1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? 2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные
дела? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более
дела
житейские? 4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете
своими судьями
ничего не значащих в церкви. 5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? 6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными. |
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? 8 Но вы
сами
обижаете и отнимаете, и притом у братьев. |
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. 11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. |
Павел призывает коринфских христиан к тому, чтобы разрешать все возникающие между ними проблемы внутри церковной общины, не обращаясь к судьям со стороны (ст. 1 – 6). Давая такой совет, апостол, несомненно, опирается на практику, широко распространённую в еврейской среде, где было принято поручать решение внутриобщинных конфликтов и судебных тяжб раввинам или иным специально на то уполномоченным лицам. Как правило, речь шла о разновидности третейского суда, решения которого по законам страны, в которой жила конкретная община, могли и не иметь силы, но которые тем не менее обычно исполнялись неукоснительно всеми членами общины. Как видно, Павел рекомендует такую практику и христианам, считая её более подходящей для Церкви, чем обращение к светскому суду. И дело тут не только в том, что светский суд далеко не всегда в своих решениях следует нормам Торы, на основе которых только и возможно справедливое разрешение любого конфликта, особенно тогда, когда речь идёт об отношениях между христианами.
Дело ещё и в том, что любое разрешение возникшего между христианами конфликта предполагает вмешательство в их отношения между собой, а отношения эти являются частью той жизни Царства, которой в нормальном случае живёт христианин. И если христиане считают возможным допустить вмешательство в свои отношения людей посторонних, о жизни Царства, как правило, вовсе не думающих, они тем самым фактически отрезают себя от Царства. В самом деле, если христианин в принципе допускает, что его отношения с ближним могут быть устроены по законам ещё не преображённого мира, а не по законам Царства, значит, они для него перестают быть частью Царства, так же, как перестаёт быть частью Царства и его жизнь, эти отношения в себя включающая. Не случайно Павел говорит о том, что лучше вообще отказаться от своих прав, чем пытаться строить отношения с братьями по законам ещё не преображённого мира (ст. 7 – 11): урон для тяжущихся будет в таком случае куда меньше, чем в случае «победы» над ближним ценой утраты Царства.
1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? 2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные
дела? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более
дела
житейские? 4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете
своими судьями
ничего не значащих в церкви. 5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? 6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными. |
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? 8 Но вы
сами
обижаете и отнимаете, и притом у братьев. |
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. 11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. |
Говоря об отношениях внутри Коринфской церкви, Павел удивляется обычаю коринфских христиан судиться в светских судах и выбирать себе третейских судей не из своей среды, а со стороны. По-видимому, Коринф в те времена не очень отличался от Афин или других греческих городов, жители которых очень часто судились друг с другом по самым разным поводам, так, что судебные процессы, в том числе с участием третейских судей, были там обычным делом. Между тем, в Синагоге существовало (тогда ещё неписаное) правило, согласно которому все споры между правоверными евреями (а других тогда не было) должны были разрешаться внутри своей общины, или с участием третейского судьи, или в суде раввината.
Павлу и как еврею было странно видеть, что дела, которые вполне можно было решить внутри собственной общины, её члены выносят вовне, привлекая к рассмотрению как официальные суды, так и третейских судей, не имеющих отношения к церкви. Возможно, дело было ещё и в том, что светский суд (все равно: официальный или третейский) куда мягче относился к делам, где налицо было нарушение данных Богом заповедей.
Не случайно апостол напоминает адресатам своего послания, что грешники Царства не наследуют — вероятно, имея в виду, что это остаётся верным даже тогда, когда светский суд не осуждает человека за их нарушение, как нередко случалось в языческих судах. Церковный суд в те времена, когда иудео-христианская традиция была в Церкви преобладающей, наверняка рассматривал бы те же дела на основании норм Торы, и приговор такого суда мог бы заметно отличаться от приговора светского суда. Но дело было не только в этом.
