Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3
Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день (и ночь)? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4
Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5
да не скажет враг мой: "я одолел его". Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6
Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
Свернуть
Бывают трудные времена, когда начинает казаться, что Господь отвернулся. Тогда всё вокруг погружается во тьму, и в таком душевном состоянии вопросы «доколе?», задаваемые псалмопевцем, могут показаться риторическими, обращёнными в пустоту. И всё же не на ветер бросает слова слагатель псалма, его вопрошания прямо вытекают из остающегося неколебимым упования на Господа.
В душе псалмопевца, несмотря на все испытываемые им бедствия, жива надежда на Бога. Именно упование на Его милость — залог непобедимости. Не только помощь перед лицом врагов, но и сама жизнь исходит от Бога, о чём говорит просьба отогнать смертный сон исходящим от Него светом. Вряд ли только к физической смерти надо относить эту просьбу: сон души, обволакиваемой греховностью, также можно назвать смертным. Да и враги — не одни лишь вооружённые противники, но и собственные грехи.
Враги могут долго и успешно наседать, а того, кто отступил от Бога, они могут и одолеть. Но Его Самого, незримо сражающегося за правду, никому победить не дано.
Другие мысли вслух
На Пс 13:1-6
Начальнику хора. Псалом Давида
1
Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2
Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3
Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4
Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5
Там убоятся они страха, (где нет страха); ибо Бог в роде праведных.
6
Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
Свернуть
Слова псалмопевца о том, что все лжецы и верных среди людей не осталось, могут показаться некоторым преувеличением. В самом деле: если бы в народе Божьем не осталось верных, он бы просто перестал существовать как таковой...
Читать далее
Слова псалмопевца о том, что все лжецы и верных среди людей не осталось, могут показаться некоторым преувеличением. В самом деле: если бы в народе Божьем не осталось верных, он бы просто перестал существовать как таковой. Возможно ли такое? На первый взгляд нет, но тут многое зависит от того, что такое ложь и как её понимать. В псалме лжецы не случайно противопоставлены беднякам и смиренным (в Синодальном переводе бедняки названы нищими, а смиренные — бедными): бедняками и смиренными называли обычно тех, кто искал пути праведности и полноты богообщения.
Традиция связана с проповедью пророка Исайи Иерусалимского и с кругом его учеников, которые называли себя бедняками, хотя речь шла, разумеется, не столько о материальном положении, сколько о духовном состоянии. Бедняки осознавали себя бедняками постольку, поскольку полностью отдавали себя Богу, предоставляя Ему распоряжаться своими жизнями.
Всё, что они имели, они рассматривали не как свою собственность, принадлежащую им по праву, а как нечто переданное им Богом во временное пользование, и не более того. К тому же они осознавали ещё и тот простой, но не для каждого очевидный факт, что относительно главного — праведности и богообщения — они действительно нищие. Праведность ведь — не свойство и не качество падшего человека, оно — его состояние, и состояние, как правило, временное, по крайней мере, на земном этапе человеческого пути.
Сам человек тут бессилен: максимум, что ему доступно — постараться удержаться в состоянии праведности как можно дольше, когда Бог его пошлёт. Обрести же такое состояние своими силами человек не может, у него нет для этого ни средств, ни способов: в главном он нищий. Всё, что он может иметь в этом мире, с точки зрения этого главного — праведной жизни и богообщения — бесполезно и потому ничего не стоит.
Такое осознание позволяет человеку адекватно воспринимать и самого себя, и окружающий мир. Если же этого осознания нет, картина мира искажается: человек не видит ни себя — настоящего, ни мира, каков он на самом деле. Ложь тогда становится неотъемлемой частью человеческой жизни. Вопрос лишь в том, в какой момент и в какой мере она станет для самого человека осознанной.
Осознав же её, каждый оказывается в ситуации выбора: можно оставить всё, как есть, и продолжать жить в мире теперь уже более-менее осознанной лжи, как обычно и поступает большинство, а можно вступить на путь осознания собственной жизни — на путь праведности и богообщения. К сожалению, такой путь выбирают немногие — это путь меньшинства, иногда совершенно исчезающего. Вот тогда ложь и становится всеохватывающей — в той или иной мере к ней оказывается причастен каждый. Ситуация, которую застал и описал автор псалма.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).