Притчи Соломона. |
1 Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери. 2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. 3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. 4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. 5 Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный. 6 Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. 7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет. 8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. 9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан. 10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. 11 Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. 12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. 13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга. 14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель. 15 Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их. 16 Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху. 17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает. 18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. 19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. 20 Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество. 21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. 22 Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит. |
23 Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. 24 Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. 25 Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании. 26 Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. 27 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. 28 Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет. 29 Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. 30 Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. 31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. 32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное. |
Начинаются краткие притчи. Они выглядят россыпью отдельных афоризмов и пословиц и могут показаться бессистемным и хаотичным собранием разнородных фраз. Но, всматриваясь в них, можно увидеть, как из их многообразия, как из мозаики, вырисовывается картина.
Поначалу некоторые суждения могут показаться прямолинейными, и на примеры о благе, которые получает праведник, можно привести контрпримеры, вроде бы свидетельствующие об обратном. Но, во-первых, не стоит ими увлекаться и не замечать того, что далеко не всегда нечестивые пользовались плодами своих преступлений. А потом мы замечаем, что и Писание говорит о том же, но и раскрывает смысл происходящего: «труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху», а «надежда нечестивых погибнет», хотя бы пока что их пути казались успешными. Это пройдёт, причём гораздо быстрее, чем кажется...
Притчи Соломона. |
1 Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери. 2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. 3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. 4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. 5 Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный. 6 Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. 7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет. 8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. 9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан. 10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. 11 Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. 12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. 13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга. 14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель. 15 Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их. 16 Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху. 17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает. 18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. 19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. 20 Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество. 21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. 22 Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит. |
23 Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. 24 Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. 25 Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании. 26 Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. 27 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. 28 Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет. 29 Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. 30 Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. 31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. 32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное. |
Начинаются краткие притчи. Они выглядят россыпью отдельных афоризмов и пословиц и могут показаться бессистемным и хаотичным собранием разнородных фраз. Но, всматриваясь в них, можно увидеть, как из их многообразия, как из мозаики, вырисовывается картина.
Поначалу некоторые суждения могут показаться прямолинейными, и на примеры о благе, которые получает праведник, можно привести контрпримеры, вроде бы свидетельствующие об обратном. Но, во-первых, не стоит ими увлекаться и не замечать того, что далеко не всегда нечестивые пользовались плодами своих преступлений. А потом мы замечаем, что и Писание говорит о том же, но и раскрывает смысл происходящего: «труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху», а «надежда нечестивых погибнет», хотя бы пока что их пути казались успешными. Это пройдёт, причём гораздо быстрее, чем кажется...
1 Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери. 2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. 3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. 4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. 5 Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный. 6 Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. 7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет. 8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. 9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан. 10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. 11 Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. 12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. 13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга. 14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель. 15 Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их. 16 Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху. 17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает. 18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. 19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. 20 Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество. 21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. 22 Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит. |
Чтение Бытия предваряют обетование Господа не уничтожать землю и все живое. И слова Исайи: "Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня", предваряют приход Христа. Утешение людям в Спасении и пути Воскресения и все решится в день Суда. И в Притчах мы находим слова: "Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит". Господь благословил нас на жизнь, на работу, на счастье. Но с Ним и в Нем. В Его благословении. Весь мир теперь только через Христа спасается и через дела наши осуждается. И Господь восстановил мир после потопа. Так и через Церковь и Христа восстановится каждый человек. И каждый получает весь мир и несет свое бремя ответственности перед Господом.
3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. |
Слова о Боге, Который не допустит праведному голодать, а накопленное нечестивцем у него отберёт, можно понять по-разному. Между прочим, именно такого рода афоризмы не раз приводили мыслящих христиан к вопросу не только о социальной справедливости, но и к предположениям о необходимости радикального перераспределения собственности, притом насильственным путём.
Читая обличения пророков, нетрудно убедиться в том, что и они тоже выступали за социальную справедливость, уповая, впрочем, не на революцию, а на возвращение общества к Торе, к её нормам и ценностям. Однако приведённый здесь афоризм не ограничивается одной социальной проблематикой, ведь проблема богатства и бедности имеет две стороны.
