъ
и3ноплемє1нникъ, и3 потоптaша полки2 и4хъ.
|
54 И# взS давjдъ главY и3ноплеме1нника и3 внесе2
ю5 во їеrли1мъ, и3 nрyжіе є3гw2 положи2 во
хрaминэ свое1й.
|
55 И# є3гдA ви1дэ саyлъ давjда и3сходsща во
срётеніе и3ноплеме1нника, рече2 ко ґвени1ру кнsзю
си1лы: чjй є4сть сы1нъ ю4ноша се1й, ґвени1ре;
И# рече2 ґвени1ръ: да живе1тъ душA твоS, царю2,
ћкw не вёмъ.
|
56 И# рече2 цaрь: вопроси2 ў2бо ты2, чjй є4сть
сы1нъ ю4ноша се1й;
|
57 є3гдa же возврати1сz давjдъ по ўбіе1ніи
и3ноплеме1нника, взS є3го2 ґвени1ръ и3 приведе2
є3го2 пред8 саyла: главa же и3ноплеме1ннича бЁ
въ руцЁ є3гw2.
|
58 И# рече2 къ немY саyлъ: чjй є3си2 сы1нъ, ю4ноше;
И# рече2 давjдъ: сы1нъ рабA твоегw2 їессе1а t
виfлее1ма.
|
1 и 2 кн Царств в еврейской Библии составляют одну книгу, под названием кн Самуила, которого считали их автором. Разделение на две книги восходит к греч переводу. В нем эти книги названы 1 и 2 кн Царств, и объединены с двумя следующими книгами, получившими название 3 и 4 кн Царств. В Вульгате первые две книги сохранили название книг Самуила (1 и 2), а две последующие называются 1 и 2 кн Царей. По сравнению с другими книгами ВЗ текст этих книг плохо сохранился. Греч перевод LXX довольно далек от евр — однако восходит к прототипу, значительные фрагменты которого найдены в Кумранских пещерах. Существовало, следовательно, несколько еврейских «рецензий» (вариантов) книг Самуила.
В 1 и 2 кн Царств можно различить пять частей: а) Самуил (1 Samuelis 1-7); б) Самуил и Саул (1 Samuelis 8-15); в) Саул и Давид (1 Samuelis 16 — 2 Samuelis 1); г) Давид (2 Samuelis 2-20); д) приложения (2 Samuelis 21-24).
Автор этого труда комбинирует или просто располагает в последовательном порядке материалы различного, письменного или устного, происхождения о начале периода монархии. Приведен рассказ о ковчеге Завета и о его захвате филистимлянами (1 Samuelis 4-6), продолжающийся в 2 Samuelis 6. Он обрамлен двумя другими рассказами: 1) о детстве Самуила (1 Samuelis 1-2); 2) о том, как он в качестве последнего из Судей исполнял обязанности правителя; в заключении предвосхищается избавление от ига филистимлян (1 Samuelis 7). Самуил играет первостепенную роль в деле учреждения царской власти (1 Samuelis 8-12). В изложении ее становления уже давно различали две группы преданий: 9—10 1-16; 11 с одной стороны и 8, 10-17-24; 12 — с другой. Первую группу принято называть монархической версией данных событий, а вторую, считавшуюся позднейшей, — «антимонархической». В действительности же обе версии древнего происхождения и отражают лишь две различные тенденции. «Антимонархичность» второй заключается лишь в том, что она осуждает такого рода царскую власть, которая не достаточно считается с суверенной властью Бога. Войны Саула с филистимлянами описываются в гл 13—14, а первая версия об его отвержении дана в 1 Samuelis 13:7-13. Другая версия того же события излагается в гл 15 в связи с войной против амалекитян. Это утверждение подготавливает помазание Давида Самуилом (1 Samuelis 16:1-13). Параллельные и, по-видимому, одинаково древние предания о первых шагах Давида и его столкновениях с Саулом находятся в 1 Samuelis 16:4 — 2 Samuelis 1, где часто встречаются повторения. Конец этой истории дан в 2 Samuelis 2-5: Давид в результате правления в Хевроне, войны с филистимлянами и взятия Иерусалима утверждается как царь всего Израиля (2 Samuelis 5:12). В гл 6 автор возвращается к истории ковчега Завета; гл 7 содержит пророчество Нафана, а гл 8 представляет собою редакционное резюме.
С 2 Samuelis 9 по 1 Regum 1-2 рассказана история семьи Давида и ее борьбы за наследование престола; она описана очевидцем в первую половину царствования Соломона и прервана гл 2 Samuelis 21-24, в которых помещены документы различного происхождения, относящиеся к царствованию Давида.
Первая и вторая книги Царств охватывают период, простирающийся от возникновения израильской монархии до конца царствования Давида. Экспансия филистимлян — битва под Афеком (приблиз. в 1050 г) — поставила под угрозу само существование Израиля и принудила его установить монархию. Саул (около 1030 г) выступает сначала как судья, но будучи признан всеми коленами, становится их главою. Так возникает царская власть. Начинается освободительная война, и филистимляне вынуждены возвратиться в свои пределы (1 Samuelis 14); позднейшие столкновения происходят уже на окраинах израильской территории, в Теревинфской долине (1 Samuelis 17) и на Гельвуйской горе (1 Samuelis 28 и 1 Samuelis 31). В этой последней битве, закончившейся полным поражением Израиля, погибает Саул (ок. 1010 г). Национальное единство снова под угрозой: в Хевроне «мужи Иудины» помазали на царство Давида, северные же колена противопоставили ему Иевосфея, потомка Саула, укрывшегося в Заиордании. Но убийство Иевосфея изменяет положение, и весь Израиль признает Давида царем.
