17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. |
Апостол Иаков говорит об одной из основополагающих истин нашей веры. Несколько раз в разных формулировках апостол пишет о том, что вера без дел мертва. В начале апостол задает вопрос, может ли вера, не выражающаяся в делах, спасти человека. Затем он говорит, что вера без дел мертва, чуть ниже подчеркивает, что вера без дел бездейственна и вновь, уже в самом конце, повторяет слова о том, что вера без дел мертва. Пророк Аввакум услышал от Господа откровение о том, что праведный верою жив будет. Вера в библейском смысле слова в первую очередь является для человека источником жизни, потому что только верой мы входим в общение с Творцом.
Апостол Иаков говорит, что эта вера должна выражаться в жизни, в наших действиях и поступках. В противном случае она именно бездейственна, ничего не дает нам для спасения от смерти. Вера человека должна стать силой, действующей в мире и преображающей его. Что в ней проку, если эта сила не действует? Три примера, которые приводит апостол Иаков, дают нам возможность увидеть, какое именно выражение должна находить настоящая вера: милосердие к людям, доверие к Богу и уважение к истине. Как говорил пророк Михей: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. |
Апостол Иаков говорит об одной из основополагающих истин нашей веры. Несколько раз в разных формулировках апостол пишет о том, что вера без дел мертва. В начале апостол задает вопрос, может ли вера, не выражающаяся в делах, спасти человека. Затем он говорит, что вера без дел мертва, чуть ниже подчеркивает, что вера без дел бездейственна и вновь, уже в самом конце, повторяет слова о том, что вера без дел мертва. Пророк Аввакум услышал от Господа откровение о том, что праведный верою жив будет. Вера в библейском смысле слова в первую очередь является для человека источником жизни, потому что только верой мы входим в общение с Творцом.
Апостол Иаков говорит, что эта вера должна выражаться в жизни, в наших действиях и поступках. В противном случае она именно бездейственна, ничего не дает нам для спасения от смерти. Вера человека должна стать силой, действующей в мире и преображающей его. Что в ней проку, если эта сила не действует? Три примера, которые приводит апостол Иаков, дают нам возможность увидеть, какое именно выражение должна находить настоящая вера: милосердие к людям, доверие к Богу и уважение к истине. Как говорил пророк Михей: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. |
18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. 19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? |
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? 23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". 24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? |
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? 26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. |
Продолжая тему подлинной и мнимой духовной жизни, Иаков говорит о вере и о тех делах, которые из неё вытекают. Это рассуждение апостола иногда противопоставляют словам другого апостола, Павла, который уверен, что «дела Торы» («дела закона») спасти человека не могут. Между тем, речь идёт о разных вещах.
Для Павла то, что он называет «делами Торы», было чем-то сродни религиозным обязанностям, которые человек на себя берёт. При этом предполагается, что такие обязанности дают человеку и вполне определённые права перед Богом: сделай то-то и то-то, и спасение гарантировано. Ты исполнил то, что обязан Богу, а Бог в Свою очередь даст тебе то, на что ты получил право, исполнив свои религиозные обязанности. Вот против такого понимания отношений с Богом и протестует Павел: считаться с Тем, Кому обязан всем, просто глупо.
Религиозные обязанности, даже исполненные во всей полноте, никаких прав перед Богом человеку не дают, да и вообще спасение — дар Бога, а не что-то такое, на что человек имеет право. Иаков же имеет в виду другое: решение и поступок как следствие веры. Тут всё снова упирается в вопрос о духовной цельности человека. Точнее, в вопрос о том, есть она или нет. Тут как раз именно поступок, соответствующий вере, оказывается критерием.
В самом деле: вера предполагает прежде всего доверие Богу, а значит, вполне определённые и устойчивые отношения как с Ним, так и с другими людьми. Отношения эти предполагают формирование определённой системы ценностей: ведь жить в соответствии со своей верой, а значит, и в соответствии с данными Богом заповедями, возможно лишь тогда, когда заповеди становятся внутренним духовным и нравственным императивом. Вот этот императив человек и осознаёт обычно как ту ценностную систему, которой следует.
Но вполне очевидно, что подлинной является лишь та система ценностей, которая действительно, а не на уровне деклараций, определяет жизнь человека, его решения и поступки. Если же декларации есть, а соответствующих решений и поступков нет, речь идёт не о системе ценностей, а о некой этической теории, которая сама по себе на духовную жизнь особого влияния не оказывает. Вот поэтому и говорит апостол о важности поступков, соответствующих вере: так легко проверить, является ли вера подлинной, или это лишь декларация. А значит, убедиться также и в том, идёт ли в конкретном случае речь о подлинной духовной жизни или об иллюзии.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. |
18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. 19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? |
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? 23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". 24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? |
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? 26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. |
При обсуждении вопроса о том, чем человек оправдывается, верой или делами, необходимо уточнить, что мы называем верой. Существует соблазн определить веру как набор теоретических представлений, оторванных от практики, и тем ограничиться. Похоже, что подобное понимание веры оказалось весьма распространённым, но Библии оно не соответствует, такую веру Иаков называет мёртвой.
Вера — не абстрактная теория, она даёт импульс к действию и в действии выражается, поэтому между верой и делами нет и не может быть противоречия. Дела вытекают из веры и в вере проявляются, и, в свою очередь, дела подтверждают наличие и подлинность веры.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. |
18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. 19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? |
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? 23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". 24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? |
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? 26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. |
При обсуждении вопроса о том, чем человек оправдывается, верой или делами, необходимо уточнить, что мы называем верой. Существует соблазн определить веру как набор теоретических представлений, оторванных от практики, и тем ограничиться. Похоже, что подобное понимание веры оказалось весьма распространённым, но Библии оно не соответствует, такую веру Иаков называет мёртвой.
Вера — не абстрактная теория, она даёт импульс к действию и в действии выражается, поэтому между верой и делами нет и не может быть противоречия. Дела вытекают из веры и в вере проявляются, и, в свою очередь, дела подтверждают наличие и подлинность веры.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. 2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — 4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? |
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? 6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? 7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? |
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. 9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. 10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. 11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. 12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. 13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. |
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. |
18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. 19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? |
Лицеприятие, о котором говорит нам сегодня в послании апостол Иаков, привносит в жизнь подчинение сугубо земным, человеческим меркам почета и престижа. Однако собрание верных не относится к этому миру, оно — явление горнего мира будущего века. И потому, если мы в Церкви действуем с лицеприятием, то нарушаем самую ее природу. В историческом бытии Церкви, конечно, всегда сочетаются принципы икономии и акривии: христианам приходится одновременно стремиться сохранять мир и тишину и, напротив, судить только и исключительно по законам Небесного Царства. Однако есть один путь, который дает нам возможность выйти из узких и противоречивых рамок лицеприятия и нелицеприятия. Апостол Иаков называет его царским, царственным. Это путь милости к ближнему, в которой по-разному, но равно нуждаются богатые и бедные, почтенные и презираемые, чистые и нечистые. При этом удивительно и важно, что «закон» милости определяет наши взаимоотношения к каждым отдельным уникальным человеком, а не дает инструмент для «сортировки» их по земной или неземной почтенности.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||