Библия-Центр
РУ

Мысли вслух на Ис 9:1-21

Поделиться
1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 
2 Народ, ходящий во тьме,
  увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной
  свет воссияет.
 
3 Ты умножишь народ,
  увеличишь радость его.
Он будет веселиться пред Тобою,
  как веселятся во время жатвы,
  как радуются при разделе добычи.
 
4 Ибо ярмо, тяготившее его,
  и жезл, поражавший его,
  и трость притеснителя его
  Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
 
5 Ибо всякая обувь воина во время брани
  и одежда, обагренная кровью,
  будут отданы на сожжение, в пищу огню.
 
6 Ибо Младенец родился нам;
  Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
  и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий,
  Отец вечности, Князь мира.
 
7 Умножению владычества Его и мира
  нет предела
на престоле Давида и в царстве его,
  чтобы Ему утвердить его и укрепить его
судом и правдою
  отныне и до века.
Ревность Господа Саваофа соделает это.
Слово посылает Господь на Иакова,
  и оно нисходит на Израиля,
чтобы знал весь народ,
  Ефрем и жители Самарии,
  которые с гордостью и надменным сердцем говорят:
10 
"кирпичи пали,
  построим из тесаного камня;
сикоморы вырублены,
  заменим их кедрами".
11 
И воздвигнет Господь против него врагов Рецина,
  и неприятелей его вооружит:
12 
Сириян с востока, а Филистимлян с запада;
  и будут они пожирать Израиля полным ртом.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
13 
Но народ не обращается к Биющему его,
  и к Господу Саваофу не прибегает.
14 
И отсечет Господь у Израиля голову и хвост,
  пальму и трость, в один день:
15 
старец и знатный — это голова;
  а пророк-лжеучитель есть хвост.
16 
И вожди сего народа введут его в заблуждение,
  и водимые ими погибнут.
17 
Поэтому о юношах его не порадуется Господь,
  и сирот его и вдов его не помилует:
ибо все они — лицемеры и злодеи,
  и уста всех говорят нечестиво.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
18 
Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось,
  пожирает терновник и колючий кустарник,
и пылает в чащах леса,
  и поднимаются столбы дыма.
19 
Ярость Господа Саваофа
  опалит землю,
и народ сделается как бы пищею огня;
  не пощадит человек брата своего.
20 
И будут резать по правую сторону, и останутся голодны;
  и будут есть по левую, и не будут сыты;
каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
21 
Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию,
  оба вместе — Иуду.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
Свернуть

В этом пророчестве контрастом звучит укор Израилю и Иуде за то, что они не хотят обратиться к Богу даже в момент испытаний, и — весть о возвышении языческой Галилеи, в которой прекратятся притеснения и войны, потому что в ней воссияет Князь мира — мира, как состояния гармонии Бога и людей. Парадоксально, что обетование Сына происходит на фоне неверия и забвения Бога в Его народе. Но помимо человеческой неверности и греха, в мире действует другая сила — ревность Господа, Его пламенная любовь к людям, которая не останавливается ни перед чем.

Другие мысли вслух

 
На Ис 9:1-21
1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 
2 Народ, ходящий во тьме,
  увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной
  свет воссияет.
 
3 Ты умножишь народ,
  увеличишь радость его.
Он будет веселиться пред Тобою,
  как веселятся во время жатвы,
  как радуются при разделе добычи.
 
4 Ибо ярмо, тяготившее его,
  и жезл, поражавший его,
  и трость притеснителя его
  Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
 
5 Ибо всякая обувь воина во время брани
  и одежда, обагренная кровью,
  будут отданы на сожжение, в пищу огню.
 
6 Ибо Младенец родился нам;
  Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
  и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий,
  Отец вечности, Князь мира.
 