2 кн Царств лишь кратко касается политических результатов царствования Давида, хотя они были весьма значительны. Филистимляне были окончательно изгнаны, объединение территории завершилось поглощением хананейских «островков» и, прежде всего, Иерусалима, ставшего политической и религиозной столицей царства. Покорено было все Заиорданье, и Давид распространил свою власть на южную Сирию. Однако после смерти Давида (ок. 970 г) оказалось, что национальное единство не стало еще достаточно прочным. Хотя Давид был царем Израиля и Иуды, они не раз противостояли друг другу: мятеж Авессалома был поддержан северянами, а Сива, из колена Вениаминова, пытался возмутить народ криком: «К шатрам твоим, Израиль!». Раскол уже предчувствовался.
Религиозный смысл этих книг в том, что в них указываются условия и трудности установления теократического порядка на земле. Этот идеал был достигнут при Давиде. До него мы видим неудачу Саула, а после него — нечестивых царей, поведение которых вызвало гнев Божий и привело к национальной катастрофе. С пророчеством Нафана пробуждается мессианская надежда, питаемая обетованиями, данными дому Давидову. Авторы НЗ-ных книг трижды ссылаются на него (Actus 2:30; 2 Corinthios 6:18; Hebraeos 1:5). Иисус — потомок Давида, и наименование «сын Давида», данное ему народом, является признанием Его как Мессии. Отцы Церкви проводили параллель между жизнью Давида и жизнью Иисуса Христа, избранного для спасения всех, царя духовного Израиля и все же, подобно Давиду, гонимого Своими.
В еврейской Библии исторические книги (Иисуса Навина, Судей и Царств) называются «Небиии ришоним». т.е. «Ранние пророки», в противоположность «Поздним пророкам»: Исайе, Иеремии, Иезёкиилю, Даниилу и двенадцати «малым пророкам». Предание приписывало их составление пророкам: Иисусу Навину, Самуилу и Иеремии. Уже само название этих книг свидетельствует о том, что составители не являются историками в древнем и, тем более, современном смысле слова. Они — глашатаи Слова Божия, избравшие главной темой своих книг отношение Израиля с Ягве, его верность или неверность — неверность в особенности — Богу Завета. Приводя примеры из прошлого, они излагают религиозное учение, выступают как пророки и наставники народа. Их интересуют не столько минувшие события, сколько уроки, которые можно из них извлечь.
Однако назидательный характер «Ранних пророков» не лишает их повествование исторической ценности. Составители этих книг опираются на обширный материал первостепенной важности и значения. Это не только устные рассказы и древний эпос, но и биографии великих людей Израиля, написанные вскоре после их кончины, а также государственные летописи Израильского и Иудейского царств, на которые свящ. писатели часто ссылаются (2 Цар 1:18; 3 Цар 11:41; 3 Цар 14:19; ср 2 Пар 27:7).
Исторические книги составляют одно целое, завершенное не ранее 562 г до Р.Х. (4 Цар 25:27). В Библии они следуют непосредственно за Пятикнижием: в конце кн Втор Иисус Навин указан как преемник Моисея, а события кн Ис Нав начинаются как раз на другой день после смерти законодателя Израиля.
Духовный смысл сборника можно кратко сформулировать следующим образом: Ягве, положив начало существованию Своего народа, ведет его по пути восхождения к тому времени, когда Он окончательно воцарится в мире (Царство Божие). Для этого Он отдает Израилю Землю Обетованную, поставляет Давида монархом и обещает его потомку вечную власть в эсхатологическом Царстве. Но в то же время составители исторических книг сурово и беспощадно обличают народ Божий за его неверность Завету. Эта неверность является прямой причиной тех бедствий, которые обрушиваются на Израиль. Таким образом история превращается в урок и предупреждение. Она содержит призыв к покаянию, который с особой силой прозвучал в эпоху плена Вавилонского.
Второзаконие исторически обосновало учение об избранности Израиля и определило вытекающее отсюда его теократическое устройство; вслед затем кн Ис Нав рассказывает о поселении избранного народа в Обетованной Земле, кн Судей излагает чередование отступничеств и помилований, 1 и 2 кн Царств повествуют о кризисе, приведшем к установлению царской власти и подвергшем опасности теократический идеал, который затем осуществляется при Давиде; 3 и 4 кн Царств описывают упадок, начавшийся при Соломоне: несмотря на благочестие некоторых царей, произошел целый ряд отступничеств, за которые Бог покарал Свой народ.
1 Возможно предположить, что, нападая на евреев, филистимляне рассчитывали на предполагаемую неспособность больного Саула (16:14-21) оказать им умелое сопротивление. Но на этот раз филистимляне ошиблись в своих ожиданиях.
Сокхоф и Азек — города к юго-западу от Иерусалима.
3 Войска находились в таком положении, что нападающая сторона неизбежно рисковала потерпеть полное поражение. А так как никто себе не враг, то обе стороны стояли в бездействии, но в напряженном выжидательном положении. Неизвестно, сколько времени они простояли бы таким образом, если бы филистимлянам не пришла мысль решить дело военным поединком двух богатырей — из того и из другого лагеря. Богатырем со стороны филистимлян явился великан из города Гефа — Голиаф.
