2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. 3 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 4 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. 5 И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. 6 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя. |
Здесь не только израильтянам, но и нам, грешникам других времён и народов, дана надежда. Как бы ни погибал народ, отравляющийся испарениями собственных грехов, тем, кто не захочет погружаться в нечистоты, Господь даёт возможность совершенно другой жизни. Горько звучат слова о том, что не все уцелеют, ведь возможность жизни предлагалась каждому. Но те, кто сохранит верность Творцу, сохранив себя от осквернения, будут названы святыми, то есть выведенными из обычного существования. И это не привилегия, ведь к святости Господь призывает всех, кого позвал за Собой.
В пророческом видении Иерусалим перестаёт быть земным городом, он становится образом совершенно иной жизни, неразрывной со своим Источником, а верный остаток станет зародышем нового, искуплённого и свободного от власти зла и греха человечества, залогом преображения мира.
2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. 3 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 4 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. 5 И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. 6 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя. |
Опять мы читаем про «тот день», но насколько отличающуюся картину мы видим! В том, что открывается пророку, много слоев, относящихся, по-видимому, к разным временам. И если про все пророчества (может быть, почти все) предыдущих глав мы можем сказать, что они исполнились, то исполнение этого пророчества произошло лишь отчасти. Потому что отрасль Господа явилась в красоте и чести и очищение духом суда и духом огня совершилось, но постоянное видимое для всех присутствие славы Божией во всей полноте Его силы нам обещано только во Втором Пришествии.
2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. 3 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 4 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. 5 И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. 6 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя. |
Сегодня мы читаем у пророка Исайи знаменитую притчу о винограднике, которую Господь Иисус Христос повторит незадолго до Страстей. Для нас важно, в первую очередь, услышать прямой смысл этой притчи. Ведь то, что относится к ветхозаветному Израилю, не менее актуально для нового Израиля — Церкви, христианского народа. Господь говорит о том, что Его народ — виноградник, насажденный Им для того, чтобы он приносил плод. Не как музей неземной красоты, не как пьедестал почета, не как постоялый двор для усталых путников — как сад, который должен приносить плод. Что это за плод, уточняет для нас апостол Павел в Послании к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». В этом правда, которой ждет от нас Господь. И если мы не будем приносить этого плода, то этот наш выбор приведет к тому, о чем Христос сказал иудеям: «Се, оставляется вам дом ваш пуст».
Но пророк, как и Господь, говорит не для того, чтобы предсказать нам беды. Бог всегда хочет нашего покаяния и обращения. Поэтому и важно для нас не бояться услышать это обличение и уповать на Божие обетование о том, что врата ада не одолеют Церковь.
2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. 3 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 4 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. 5 И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. 6 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя. |
В мессианских пророчествах Исайи Иерусалимского Мессия нередко называется «ростком» («отраслью»). И всё же образ Мессии у этого пророка ещё не так ясен, как у пророков последующих эпох. Зато образ мессианского Царства открывается ему удивительно ясно. Речь идёт, конечно, не о земных его подробностях, а о духовных реалиях. И центром этого Царства оказывается не Сам Мессия, который Исайе Иерусалимскому открывается в образе земного правителя, праведного царя, поставленного Богом, а присутствие Божие. То самое присутствие, которое сопровождает народ на всём протяжении его исторического пути.
Присутствие, которое и делает народ Божий народом Божьим — без него еврейский народ ничем не отличался бы от любого другого народа на земле. В тексте оно названо славой, как было принято называть её в священнической среде. А описано оно так, как описывают его тексты, относимые традицией к Моисеевым временам. Облако днём, сияние, напоминающее огонь, ночью, — всё так, как было во время исхода, когда Бог Сам вёл Свой народ. Тут символ, но в символе этом откровение о мессианском Царстве. О Царстве, где Божье присутствие откроется во всей полноте. О Царстве, которое всё будет пронизано Божьим дыханием. О Царстве, где каждый освящается в такой полноте, которая полностью меняет, преображает его человеческую природу. И об этом обновлении пророк говорит тоже.
