Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Пс 72:1-28

Поделиться
 Псалом Асафа
Как благ Бог к Израилю,
  к чистым сердцем!
А я — едва не пошатнулись ноги мои,
  едва не поскользнулись стопы мои, —
Я позавидовал безумным,
  видя благоденствие нечестивых.
Ибо им нет страданий до смерти их,
  и крепки силы их.
На работе человеческой нет их,
  и с прочими людьми не подвергаются ударам.
Оттого гордость, как ожерелье, обложила их,
  и дерзость, как наряд, одевает их.
Выкатились от жира глаза их,
  бродят помыслы в сердце.
Над всем издеваются, злобно разглашают клевету;
  говорят свысока.
Поднимают к небесам уста свои,
  и язык их расхаживает по земле.
10 
Потому туда же обращается народ Его,
  и пьют воду полною чашею,
11 
и говорят: "как узнает Бог?
  и есть ли ведение у Вышнего?"
12 
И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем,
  умножают богатство.
13 
(И я сказал:) так не напрасно ли я очищал сердце мое,
  и омывал в невинности руки мои,
14 
и подвергал себя ранам всякий день
  и обличениям всякое утро?
15 
Но если бы я сказал: "буду рассуждать так", —
  то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 
И думал я, как бы уразуметь это;
  но это трудно было в глазах моих,
17 
доколе не вошел я во святилище Божие
  и не уразумел конца их.
18 
Так! на скользких путях поставил Ты их,
  и низвергаешь их в пропасти.
19 
Как нечаянно пришли они в разорение,
  исчезли, погибли от ужасов!
20 
Как сновидение по пробуждении,
  так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 
Когда кипело сердце мое,
  и терзалась внутренность моя,
22 
тогда я был невежда и не разумел;
  как скот был я пред Тобою.
23 
Но я всегда с Тобою;
  Ты держишь меня за правую руку.
24 
Ты руководишь меня советом Твоим,
  и потом примешь меня в славу.
25 
Кто мне на небе?
  и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 
Изнемогает плоть моя и сердце мое;
  Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 
Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут;
  Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 
А мне благо приближаться к Богу!
  На Господа Бога я возложил упование мое,
чтобы возвещать все дела Твои
  (во вратах дщери Сионовой).
Свернуть

Есть вопрос, на который даже искренне и глубоко верующему человеку ответить очень нелегко, не потому, что он слишком сложен, а потому, что он не имеет ответа в нашем непреображённом мире. Вопрос этот — о причинах страданий тех, кто, судя по человеческим меркам, страдания отнюдь не заслуживают.

О том, что путь праведности — путь страданий, знали многие и до прихода в мир Христа. Но никто до Него не объяснял столь ясно причины такого положения вещей. Иисус же объясняет всё до ужаса просто: праведник страдает потому, что его праведность — не от мира сего, так же, как не от мира сего Царство, которому эта праведность принадлежит. Так было и до прихода в мир Христа, ведь путь праведности во все времена одинаков, и во все времена он означает необходимость жизни по закону Божию, а не по закону падшего мира.

Есть, однако, и ещё один аспект проблемы, менее заметный, когда дело касается социальной несправедливости, но бросающийся в глаза тогда, когда речь идёт, к примеру, о войнах, эпидемиях или стихийных бедствиях, не разбирающих, где праведник, а где грешник. Зачастую именно праведник в таких ситуациях страдает больше и погибает раньше. Почему же так?

Спаситель даёт ответ и на этот вопрос. В ответ на вопрос об убитых по приказу Ирода вполне благочестивых и уж точно ни в чём не виноватых людях Он напомнил спрашивавшим об обрушившейся городской башне, которая тоже рухнула на головы отнюдь не самых грешных людей в городе.

Этот страшный для всякого религиозного сознания ответ был, однако, совершенно искренним: Иисус прямо, не пытаясь никого утешить и обнадёжить, ответил спросившим Его людям, что падший мир внеморален, что зло в нём торжествует по определению и что ни о каком справедливом воздаянии кому бы то ни было в этом поражённом грехом мире речи нет и быть не может.

Выход один, и Иисус прямо на него указывает: обращение, полное предание себя в волю Божию и приобщение к жизни Царства. Это не способ, воспользовавшись безвыходной ситуацией, склонить кого-то на свою сторону, а указание на единственно реальный выход из положения.

Если в мире справедливости нет и быть не может, значит, её нужно искать в другом месте, и Спаситель указывает спрашивающим, где именно. При этом Он даёт надежду не только на справедливый суд для конкретного человека, но и на изменение ситуации в целом, которое, хоть и не сразу, всё же непременно произойдёт: ведь торжество Царства будет означать и преображение мира, который станет жить по законам Царства весь, целиком и полностью.

Другие мысли вслух

 
На Пс 72:2-3
А я — едва не пошатнулись ноги мои,
  едва не поскользнулись стопы мои, —
Я позавидовал безумным,
  видя благоденствие нечестивых.
Свернуть
Едко изображены нечестивцы, лаконичными штрихами обрисованы гротескные облики нарушающих заповеди. Не хочется попадать под острый язык псалмопевца...  Читать далее

Едко изображены нечестивцы, лаконичными штрихами обрисованы гротескные облики нарушающих заповеди. Не хочется попадать под острый язык псалмопевца. И однако не обличение здесь важно, а покаянная самокритичность. Ведь зависть благоденствию нечестивых завораживает и привлекает многих и многих до сей поры. Спустя тысячи лет отвергнутая слагателем псалма аргументация и сегодня многим людям кажется не только убедительной, но и единственно возможной.

И совершенно не случайно псалмопевец признаётся, что верное понимание путей нечестивых пришло ему во святилище. Только при свете веры можно увидеть, что к чему.

Сами себе нечестивые кажутся вполне разумными, но не случайно они названы безумцами. Решения, принятые против Бога, могут быть стройными и вроде бы даже логически выверенными. Но только они всегда будут погрешать против разума, вложенного в нас Творцом.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).