4 Локоть — длина руки от локтевого сустава до конца среднего пальца. Пядь — ширина в три ладони. Ладонь — ширина четырех пальцев.
5 Сикль, как мера веса, равнялся 3 золотникам, 34,40 дол.
8 Не филистимлянин ли я, а вы рабы Саула, т. е. какое может быть сравнение между мной, — могучим, свободным филистимлянином, — и вами, — жалкими рабами больного маньяка Саула?
11 Очень испугались и ужаснулись, не надеясь подыскать со своей стороны равносильного Голиафу соперника.
12 Восемь сыновей — см. 16:6-13.
15 Надобность в игре Давида временно прекратилась: война поглотила собой внимание и чувства Саула и тем предохраняла его от острых вспышек меланхолии.
18 Тысяченачальнику — в виде приветственного дара.
23 Те слова — см. ст. 8-10.
26 Свободным во Израиле, т. е. свободным от государственных повинностей.
28 Очевидно, первенец Иессея Елиав не мог простить своему младшему брату того предпочтения, которое было оказано этому брату пророком Божиим Самуилом (16 гл.).
33 Ибо ты еще юноша. «Давид был тогда юношей 15 или 16 лет, так как умер 75-ти лет, царствовал 40; почему, когда был убит Саул, имел 30 лет. А пред сим было сказано, что Саул, после двухлетнего царствования, лишился божественной благодати и потому все прочее время провел, враждуя на Давида» (блаж. Феодорит. Толк. на 1 Цар, вопр. 41).
36-37 Ср. ст. 45-47.
42 Молод, белокур и красив лицом, т. е. без внешних признаков закаленного в боях сурового воина.
52 Аккарон — филистимский город, на запад от Гаваона.
54 На вопрос о том, «как Давид, не живши еще в Иерусалиме, внес в него голову иноплеменника», блаж. Феодорит отвечает: «Правда, Иерусалим населяли еще иевусеи (2 Цар 5:6-8), но Давид, желая устрашить непобежденных иноплеменников своего отечества, указал им на голову сраженного им великого воителя», дерзко восстававшего на избранный народ Божий и полагавшего всю надежду на собственные силы (Блаж. Феодорит. Толк. на 1 Цар, вопр. 42).
55 Чей сын этот юноша? Занимая скромное место в толпе других придворных музыкантов, Давид мог быть и неизвестен лично Саулу. Слушая музыку Давида, Саул не обращал никакого внимания на игравшего; а если и видел его, так болезненные припадки, в период которых приглашался музыкант, могли помешать ему запомнить лицо игравшего. И только теперь, когда скромный музыкант на арфе сделался героем дня, славой Израиля, орудием божественной помощи угнетенным, Саул обратил на Давида должное внимание и, не узнав его в лицо, спросил: «Чей сын этот юноша?»
57 Сообщаемое в 54 стихе относится, очевидно, ко времени после данного представления победителя Давида Саулу.
Название и разделение книг в Библии. Известные ныне четыре книги Царств в древнем еврейском кодексе священных книг составляли две книги: одна из них (в состав которой входили нынешние первая и вторая книги Царств) называлась «Сефер Шемуель», т. е. «Книга Самуила», так как ее содержанием является повествование о пророке Самуиле и помазанных им на Еврейское царство Сауле и Давиде; другая (в состав которой входили нынешние третья и четвертая книги Царств) называлась «Сефер Мелахим», т. е. «Книга Царей», так как ее содержанием является повествование о последнем общееврейском царе Соломоне и о царях царства Иудейского и царства Израильского. Теперешнее деление означенных книг на четыре явилось прежде всего в греческом переводе LXX-ти, где они получили названия: «Βασιλείων πρώτη (βίβλος)», т. е. «Первая книга Царств»; Βασιλείων δευτέρα — «Вторая книга Царств»; Βασιλείων τρίτη — «Третья книга Царств»; Βασιλείων τετάρτη — «Четвертая книга Царств». Затем оно было усвоено и латинским переводом Вульгатой, где заглавия книг получили такой вид: «Liber primus Samuelis, quem nos primum Regum dicimus» («Первая книга Самуила, которую мы называем Первою книгою Царей»); «Liber secundus Samuelis, quem nos secundum Regum dicimus» («Вторая книга Самуила, которую мы называем Второю книгою Царей»); «Liber Regum tertius, secundum Hebraeos primus Malachim» («Третья книга Царей, по еврейскому счету — Первая книга Мелахим — Царей»); «Liber Regum quartus, secundum Hebraeos Malachim secundus» («Четвертая книга Царей, по еврейскому счету — Вторая книга Мелахим — Царей»).
Впрочем, в каноническом счислении книг Ветхого Завета Православная Церковь удержала древнееврейское деление книг Царств на две книги, соединяя воедино Первую и Вторую книги Царств, а также Третью и Четвертую книги.
Содержание книг Царств. В Первой книге Царств повествуется о пророке и судье еврейского народа Самуиле и о первом еврейском царе Сауле. Во Второй книге Царств повествуется о втором еврейском царе Давиде. В Третьей книге Царств повествуется о третьем еврейском царе Соломоне, о распадении еврейской монархии на два царства — Иудейское и Израильское — и о царях того и другого царства, кончая царем Иосафатом в Иудейском царстве и царем Охозией в Израильском. В Четвертой книге Царств повествуется об остальных царях Иуды и Израиля, кончая ассирийским пленом в отношении Израильского царства и вавилонским пленом в отношении Иудейского царства.