7 Умножению владычества Его и мира
  нет предела
на престоле Давида и в царстве его,
  чтобы Ему утвердить его и укрепить его
судом и правдою
  отныне и до века.
Ревность Господа Саваофа соделает это.
Слово посылает Господь на Иакова,
  и оно нисходит на Израиля,
чтобы знал весь народ,
  Ефрем и жители Самарии,
  которые с гордостью и надменным сердцем говорят:
10 
"кирпичи пали,
  построим из тесаного камня;
сикоморы вырублены,
  заменим их кедрами".
11 
И воздвигнет Господь против него врагов Рецина,
  и неприятелей его вооружит:
12 
Сириян с востока, а Филистимлян с запада;
  и будут они пожирать Израиля полным ртом.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
13 
Но народ не обращается к Биющему его,
  и к Господу Саваофу не прибегает.
14 
И отсечет Господь у Израиля голову и хвост,
  пальму и трость, в один день:
15 
старец и знатный — это голова;
  а пророк-лжеучитель есть хвост.
16 
И вожди сего народа введут его в заблуждение,
  и водимые ими погибнут.
17 
Поэтому о юношах его не порадуется Господь,
  и сирот его и вдов его не помилует:
ибо все они — лицемеры и злодеи,
  и уста всех говорят нечестиво.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
18 
Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось,
  пожирает терновник и колючий кустарник,
и пылает в чащах леса,
  и поднимаются столбы дыма.
19 
Ярость Господа Саваофа
  опалит землю,
и народ сделается как бы пищею огня;
  не пощадит человек брата своего.
20 
И будут резать по правую сторону, и останутся голодны;
  и будут есть по левую, и не будут сыты;
каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
21 
Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию,
  оба вместе — Иуду.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
Свернуть
Чудесный дар — пророчество! Через несколько столетий после написания этих слов ап. Павел скажет...  Читать далее

Чудесный дар — пророчество. Через несколько столетий после написания этих слов апостол Павел скажет, чтобы мы особенно искали именно этого дара, потому что он открывает нам пути Господни. Вроде бы Исаия просто пророчествует о рождении земного Мессии — Царя из рода Давидова, но перечисляет имена, которые могут относиться только к Самому Богу. Для человека же времен Исаии имя — это не условное наименование, а то, что выражает сущность носителя имени. Итак, Царь из рода Давида каким-то удивительным образом оказывается Самим Богом, устанавливающим Свое Царство навеки. И все это совершает ревность Божия, или как уточнит потом Новый Завет — любовь Божия.

Свернуть
 
На Ис 9:1-21
1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 
2 Народ, ходящий во тьме,
  увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной
  свет воссияет.
 
3 Ты умножишь народ,
  увеличишь радость его.
Он будет веселиться пред Тобою,
  как веселятся во время жатвы,
  как радуются при разделе добычи.
 
4 Ибо ярмо, тяготившее его,
  и жезл, поражавший его,
  и трость притеснителя его
  Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
 
5 Ибо всякая обувь воина во время брани
  и одежда, обагренная кровью,
  будут отданы на сожжение, в пищу огню.
 
6 Ибо Младенец родился нам;
  Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
  и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий,
  Отец вечности, Князь мира.
 
7 Умножению владычества Его и мира
  нет предела
на престоле Давида и в царстве его,
  чтобы Ему утвердить его и укрепить его
судом и правдою
  отныне и до века.
Ревность Господа Саваофа соделает это.
Слово посылает Господь на Иакова,
  и оно нисходит на Израиля,
чтобы знал весь народ,
  Ефрем и жители Самарии,
  которые с гордостью и надменным сердцем говорят:
10 
"кирпичи пали,
  построим из тесаного камня;
сикоморы вырублены,
  заменим их кедрами".
11 
И воздвигнет Господь против него врагов Рецина,
  и неприятелей его вооружит:
12 
Сириян с востока, а Филистимлян с запада;
  и будут они пожирать Израиля полным ртом.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
13 
Но народ не обращается к Биющему его,
  и к Господу Саваофу не прибегает.
14 
И отсечет Господь у Израиля голову и хвост,
  пальму и трость, в один день:
15 
старец и знатный — это голова;
  а пророк-лжеучитель есть хвост.
16 
И вожди сего народа введут его в заблуждение,
  и водимые ими погибнут.
17 
Поэтому о юношах его не порадуется Господь,
  и сирот его и вдов его не помилует:
ибо все они — лицемеры и злодеи,
  и уста всех говорят нечестиво.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
18 
Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось,
  пожирает терновник и колючий кустарник,
и пылает в чащах леса,
  и поднимаются столбы дыма.
19 
Ярость Господа Саваофа
  опалит землю,
и народ сделается как бы пищею огня;
  не пощадит человек брата своего.
20 
И будут резать по правую сторону, и останутся голодны;
  и будут есть по левую, и не будут сыты;
каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
21 
Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию,
  оба вместе — Иуду.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
Свернуть
Сегодняшнее чтение включает мессианский гимн (ст. 1–7), связывающий земное служение Мессии с Галилеей — местом, в...  Читать далее