Не случайно он называет жителей открывшегося ему в видении обновлённого Иерусалима освящёнными («святыми»). Чтобы освятиться, надо подойти к алтарю, подняться и войти на храмовый двор, туда где пребывает Божья слава, Божье присутствие. Оно-то и освящает человека, меняя его природу. А потом человек уходит. И, уходя, со временем снова становится прежним — падшая природа берёт своё.
А для Царства нужно другое, чтобы быть там, нужно сохранить полученное у алтаря, остаться освящённым навсегда. Это не даётся само собой: пророк не случайно говорит о Суде, который придётся пройти всем, ищущим новой жизни. «Дыханием суда и дыханием огня» омывает Бог жителей обновлённого Его присутствием города. Скверна — последствия совершённых человеком грехов, ей нет места в Царстве. Поэтому Суд и становится огненным. Божье дыхание — дыхание любви, принимающей человека, но не принимающей того, что убивает любимого. Оно страшно для греха, подменяющего собой подлинную жизнь человека, но не страшно для человека, ищущего полноты жизни.
2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. 3 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 4 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. 5 И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. 6 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя. |
Здесь не только израильтянам, но и нам, грешникам других времён и народов, дана надежда. Как бы ни погибал народ, отравляющийся испарениями собственных грехов, тем, кто не захочет погружаться в нечистоты, Господь даёт возможность совершенно другой жизни. Горько звучат слова о том, что не все уцелеют, ведь возможность жизни предлагалась каждому. Но те, кто сохранит верность Творцу, сохранив себя от осквернения, будут названы святыми, то есть выведенными из обычного существования. И это не привилегия, ведь к святости Господь призывает всех, кого позвал за Собой.
В пророческом видении Иерусалим перестаёт быть земным городом, он становится образом совершенно иной жизни, неразрывной со своим Источником, а верный остаток станет зародышем нового, искуплённого и свободного от власти зла и греха человечества, залогом преображения мира.
2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. |
Первые мессианские пророчества в яхвистской истории связаны с именем одного из величайших пророков Израиля Исайи Иерусалимского. Это он впервые назвал Мессию «ростком» или «побегом» («отраслью»), и впоследствии определение это закрепилось в яхвистской традиции, как одно из названий обещанного Богом Мессии. Конечно, образ Мессии у Исайи ещё близок к традиционному образу праведного правителя, каким он представлялся ранним пророкам. К тому же, Исайя был уверен, что Мессия придёт уже совсем скоро, а Его приходу будут предшествовать серьёзные катаклизмы, которые станут испытанием веры народа Божия. Что это: ошибка пророка? Аберрация исторического зрения? А может быть, не то и не другое? Конечно, когда дело касается проекции таких великих духовных событий, как, к примеру, приход Мессии, на земную историю, ошибки в хронологии не только возможны, но и почти неизбежны: слишком уж большими оказываются временные интервалы, которые нужно охватить духовным взором. Но главное, скорее всего, всё же не в аберрации исторического зрения. Главное в том, что в планах Божиих отсутствует предопределённость. У Бога нет заранее определённой даты прихода Мессии так же, как нет у Него и заранее определённой даты Его возвращения. И в том, и в другом случае возможны варианты. Всё зависит от духовного состояния народа Божия и человечества в целом. И тогда, когда, как это было во время правления Езекии и проповеди Исайи, народ пребывает в состоянии духовного подъёма, вероятность прихода Мессии действительно повышается. С точки зрения истории можно было бы сказать, что такое состояние народа объективно приближает приход Мессии, так же, как состояние духовного упадка его объективно отодвигает в более отдалённое, а иногда и неопределённо далёкое, будущее. А пророк лишь видит духовное состояние народа и открывающиеся при этом возможности. Не больше, не меньше.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||