Период истории еврейского народа, обнимаемый повествованием всех четырех книг Царств, превышает 500 лет.
Писатели книг Царств. Первоначальными писателями Первой и Второй книг Царств были пророки Самуил, Натан и Гад (1 Paralipomenon 29:29). Кто-либо из пророков позднейшего времени просмотрел записи Самуила, Натана и Гада, дополнил их (1 Samuelis 5:5; 1 Samuelis 6:18; 1 Samuelis 9:9; 1 Samuelis 27:6; 2 Samuelis 4:3) и придал им объединенный, законченный вид.
Первоначальными писателями Третьей и Четвертой книг Царств были следовавшие за Натаном и Гадом пророки и дееписатели, оставившие после себя записи с приуроченными к ним названиями: «Книга дел Соломоновых» (1 Regum 11:41); «Летопись царей иудейских» (1 Regum 14:29; 1 Regum 15:7.23; 1 Regum 22:46; 2 Regum 8:23); «Летопись царей израильских» (1 Regum 14:19; 1 Regum 15:31; 1 Regum 16:5.14.20.27; 1 Regum 22:39; 2 Regum 1:8; 2 Regum 10:34). Кто-либо из последних ветхозаветных пророков (по свидетельству еврейской и христианской древности — пророк Иеремия), а может быть, и сам великий книжник и собиратель канона ветхозаветных священных писаний Ездра, просмотрел эти записи и привел их в тот вид, в каком они дошли до нашего времени.
Исторические книги
По принятому в греко-славянской и латинской Библиях делению ветхозаветных книг по содержанию, историческими (каноническими) книгами считаются в них книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии и Есфирь. Подобное исчисление встречается уже в 85-м апостольском правиле 1, четвертом огласительном поучении Кирилла Иерусалимского, Синайском списке перевода LXX и отчасти в 60-м правиле Лаодикийского собора 350 г.: Есфирь поставлена в нем между книгами Руфь и Царств 2. Равным образом и термин «исторические книги» известен из того же четвертого огласительного поучения Кирилла Иерусалимского и сочинения Григория Богослова «О том, какие подобает чести кн. Ветхого и Нового Завета» (книга Правил, с. 372–373). У названных отцов церкви он имеет, впрочем, несколько иной, чем теперь, смысл: название «исторические книги» дается ими не только «историческим книгам» греко-славянского и латинского перевода, но и всему Пятикнижию. «Исторических книг древнейших еврейских премудростей, – говорит Григорий Богослов, – двенадцать. Первая – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, Второзаконие, потом Иисус и Судии, восьмая Руфь. Девятая и десятая книги – Деяния Царств, Паралипоменон и последнею имееши Ездру». «Читай, – отвечает Кирилл Иерусалимский, – божественных писаний Ветхого завета 22 книги, переведенных LXX толковниками, и не смешивай их с апокрифами… Это двадцать две книги суть: закона Моисеева первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Затем Иисуса сына Навина, Судей с Руфью составляют одну седьмую книгу. Прочих исторических книг первая и вторая Царств, у евреев составляющая одну книгу, также третья и четвертая, составляющие одну же книгу. Подобно этому, у них и Паралипоменон первая и вторая считаются за одну книгу, и Ездры первая и вторая (по нашему Неемии) считаются за одну книгу. Двенадцатая книга – Есфирь. Таковы исторические книги».
Что касается еврейской Библии, то ей чужд как самый раздел «исторических книг», так и греко-славянское и латинское их распределение. Книги Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств причисляются в ней к «пророкам», а Руфь, две книги Паралипоменон, Ездры – Неемии и Есфирь – к разделу «кегубим» – священным писаниям. Первые, т. е. кн. Иисуса Навина, Судей и Царств занимают начальное место среди пророческих, Руфь – пятое, Есфирь – восьмое и Ездры, Неемии и Паралипоменон – последние места среди «писаний». Гораздо ближе к делению LXX стоит распорядок книг у Иосифа Флавия. Его слова: «От смерти Моисея до правления Артаксеркса пророки после Моисея записали в 13 книгах совершившееся при них» (Против Аппиона, I, 8), дают понять, что он считал кн. Иисуса Навина – Есфирь книгами характера исторического. Того же взгляда держался, по-видимому, и Иисус сын Сирахов, В разделе «писаний» он различает «премудрые словеса́... и... повести» (Сир 44.3–5), т. е. учительные и исторические книги. Последними же могли быть только Руфь, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. Принятое в еврейской Библии включение их в раздел «писаний» объясняется отчасти тем, что авторам некоторых из них, например Ездры – Неемии, не было усвоено в еврейском богословии наименования «пророк», отчасти их характером, в них виден историк учитель и проповедник. Сообразно с этим весь третий раздел и называется в некоторых талмудических трактатах «премудростью».
Относя одну часть наших исторических книг к разделу пророков, «узнавших по вдохновенно от Бога раннейшее, а о бывшем при них писавших с мудростью» (Иосиф Флавий. Против Аппиона I, 7), и другую – к «писаниям», каковое название дается всему составу ветхозаветных канонических книг, иудейская церковь тем самым признала их за произведения богодухновенные. Вполне определенно и ясно высказан этот взгляд в словах Иосифа Флавия: «У иудеев не всякий человек может быть священным писателем, но только пророк, пишущий по Божественному вдохновенно, почему все священные еврейские книги (числом 22) справедливо могут быть названы Божественными» (Против Аппиона I, 8). Позднее, как видно из талмудического трактата Мегилла, поднимался спор о богодухновенности книг Руфь и Есфирь; но в результате его они признаны написанными Духом Святым. Одинакового с ветхозаветной церковью взгляда на богодухновенность исторических книг держится и церковь новозаветная (см. выше 85 Апостольское правило).
