1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: 2 когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников; 3 священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым. 4 А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник
имеющего
язву должен заключить на семь дней; 5 в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней; 6 в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист. 7 Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику; 8 священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа. |
9 Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику; 10 священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, 11 то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист. 12 Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, 13 и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист. 14 Когда же окажется на нем живое мясо, то он нечист; 15 священник, увидев живое мясо, объявит его нечистым; живое мясо нечисто: это проказа. 16 Если же живое мясо изменится и обратится в белое, пусть он придет к священнику; 17 священник осмотрит его, и если язва обратилась в белое, священник объявит больного чистым; он чист. |
18 Если у кого на коже тела был нарыв и зажил, 19 и на месте нарыва появилась белая опухоль, или пятно белое или красноватое, то он должен явиться к священнику; 20 священник осмотрит его, и если оно окажется ниже кожи, и волос его изменился в белый, то священник объявит его нечистым: это язва проказы, она расцвела на нарыве; 21 если же священник увидит, что волос на ней не бел, и она не ниже кожи, и притом мало приметна, то священник заключит его на семь дней; 22 если она станет очень распространяться по коже, то священник объявит его нечистым: это язва; 23 если же пятно остается на своем месте и не распространяется, то это воспаление нарыва, и священник объявит его чистым. |
24 Или если у кого на коже тела будет ожог, и на зажившем ожоге окажется красноватое или белое пятно, 25 и священник увидит, что волос на пятне изменился в белый, и оно окажется углубленным в коже, то это проказа, она расцвела на ожоге; и священник объявит его нечистым: это язва проказы; 26 если же священник увидит, что волос на пятне не бел, и оно не ниже кожи, и притом мало приметно, то священник заключит его на семь дней; 27 в седьмой день священник осмотрит его, и если оно очень распространяется по коже, то священник объявит его нечистым: это язва проказы; 28 если же пятно остается на своем месте и не распространяется по коже, и притом мало приметно, то это опухоль от ожога; священник объявит его чистым, ибо это воспаление от ожога. |
Как мы видим, в обязанности священников входит, кроме всего прочего, распознавание кожных болезней. На самом деле, ветхозаветный священник, как некий посредник между Богом и людьми, осуществляет и божественную функцию исцеления. Из текста очевидно, что это служение носит еще очень далекий от совершенства характер — священники не исцеляют, а лишь устанавливают, когда нужно, карантин. В полноте этот дар раскроется, когда на землю придет Первосвященник Христос и передаст Свою исцеляющую власть Своей Церкви. Мы, как ее члены тоже можем быть как-то причастны этому дару.
1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: 2 когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников; 3 священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым. 4 А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник
имеющего
язву должен заключить на семь дней; 5 в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней; 6 в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист. 7 Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику; 8 священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа. |
9 Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику; 10 священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, 11 то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист. 12 Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, 13 и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист. 14 Когда же окажется на нем живое мясо, то он нечист; 15 священник, увидев живое мясо, объявит его нечистым; живое мясо нечисто: это проказа. 16 Если же живое мясо изменится и обратится в белое, пусть он придет к священнику; 17 священник осмотрит его, и если язва обратилась в белое, священник объявит больного чистым; он чист. |
18 Если у кого на коже тела был нарыв и зажил, 19 и на месте нарыва появилась белая опухоль, или пятно белое или красноватое, то он должен явиться к священнику; 20 священник осмотрит его, и если оно окажется ниже кожи, и волос его изменился в белый, то священник объявит его нечистым: это язва проказы, она расцвела на нарыве; 21 если же священник увидит, что волос на ней не бел, и она не ниже кожи, и притом мало приметна, то священник заключит его на семь дней; 22 если она станет очень распространяться по коже, то священник объявит его нечистым: это язва; 23 если же пятно остается на своем месте и не распространяется, то это воспаление нарыва, и священник объявит его чистым. |
24 Или если у кого на коже тела будет ожог, и на зажившем ожоге окажется красноватое или белое пятно, 25 и священник увидит, что волос на пятне изменился в белый, и оно окажется углубленным в коже, то это проказа, она расцвела на ожоге; и священник объявит его нечистым: это язва проказы; 26 если же священник увидит, что волос на пятне не бел, и оно не ниже кожи, и притом мало приметно, то священник заключит его на семь дней; 27 в седьмой день священник осмотрит его, и если оно очень распространяется по коже, то священник объявит его нечистым: это язва проказы; 28 если же пятно остается на своем месте и не распространяется по коже, и притом мало приметно, то это опухоль от ожога; священник объявит его чистым, ибо это воспаление от ожога. |
Болезнь и нечистота, болезнь и грех, связь между ними — тема старая и спорная. Ещё сравнительно не так давно (по историческим меркам, конечно) проказа считалась болезнью не просто заразной, но и нечистой, оскверняющей. Ссылались при этом как раз на Книгу Левита — тут ведь всё однозначно. Между тем и в те времена, и особенно сегодня встаёт закономерный вопрос: почему именно проказа?
Да, проказа — болезнь заразная, но есть и другие, не менее опасные — та же чума, например, или оспа, или холера, или сибирская язва. Все эти болезни были известны в древности, но особо выделена в Книге Левита почему-то именно проказа. Если свести проблему только к медицине, к гигиене, к противоэпидемическим мероприятиям, вопрос останется без ответа. Что же тогда? Холера — болезнь смертельная, как и чума, и сибирская язва.
Все они убивают человека — порой мучительно, но всегда сравнительно быстро. Нередко даже сегодня — если отсутствует соответствующая медицинская помощь. Смерть, однако, сама по себе в древности не была такой уж проблемой — как ни страшно это прозвучит для уха нашего современника. В древности (да и в Средние века тоже) никто не «благоговел перед жизнью». Люди просто жили — как Бог давал им жить. В свой час радовались, в свой час страдали, в свой час рождались, в свой час умирали.
Тот, кто хотел выйти из этого круга, искал своего пути, иногда его находил, иногда нет. Эмоции по поводу краткости жизни, или близости смерти, или ещё чего-то в таком роде — считались излишними. Радовались конкретным радостям, печалились конкретными печалями, страдали от конкретных страданий — всё в своё время. По-настоящему страшной и бессмысленной считалась не смерть, а жизнь в умирании.
Вот проказа и стала символом как раз чего-то подобного — жизни в умирании. Примерно как для нас сегодня ею стал рак, особенно тянущийся долго и мучительно и никак не заканчивающийся — но рак в древности был большой редкостью. Проказа же встречалась куда чаще, чем она встречается сегодня в нашем мире, и она была неизлечимой. Человек жил, умирая на протяжении порой десятилетий, и невольно вставал вопрос: за что? Ответить на вопрос о человеческой греховности в таком случае практически невозможно — по крайней мере, человеку, но констатировать факт нечистоты возможно вполне. Что и было сделано — просто по факту. Как всё в те времена.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||