А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3
Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых.
Свернуть
Едко изображены нечестивцы, лаконичными штрихами обрисованы гротескные облики нарушающих заповеди. Не хочется попадать под острый язык псалмопевца. И однако не обличение здесь важно, а покаянная самокритичность. Ведь зависть благоденствию нечестивых завораживает и привлекает многих и многих до сей поры. Спустя тысячи лет отвергнутая слагателем псалма аргументация и сегодня многим людям кажется не только убедительной, но и единственно возможной.
И совершенно не случайно псалмопевец признаётся, что верное понимание путей нечестивых пришло ему во святилище. Только при свете веры можно увидеть, что к чему.
Сами себе нечестивые кажутся вполне разумными, но не случайно они названы безумцами. Решения, принятые против Бога, могут быть стройными и вроде бы даже логически выверенными. Но только они всегда будут погрешать против разума, вложенного в нас Творцом.
Другие мысли вслух
На Пс 72:1-28
Псалом Асафа
1
Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2
А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3
Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых.
4
Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их.
5
На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6
Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их.
7
Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце.
8
Над всем издеваются, злобно разглашают клевету; говорят свысока.
9
Поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10
Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11
и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"
12
И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13
(И я сказал:) так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои,
14
и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15
Но если бы я сказал: "буду рассуждать так", — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16
И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих,
17
доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18
Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти.
19
Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20
Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21
Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22
тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23
Но я всегда с Тобою; Ты держишь меня за правую руку.
24
Ты руководишь меня советом Твоим, и потом примешь меня в славу.
25
Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26
Изнемогает плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27
Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28
А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои (во вратах дщери Сионовой).
Свернуть
Есть вопрос, на который даже искренне и глубоко верующему человеку ответить очень нелегко, не потому...
Читать далее
Есть вопрос, на который даже искренне и глубоко верующему человеку ответить очень нелегко, не потому, что он слишком сложен, а потому, что он не имеет ответа в нашем непреображённом мире. Вопрос этот — о причинах страданий тех, кто, судя по человеческим меркам, страдания отнюдь не заслуживают.
О том, что путь праведности — путь страданий, знали многие и до прихода в мир Христа. Но никто до Него не объяснял столь ясно причины такого положения вещей. Иисус же объясняет всё до ужаса просто: праведник страдает потому, что его праведность — не от мира сего, так же, как не от мира сего Царство, которому эта праведность принадлежит. Так было и до прихода в мир Христа, ведь путь праведности во все времена одинаков, и во все времена он означает необходимость жизни по закону Божию, а не по закону падшего мира.
Есть, однако, и ещё один аспект проблемы, менее заметный, когда дело касается социальной несправедливости, но бросающийся в глаза тогда, когда речь идёт, к примеру, о войнах, эпидемиях или стихийных бедствиях, не разбирающих, где праведник, а где грешник. Зачастую именно праведник в таких ситуациях страдает больше и погибает раньше. Почему же так?
Спаситель даёт ответ и на этот вопрос. В ответ на вопрос об убитых по приказу Ирода вполне благочестивых и уж точно ни в чём не виноватых людях Он напомнил спрашивавшим об обрушившейся городской башне, которая тоже рухнула на головы отнюдь не самых грешных людей в городе.
Этот страшный для всякого религиозного сознания ответ был, однако, совершенно искренним: Иисус прямо, не пытаясь никого утешить и обнадёжить, ответил спросившим Его людям, что падший мир внеморален, что зло в нём торжествует по определению и что ни о каком справедливом воздаянии кому бы то ни было в этом поражённом грехом мире речи нет и быть не может.
Выход один, и Иисус прямо на него указывает: обращение, полное предание себя в волю Божию и приобщение к жизни Царства. Это не способ, воспользовавшись безвыходной ситуацией, склонить кого-то на свою сторону, а указание на единственно реальный выход из положения.
Если в мире справедливости нет и быть не может, значит, её нужно искать в другом месте, и Спаситель указывает спрашивающим, где именно. При этом Он даёт надежду не только на справедливый суд для конкретного человека, но и на изменение ситуации в целом, которое, хоть и не сразу, всё же непременно произойдёт: ведь торжество Царства будет означать и преображение мира, который станет жить по законам Царства весь, целиком и полностью.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).