Согласно со своим названием, исторические книги налагают историю религиозно-нравственной и гражданской жизни народа еврейского, начиная с завоевания Ханаана при Иисусе Навине (1480–1442 г. до Р. X.) и кончая возвращением евреев из Вавилона во главе с Неемиею при Артаксерксе I (445 г. до Р. X.), на время правления которого падают также события, описанные в книге Есфирь. Имевшие место в течение данного периода факты излагаются в исторических книгах или вполне объективно, или же рассматриваются с теократической точки зрения. Последняя устанавливала, с одной стороны, строгое различие между должными и недолжными явлениями в области религии, а с другой, признавала полную зависимость жизни гражданской и политической от веры в истинного Бога. В зависимости от этого излагаемая при свете идеи теократии история народа еврейского представляет ряд нормальных и ненормальных религиозных явлений, сопровождавшихся то возвышением, подъемом политической жизни, то полным ее упадком. Подобная точка зрения свойственна преимущественно 3–4 кн. Царств, кн. Паралипоменон и некоторым частям кн. Ездры и Неемии (Неем 9.1). Обнимаемый историческими книгами тысячелетний период жизни народа еврейского распадается в зависимости от внутренней, причинной связи явлении на несколько отдельных эпох. Из них время Иисуса Навина, ознаменованное завоеванием Палестины, представляет переходный момент от жизни кочевой к оседлой. Первые шаги ее в период Судей (1442–1094) были не особенно удачны. Лишившись со смертью Иисуса Навина политического вождя, евреи распались на двенадцать самостоятельных республик, утративших сознание национального единства. Оно сменилось племенной рознью, и притом настолько сильною, что колена не принимают участие в обшей политической жизни страны, живут до того изолированно, замкнуто, что не желают помочь друг другу даже в дни несчастий (Суд.5.15–17, 6.35, 8.1). В таком же точно жалком состоянии находилась и религиозно-нравственная жизнь. Безнравственность сделалась настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись гнусные пороки времен Содома и Гоморры (Суд.19). Одновременно с этим была забыта истинная религия, – ее место заняли суеверия, распространяемые бродячими левитами (Суд.17). Отсутствие в период судей, сдерживающих начал в виде религии и постоянной светской власти, завершилось в конце концов полной разнузданностью: «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21.25). Но эти же отрицательные стороны и явления оказались благодетельными в том отношении, что подготовили установление царской власти; период судей оказался переходным временем к периоду царей. Племенная рознь и вызываемое ею бессилие говорили народу о необходимости постоянной, прочной власти, польза которой доказывалась деятельностью каждого судьи и особенно Самуила, успевшего объединить своей личностью всех израильтян (1Цар 7.15–17). И так как, с другой стороны, такой сдерживающей народ силой не могла быть религия, – он еще недоразвился до того, чтобы руководиться духовным началом, – то объединение могло исходить от земной власти, какова власть царская. И, действительно, воцарение Саула положило, хотя и не надолго, конец племенной розни евреев: по его призыву собираются на войну с Каасом Аммонитским «сыны Израилевы... и мужи Иудины» (1Цар 11.8). Скорее военачальник, чем правитель, Саул оправдал народное желание видеть в царе сильного властью полководца (1Цар 8.20), он одержал целый ряд побед над окрестными народами (1Цар 14.47–48) и как герой погиб в битве на горах Гелвуйских (1Цар 31). С его смертью во всей силе сказалась племенная рознь периода Судей: колено Иудово, стоявшее прежде одиноко от других, признало теперь своим царем Давида (2Цар 2.4), а остальные подчинились сыну Саула Иевосфею (2Цар 2.8–9). Через семь с половиной лет после этого власть над Иудою и Израилем перешла в руки Давида (2Цар 5.1–3), и целью его правления становится уничтожение племенной розни, при посредстве чего он рассчитывает удержать престол за собой и своим домом. Ее достижению способствуют и постоянные войны, как общенародное дело, они поддерживают сознание национального единства и отвлекают внимание от дел внутренней жизни, всегда могущих подать повод к раздорам, и целый ряд реформ, направленных к уравнению всех колен пред законом. Так, устройство постоянной армии, разделенной по числу колен на двенадцать частей, причем каждая несет ежемесячную службу в Иерусалиме (1Пар 27.1), уравнивает народ по отношению к военной службе. Превращение нейтрального города Иерусалима в религиозный и гражданский центр не возвышает никакое колено в религиозном и гражданском отношении. Назначение для всего народа одинаковых судей-левитов (1Пар 26.29–30) и сохранение за каждым коленом местного племенного самоуправления (1Пар 27.16–22) уравнивает всех пред судом. Поддерживая равенство колен и тем не давая повода к проявлению племенной розни, Давид остается в то же самое время в полном смысле самодержавным монархом. В его руках сосредоточивается власть военная и гражданская: первая через посредство подчиненного ему главнокомандующего армией Иоава (1Пар 27.34), вторая через посредство первосвященника Садока, начальника левитов-судей.
