5 Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки. 6 И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: "когда будет конец этих чудных происшествий?" 7 И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится. 8 Я слышал это, но не понял, и потому сказал: "господин мой! что же после этого будет?" 9 И отвечал он: "иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. 10 Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. 11 Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. 12 Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней. 13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней". |
Вопрос о сроках мессианских событий всегда был очень актуален. И практически никогда на него не было ответа. Так что же: Божий план ещё не продуман до конца? Бог ещё не определился со сроками? Едва ли: ведь для Него понятие срока вообще относительно. Оно имеет смысл лишь до тех пор, пока речь идёт о времени, а не о вечности, где пребывает Бог.
В этом смысле Божий срок может наступить в любой момент, он не ограничен логикой развития событий в том времени, в котором живём мы. Но есть другая логика, логика духовного становления как отдельных людей и народов, так и народа Божьего. Конечно, с точки зрения вечности и тут всё относительно. Но в данном случае относительность связана с выбором человека, с конкретными людьми, к которым Бог обращается и от которых ждёт ответа.
Кто-то очистится, а кто-то выберет путь нечестия. И то, и другое требует времени и связано с причинно-следственными цепочками, определяющими существование тварного мира. Потому и Бог их учитывает, Он как бы добровольно ограничивает Себя теми рамками, которыми ограничено Его творение, когда с этим творением взаимодействует. Человек же, как известно, в отличие от Бога существо весьма изменчивое. А потому изменчивыми оказываются и сроки, связанные с человеком и его жизнью. Но иногда всё же бывает и так, что какие-то сроки указать можно.
Упомянуты же в Книге Даниила «время, времена и полувремя», конкретный срок в три с половиной года (под «временем» тут имеется в виду год, а слово «времена» в оригинале стоит в двойственном числе, обозначая срок в два года). Такое обычно бывает возможно тогда, когда прежде сделанный выбор (и скорее всего, не один) уже в достаточной мере определил дальнейшее развитие событий в тварном мире. Бог ведь вмешивается тогда, когда Его вмешательство наиболее отвечает Его замыслу с учётом выбора, сделанного людьми.
А то или иное развитие событий — лишь внешняя канва, своего рода результирующая взаимодействия многих воль, помимо Божьей, определивших развитие внешних событий. И вот когда точка вмешательства Бога в события определяется в пространстве и во времени, о ней в принципе можно сообщить кому-то из людей, если Бог захочет это сделать. Так и появляются сроки в Книге Даниила — не прихода Мессии, а окончания тех «мессианских бедствий», с которыми связывалось осквернение Иерусалимского Храма.
5 Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки. 6 И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: "когда будет конец этих чудных происшествий?" 7 И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится. 8 Я слышал это, но не понял, и потому сказал: "господин мой! что же после этого будет?" 9 И отвечал он: "иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. 10 Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. 11 Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. 12 Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней. 13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней". |
Неудивительно, что полученное откровение вызвало у автора Книги Даниила, так же, как и у самого визионера, вопрос о временах и сроках: ведь после окончания гонений многие ожидали прихода Мессии и торжества мессианского Царства. Срок в три с половиной года («время, времена и полувремя», ст. 5 – 7) вызывал немало других вопросов, особенно если предположить, что видение было открыто уже после смерти Антиоха Эпифана. В самом деле, обещанные в другом видении три с половиной года, в продолжении которых Храм стоял осквернённым, уже прошли, осквернивший его гонитель умер, а ожидаемая развязка, связанная с приходом Мессии, всё не наступала. Вставал закономерный вопрос: чего же ещё ждёт Бог? И чего ожидать верным? Между тем, в полученном безымянным визионером видении ответ есть, хотя он и не сразу бросается в глаза. Не случайно вестник Божий, вновь повторив уже исполнившееся пророчество о 1290 днях «запустения», т.е. осквернения Храма, назвал блаженными тех, кто «ожидает и достигнет» срока в 1335 дней с момента осквернения Храма. Нетрудно убедиться, что разница между первым и вторым сроком составляет 45 дней.
Те же 45 дней, как известно, отделяют в иудейском календаре празднование Песаха (иудейской Пасхи) от другого праздника, называемого Шавуот (в христианской традиции его принято называть Пятидесятницей). И если во время Песаха вспоминается и переживается заново Исход, то праздник Шавуот ассоциируется, между прочим, с первыми плодами, плодами той земли, которую Бог обещал ещё Аврааму и завоевание которой стало завершением Исхода. Смысл откровения в таком контексте становится вполне понятным: блажен тот, кто дождётся дня первых плодов, дойдёт до конца пути и не остановится на полдороге в обещанное Богом Царство. Конечно, срок в данном случае приходится считать символическим, конкретной даты прихода Мессии Бог Своему служителю не открывает. Он лишь напоминает ему о том, что освобождение Иерусалима и очищение Храма — ещё не конец пути, как думали многие, а лишь начало его завершающего этапа; по-настоящему же блажен лишь тот, кто пройдёт весь путь до конца, встретив Мессию и обретя то Царство, о котором говорили пророки.
5 Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки. 6 И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: "когда будет конец этих чудных происшествий?" 7 И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится. 8 Я слышал это, но не понял, и потому сказал: "господин мой! что же после этого будет?" 9 И отвечал он: "иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. 10 Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. 11 Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. 12 Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней. 13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней". |
Благодаря пророку мы получаем картину того, что будет происходить в конце времен. Как и в других главах книги, пророчество не конкретизирует, когда точно наступит конец мира, так как временные промежутки даются в символической форме. Но нет сомнений, что мир конечен и что все люди предстанут перед лицом Господа. Как и в Новом Завете, говорится о том, что предшествовать этому будут многие страшные события, во время которых зло будет торжествовать, и верующие должны быть стойкими, мудрыми и мужественными. И, как мы не знаем времен и сроков, в которые все это случится, так же пророку не дается ответ на вопрос «что же после этого будет?».
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||