С одной стороны, речь действительно нужно вести о ней, как о социальной проблеме, проблеме справедливого распределения общественных доходов, и Тора предлагает вполне определённые механизмы перераспределения этих доходов в пользу малоимущих. Выражаясь современным языком, государство, основанное на Торе, было бы социальным государством.
Однако есть в этом вопросе и другая сторона, связанная с отношением к имуществу, к богатству или бедности, да и вообще к собственной жизни. Достаточно вспомнить упоминавшуюся в своё время в прессе историю самоубийства миллионера, в предсмертной записке написавшего, что на оставшиеся у него два миллиона годового дохода жить достойно он не может.
Как видно, главные проблемы начинаются тогда, когда человек сам начинает определять для себя, сколько ему хватит «для счастья». А основной проблемой оказывается обычно то, что определённой и казавшейся достаточной суммы раньше или позже (скорее, впрочем, раньше) всегда оказывается мало. Корень же всех этих проблем связан с тем, что падший человек привык сам определять для себя и смысл, и цели, и форму, и содержание собственной жизни.
Путь же праведности такое самоопределение исключает: человек в этом случае себе уже не принадлежит, как и для чего ему жить, определяет Бог, а главным смыслом жизни оказывается принятие человеком Божьего определения. Уровень годового дохода оказывается тут всего лишь одним из определений, и притом не самым важным, хотя и существенным: иначе Тора не уделяла бы столько внимания вопросам социальной справедливости и перераспределения общественного богатства в пользу неимущих.
В конце концов всё сводится к словам Спасителя «ищите прежде Царства Божия и правды его, и это всё приложится вам», причём под «этим всем», судя по контексту высказывания, относится всё то, чего ищут в земной жизни язычники. Всё решает система приоритетов: если она правильная, праведник не останется без пропитания, если, конечно, этого пропитания целенаправленно не лишат его гонители (но это уже другая история).
Нечестивец же теряет всё, и не потому, что у него всё отнимут люди (хотя и такой поворот событий исключить нельзя), а потому, что ни Царства, ни спасения ему не получить, так, что со все своим богатством он разделит, пользуясь библейским выражением, «путь всей земли». Путь, ведущий в никуда, как говорят о нём авторы библейских книг.
12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. |
Порой нам кажется, что ненависть или просто враждебность возникают в результате раздоров. В сущности, думая так, мы пытаемся оправдать себя. Слово Божье утверждает обратное: источник вражды и раздоров находится в нашем сердце. Если в нем есть ненависть к собеседнику, то она обязательно прорвется в раздорах, в разрыве отношений. А если в нас живет любовь, то мы готовы прощать самые жесткие и неприятные слова и поступки, даже не замечать грехов. Любимый человек для нас дорог несмотря ни на что, а у ненавидимого нет шансов даже на диалог. И дело не в обстоятельствах взаимоотношений, а в нас самих.
12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. |
Нам часто кажется, что вообще-то изначально мы ко всем в каждой ситуации доброжелательны, и то, как меняется наше отношение, определяется развивающимися событиями. Так, если наш партнер в ситуации, собеседник, начинает с нами не соглашаться, спорить, то мы начинаем к нему хуже относиться, в конце концов доходя до ненависти. А если партнер хорош по отношению к нам, то наша доброжелательность к нему растет, доходя до любви.
Прочитанный нами сегодня афоризм переворачивает все совсем наоборот. Источник того, как развиваются события, находится в нашем сердце. Если в нем «сидит» ненависть к собеседнику, то она обязательно прорвется в раздорах, в разрыве отношений. А если в нас живет любовь, то мы готовы прощать самые жесткие и неприятные слова и поступки, даже не замечать грехов. Любимый — он самый дорогой несмотря ни на что, а у ненавидимого нет шансов даже на диалог. И дело не в ситуации, а в нас самих.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||