Правление сына и преемника Давидова Соломона обратило ни во что результат царствования его отца. Необыкновенная роскошь двора Соломона требовала громадных расходов и соответствующих налогов на народ. Его средства шли теперь не на общегосударственное дело, как при Давиде, а на удовлетворение личных нужд царя и его придворных. Одновременно с этим оказался извращенным правый суд времени Давида: исчезло равенство всех и каждого пред законом. На этой почве (3Цар 12.4) возникло народное недовольство, перешедшее затем в открытое возмущение (3Цар 11.26. Подавленное Соломоном, оно вновь заявило себя при Ровоаме (3Цар 12) и на этот раз разрешилось отделением от дома Давидова 10 колен (3Цар 12.20). Ближайшим поводом к нему служило недовольство Соломоном, наложившим на народ тяжелое иго (3Цар 12.4), и нежелание Ровоама облегчить его. Но судя по словам отделившихся колен: «нет нам доли в сыне Иессеевом» (3Цар 12.16), т. е. у нас нет с ним ничего общего; мы не принадлежим ему, как Иуда, по происхождению, причина разделения в той племенной, коленной розни, которая проходила через весь период Судей и на время стихает при Сауле, Давиде и Соломоне.
Разделением единого царства (980 г. до Р. Х.) на два – Иудейское и Израильское – было положено начало ослаблению могущества народа еврейского. Последствия этого рода сказались прежде всего в истории десятиколенного царства. Его силам наносят чувствительный удар войны с Иудою. Начатые Ровоамом (3Цар 12.21, 14.30; 2Пар 11.1, 12.15), они продолжаются при Авии, избившем 500 000 израильтян (2Пар 13.17) и отнявшем у Иеровоама целый ряд городов (2Пар 13.19), и на время заканчиваются при Асе, истребившем при помощи Венадада Сирийского население Аина, Дана, Авел-Беф-Моахи и всей земли Неффалимовой (3Цар 15.20). Обоюдный вред от этой почти 60-тилетней войны был сознан, наконец, в обоих государствах: Ахав и Иосафат вступают в союз, закрепляя его родством царствующих домов (2Пар 18.1), – женитьбою сына Иосафатова Иорама на дочери Ахава Гофолии (2Пар 21.6). Но не успели зажить нанесенные ею раны, как начинаются войны израильтян с сирийцами. С перерывами (3Цар 22.1) и переменным счастьем они проходят через царствование Ахава (3Цар 20), Иорама (4Цар 8.16–28), Ииуя (4Цар 10.5–36), Иоахаза (4Цар 13.1–9) и Иоаса (4Цар 13.10–13) и настолько ослабляют военную силу израильтян, что у Иохаза остается только 50 всадников, 10 колесниц и 10 000 пехоты (4Цар 13.7). Все остальное, как прах, развеял Азаил Сирийский, (Ibid: ср. 4Цар 8.12). Одновременно с сирийцами израильтяне ведут при Иоасе войну с иудеями (4Цар 14.9–14, 2Пар 25.17–24) и при Иеровоаме II возвращают, конечно, не без потерь в людях, пределы своих прежних владений от края Емафского до моря пустыни (4Цар 14.25). Обессиленные целым рядом этих войн, израильтяне оказываются, наконец, не в силах выдержать натиск своих последних врагов – ассириян, положивших конец существованию десятиколенного царства. В качестве самостоятельного государства десятиколенное царство просуществовало 259 лет (960–721). Оно пало, истощив свои силы в целом ряде непрерывных войн. В ином свете представляется за это время состояние двухколенного царства. Оно не только не слабеет, но скорее усиливается. Действительно, в начале своего существования двухколенное царство располагало лишь 120 000 или по счислению александрийского списка 180 000 воинов и потому, естественно, не могло отразить нашествия египетского фараона Сусакима. Он взял укрепленные города Иудеи, разграбил самый Иерусалим и сделал иудеев своими данниками (2Пар 12.4, 8–9). Впоследствии же число вооруженных и способных к войне было увеличено теми недовольными религиозной реформой Иеровоама I израильтянами (не считая левитов), которые перешли на сторону Ровоама, укрепили и поддерживали его царство (2Пар 11.17). Сравнительно благоприятно отозвались на двухколенном царстве и его войны с десятиколенным. По крайней мере, Авия отнимает у Иеровоама Вефиль, Иешон и Ефрон с зависящими от них городами (2Пар 13.19), а его преемник Аса в состоянии выставить против Зарая Эфиоплянина 580 000 воинов (2Пар 14.8). Относительная слабость двухколенного царства сказывается лишь в том, что тот же Аса не может один вести войну с Ваасою и приглашает на помощь Венадада сирийского (3Цар 15.18–19). При сыне и преемнике Асы Иосафате двухколенное царство крепнет еще более. Не увлекаясь жаждой завоеваний, он посвящает свою деятельность упорядочению внутренней жизни государства, предпринимает попытку исправить религиозно-нравственную жизнь народа, заботится о его просвещении (2Пар 17.7–10), об урегулировании суда и судебных учреждений (2Пар 19.5–11), строит новые крепости (2Пар 17.12) и т. п. Проведение в жизнь этих предначертаний требовало, конечно, мира с соседями. Из них филистимляне и идумеяне усмиряются силой оружия (2Пар 17.10–11), а с десятиколенным царством заключается политический и родственный союз (2Пар 18.1). Необходимый для Иосафата, как средство к выполнению вышеуказанных реформ, этот последний сделался с течением времени источником бедствий и несчастий для двухколенного царства. По представлению автора Паралипоменон (2Пар 21), они выразились