Апостол прямо говорит: зачем вы вообще судитесь? Не лучше ли оставить дело, как есть, если уж вы считаете друг друга братьями? В самом деле: «качать права», судиться друг с другом братья могут лишь тогда, когда по сути они уже перестали быть братьями. И Павел указывает на многочисленные процессы между членами Коринфской церкви как на явный признак духовного неблагополучия церковной общины: если бы в этом отношении в церкви Коринфа всё было нормально, то судебных процессов такого рода или не было бы вовсе, или было бы очень мало, и все дела решались бы внутри общины.
1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? 2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные
дела? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более
дела
житейские? 4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете
своими судьями
ничего не значащих в церкви. 5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? 6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными. |
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? 8 Но вы
сами
обижаете и отнимаете, и притом у братьев. |
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. 11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. |
Интересно, неужели апостол Павел боится выносить сор из избы? Почему нельзя судиться у неверующих? Павел говорит о том, что сама ситуация раздоров между братьями уже в корне неправильна. Но уж если двоим верующим не хватило терпения и смирения, чтобы разобраться в своих конфликтах самим, то разумнее пойти за советом к членам своей общины. Почему? Только ли потому, что стыдно? Думается, и это важно: всё-таки поведение христиан – это некое свидетельство о Церкви. Но есть и другой момент, наверное, более важный. С какой точки зрения рассматривается вопрос? Что на первом месте? Только верующий человек поставит себе целью постараться увидеть проблему с точки зрения Бога. И потому Павел призывает верующих обращаться за советом к братьям.
1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? 2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные
дела? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более
дела
житейские? 4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете
своими судьями
ничего не значащих в церкви. 5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? 6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными. |
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? 8 Но вы
сами
обижаете и отнимаете, и притом у братьев. |
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. 11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. |
Павел призывает коринфских христиан к тому, чтобы разрешать все возникающие между ними проблемы внутри церковной общины, не обращаясь к судьям со стороны (ст. 1 – 6). Давая такой совет, апостол, несомненно, опирается на практику, широко распространённую в еврейской среде, где было принято поручать решение внутриобщинных конфликтов и судебных тяжб раввинам или иным специально на то уполномоченным лицам. Как правило, речь шла о разновидности третейского суда, решения которого по законам страны, в которой жила конкретная община, могли и не иметь силы, но которые тем не менее обычно исполнялись неукоснительно всеми членами общины. Как видно, Павел рекомендует такую практику и христианам, считая её более подходящей для Церкви, чем обращение к светскому суду. И дело тут не только в том, что светский суд далеко не всегда в своих решениях следует нормам Торы, на основе которых только и возможно справедливое разрешение любого конфликта, особенно тогда, когда речь идёт об отношениях между христианами.
Дело ещё и в том, что любое разрешение возникшего между христианами конфликта предполагает вмешательство в их отношения между собой, а отношения эти являются частью той жизни Царства, которой в нормальном случае живёт христианин. И если христиане считают возможным допустить вмешательство в свои отношения людей посторонних, о жизни Царства, как правило, вовсе не думающих, они тем самым фактически отрезают себя от Царства. В самом деле, если христианин в принципе допускает, что его отношения с ближним могут быть устроены по законам ещё не преображённого мира, а не по законам Царства, значит, они для него перестают быть частью Царства, так же, как перестаёт быть частью Царства и его жизнь, эти отношения в себя включающая. Не случайно Павел говорит о том, что лучше вообще отказаться от своих прав, чем пытаться строить отношения с братьями по законам ещё не преображённого мира (ст. 7 – 11): урон для тяжущихся будет в таком случае куда меньше, чем в случае «победы» над ближним ценой утраты Царства.
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? |
За этими словами скрывается великая тайна праведности. Если ты — ученик Распятого, то тебе, следовательно, свойственно как овце быть ведомым на заклание. И совсем несвойственно отстаивать свои права в каком бы то ни было суде. У нас все время кто-то что-то отнял, всегда кто-то виноват, всегда кто-то нас обидел. Мудрость учеников Иисуса в том, что либо мы сами пытаемся постоять за себя, либо мы остаемся обиженными, а Бог стоит за нас. И тут, увы, невозможен компромисс, когда мы уповаем на Бога, но сами тоже чуть-чуть ищем помощи «силовиков мира сего». Но противостоять злу можно только так, как Учитель — умирая вместе с Ним.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||