в отложении Иудеи при Иораме покоренной Иосафатом Идумеи (2Пар.21.10), в счастливом набеге на Иудею и самый Иерусалим филистимлян и аравийских племен (2Пар.21.16–17), в возмущении жителей священнического города Ливны (2Пар.21.10) и в бесполезной войне с сирийцами (2Пар 22.5). Сказавшееся в этих фактах (см. еще 2Пар 21.2–4, 22.10) разложение двухколенного царства было остановлено деятельностью первосвященника Иоддая, воспитателя сына Охозии Иоаса, но с его смертью сказалось с новой силой. Не успевшее окрепнуть от бедствий и неурядиц прошлых царствований, оно подвергается теперь нападению соседей. Именно филистимляне захватывают в плен иудеев и ведут ими торговлю как рабами (Иоиль 3.6, Ам 1.9); идумеяне делают частые вторжения в пределы Иудеи и жестоко распоряжаются с пленниками (Ам 1.6, Иоиль 3.19); наконец, Азаил сирийский, отняв Геф, переносит оружие на самый Иерусалим, и снова царство Иудейское покупает себе свободу дорогой ценой сокровищ царского дома и храма (4Цар 12.18). Правлением сына Иоаса Амасии кончается время бедствий (несчастная война с десятиколенным царством – 4Цар 14.9–14,, 2Пар 25.17–24 и вторжение идумеев – Ам 9.12), а при его преемниках Озии прокаженном и Иоафаме двухколенное царство возвращает славу времен Давида и Соломона. Первый подчиняет на юге идумеев и овладевает гаванью Елафом, на западе сокрушает силу филистимлян, а на востоке ему платят дань аммонитяне (2Пар 26.6–8). Могущество Озии было настолько значительно, что, по свидетельству клинообразных надписей, он выдержал натиск Феглафелассара III. Обеспеченное извне двухколенное царство широко и свободно развивало теперь и свое внутреннее экономическое благосостояние, причем сам царь был первым и ревностным покровителем народного хозяйства (2Пар 26.10). С развитием внутреннего благосостояния широко развилась также торговля, послужившая источником народного обогащения (Ис 2.7). Славному предшественнику последовал не менее славный и достойный преемник Иоафам. За время их правления Иудейское царство как бы собирается с силами для предстоящей борьбы с ассириянами. Неизбежность последней становится ясной уже при Ахазе, пригласившем Феглафелассара для защиты от нападения Рецина, Факея, идумеян и филистимлян (2Пар 28.5–18). По выражению Вигуру, он, сам того не замечая, просил волка, чтобы тот поглотил его стадо, (Die Bibel und die neueren Entdeckungen. S. 98). И действительно, Феглафелассар освободил Ахаза от врагов, но в то же время наложил на него дань ((2Пар 28.21). Неизвестно, как бы сказалась зависимость от Ассирии на дальнейшей истории двухколенного царства, если бы не падение Самарии и отказ преемника Ахаза Езекии платить ассириянам дань и переход его, вопреки совету пророка Исаии, на сторону египтян (Ис 30.7, 15, 31.1–3). Первое событие лишало Иудейское царство последнего прикрытия со стороны Ассирии; теперь доступ в его пределы открыт, и путь к границам проложен. Второе окончательно предрешило судьбу Иудеи. Союз с Египтом, перешедший с течением времени в вассальную зависимость, заставил ее принять участие сперва в борьбе с Ассирией, а потом с Вавилоном. Из первой она вышла обессиленной, а вторая привела ее к окончательной гибели. В качестве союзницы Египта, с которым вели при Езекии борьбу Ассирияне, Иудея подверглась нашествию Сеннахерима. По свидетельству оставленной им надписи, он завоевал 46 городов, захватил множество припасов и военных материалов и отвел в плен 200 150 человек (Schrader jbid S. 302–4; 298). Кроме того, им была наложена на Иудею громадная дань (4Цар 18.14–16). Союз с Египтом и надежда на его помощь не принесли двухколенному царству пользы. И, тем не менее, преемник Езекии Манассия остается сторонником египтян. Как таковой, он во время похода Ассаргадона против Египта делается его данником, заковывается в оковы и отправляется в Вавилон (2Пар 33.11). Начавшееся при преемнике Ассаргадона Ассурбанипале ослабление Ассирии сделало для Иудеи ненужным союз с Египтом. Мало этого, современник данного события Иосия пытается остановить завоевательные стремления фараона египетского Нехао (2Пар 35.20), но погибает в битве при Мегиддоне (2Пар 35.23). С его смертью Иудея становится в вассальную зависимость от Египта (4Цар 23.33, 2Пар 36.1–4), а последнее обстоятельство вовлекает ее в борьбу с Вавилоном. Стремление Нехао утвердиться, пользуясь падением Ниневии, в приефратских областях встретило отпор со стороны сына Набополассара Навуходоноора. В 605 г. до Р. X. Нехао был разбит им в битве при Кархемыше. Через четыре года после этого Навуходоносор уже сам предпринял поход против Египта и в целях обезопасить себе тыл подчинил своей власти подвластных ему царей, в том числе и Иоакима иудейского (4Цар 24.1, 2Пар 36.5). От Египта Иудея перешла в руки вавилонян и под условием верности их могла бы сохранить свое существование. Но ее сгубила надежда на тот же Египет. Уверенный в его помощи, второй преемник Иоакима Седекия (Иер 37.5, Иез 17.15) отложился от Навуходоносора (4Цар 24.20, 2Пар 36.13), навлек нашествие вавилонян (4Цар 25.1, 2Пар 36.17) и, не получив поддержки от египетского фараона Офры (Иер 37.7), погиб сам и погубил страну.
Если международные отношения Иудеи сводятся к непрерывным войнам, то внутренняя жизнь характеризуется борьбой с язычеством. Длившаяся на протяжении всей истории двухколенного царства, она не доставила торжества истинной религии. Языческим начало оно свое существование при Ровоаме (3Цар 14.22–24, 2Пар 11.13–17), языческим и кончило свою политическую жизнь (4Цар 24.19, 2Пар 36.12). Причины подобного явления заключались прежде всего в том, что борьба с язычеством велась чисто внешними средствами, сводилась к одному истреблению памятников язычества. Единственное исключение в данном отношении представляет деятельность Иосафата, Иосии и отчасти Езекии. Первый составляет особую комиссию из князей, священников и левитов, поручает ей проходить по всем городам иудиным и учить народ (2Пар 17.7–10); второй предпринимает публичное чтение закона (4Цар 23.1–2, 2Пар 34.30) и третий устраивает торжественное празднование Пасхи (2Пар 30.26). Остальные же цари ограничиваются уничтожением идолов, вырубанием священных дубрав и т. п. И если даже деятельность Иосафата не принесла существенной пользы: «народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих» (2Пар 20.33), то само собой понятно, что одни внешние меры не могли уничтожить языческой настроенности народа, тяготения его сердца и ума к богам окрестных народов. Поэтому, как только умирал царь гонитель язычества, язычествующая нация восстановляла разрушенное и воздвигала новые капища для своих кумиров; ревнителям религии Иеговы вновь приходилось начинать дело своих благочестивых предшественников (2Пар 14.3, 15.8, 17.6 и т. п.). Благодаря подобным обстоятельствам, религия Иеговы и язычество оказывались далеко неравными силами. На стороне последнего было сочувствие народа; оно усвоялось евреем как бы с молоком матери, от юности входило в его плоть и кровь; первая имела за себя царей и насильно навязывалась ими нации. Неудивительно поэтому, что она не только была для нее совершенно чуждой, но и казалась прямо враждебной. Репрессивные меры только поддерживали данное чувство, сплачивали язычествующую массу, не приводили к покорности, а, наоборот, вызывали на борьбу с законом Иеговы. Таков, между прочим, результат реформ Езекии и Иоссии. При преемнике первого Манассии «пролилась невинная кровь, и Иерусалим... наполнился ею... от края до края» (4Цар 21.16), т. е. началось избиение служителей Иеговы усилившеюся языческой партией. Равным образом и реформа Иосии, проведенная с редкою решительностью, помогла сосредоточению сил язычников, и в начавшейся затем борьбе со сторонниками религии они подорвали все основы теократии, между прочим, пророчество и священство, в целях ослабления первого язычествующая партия избрала и выдвинула ложных пророков, обещавших мир и уверявших, что никакое зло не постигнет государство (Иер 23.6). Подорвано было ею и священство: оно выставило лишь одних недостойных представителей (Иер 23.3). Реформа Иосии была последним актом вековой борьбы благочестия с язычеством. После нее уж не было больше и попыток к поддержанию истинной религии; и в плен Вавилонский евреи пошли настоящими язычниками.
Плен Вавилонский, лишив евреев политической самостоятельности, произвел на них отрезвляющее действие в религиозном отношении. Его современники воочию убедились в истинности пророческих угроз и увещаний, – в справедливости того положения, что вся жизнь Израиля зависит от Бога, от верности Его закону. Как прямой и непосредственный результат подобного сознания, возникает желание возврата к древним и вечным истинам и силам, которые некогда создали общество, во все времена давали спасение и, хотя часто забывались и пренебрегались, однако всегда признавались могущими дать спасение. На этот-то путь и вступила прибывшая в Иудею община. В качестве подготовительного условия для проведения в жизнь религии Иеговы ею было выполнено требование закона Моисеева о полном и всецелом отделении евреев от окрестных народов (расторжение смешанных браков при Ездре и Неемии). В основу дальнейшей жизни и истории теперь полагается принцип обособления, изолированности.
* * *
1 «Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирянам, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета: Моисеевых пять (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иисуса Навина едина, Судей едина, Руфь едина, Царств четыре, Паралипоменон две, Ездры две, Есфирь едина».
2 «Читать подобает книги Ветхого Завета: Бытие мира, Исход из Египта, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судии и Руфь, Есфирь, Царств первая и вторая, Царств третья и четвертая, Паралипоменон первая и вторая, Ездры первая и вторая».
4 Т.е. около 3 м.
5 а) Или: чешуйчатых доспехах.
5 б) Т.е. около 60 кг.
7 Т.е. около 7 кг.
12 Так в LXX, масоретский текст: стар среди мужей.
17 Эфа - мера объема, около 22 л.
18 Букв.: залог / поручительство; т. е. вещественное доказательство их благополучия.
19 Возможно, этот стих - не часть прямой речи Иессея, а замечание автора: тогда Саул и все израильтяне…
37 Букв.: от львиной лапы и от медвежьей лапы.
42 Или: рыжеволос.
52 Так в LXX, масоретский текст: в долину.