Сегодняшнее чтение включает мессианский гимн (ст. 1–7), связывающий земное служение Мессии с Галилеей — местом, в религиозном отношении ничем не примечательным. Здесь не было крупных яхвистских религиозных центров, наподобие тех, которые существовали южнее, в Самарии, да и Иерусалим с его Храмом был, по местным меркам, достаточно далеко. Но всё это не помешало Галилее услышать проповедь Мессии-Христа, не помешало ей стать местом, где прошло детство Спасителя. Внешнее величие и древняя традиция не всегда способствуют делу Божию. Кто знает, каким было бы детство Иисуса, если бы Он провёл его не в тихом Назарете, а в Иерусалиме?

Замысел Божий нередко требует тишины и незаметности, особенно вначале, когда осуществление его ещё только начинается. А вот человеческие замыслы, наоборот, часто с самого начала предполагают и шум, и известность, и то земное величие, которое так любит падший человек (ст.8–10). Сегодняшнее чтение не случайно противопоставляет всеми пренебрегаемой Галилее Израильское Царство.

Ирония ситуации заключалась в том, что Галилея входила, хотя и не полностью, в состав этого государства, но считалась в нём глухой окраиной, никому не интересной и ничем не примечательной. Все крупные города, все значимые политические и религиозные центры страны находились южнее, в Самарии. Галилея же была пограничной областью, населённой уже частично язычниками (потому пророк и называет её «языческой», ст. 1). Но прошли века, и от Израильского Царства, правители которого гордились величием своей, в сущности, совсем небольшой страны, остались лишь воспоминания. А самым известным городом на её земле является сегодня даже не Вефиль, который был религиозной столицей Севера и одним из древнейших яхвистских религиозных центров, а Назарет, в эпоху расцвета Северного Царства ещё не существовавший вовсе, да и впоследствии отнюдь не отличавшийся известностью, пока его не прославил Тот, о Ком свидетельствовал Исайя.

Свернуть
 
На Ис 9:1-21
1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 
2 Народ, ходящий во тьме,
  увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной
  свет воссияет.
 
3 Ты умножишь народ,
  увеличишь радость его.
Он будет веселиться пред Тобою,
  как веселятся во время жатвы,
  как радуются при разделе добычи.
 
4 Ибо ярмо, тяготившее его,
  и жезл, поражавший его,
  и трость притеснителя его
  Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
 
5 Ибо всякая обувь воина во время брани
  и одежда, обагренная кровью,
  будут отданы на сожжение, в пищу огню.
 
6 Ибо Младенец родился нам;
  Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
  и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий,
  Отец вечности, Князь мира.
 
7 Умножению владычества Его и мира
  нет предела
на престоле Давида и в царстве его,
  чтобы Ему утвердить его и укрепить его
судом и правдою
  отныне и до века.
Ревность Господа Саваофа соделает это.
Слово посылает Господь на Иакова,
  и оно нисходит на Израиля,
чтобы знал весь народ,
  Ефрем и жители Самарии,
  которые с гордостью и надменным сердцем говорят:
10 
"кирпичи пали,
  построим из тесаного камня;
сикоморы вырублены,
  заменим их кедрами".
11 
И воздвигнет Господь против него врагов Рецина,
  и неприятелей его вооружит:
12 
Сириян с востока, а Филистимлян с запада;
  и будут они пожирать Израиля полным ртом.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
13 
Но народ не обращается к Биющему его,
  и к Господу Саваофу не прибегает.
14 
И отсечет Господь у Израиля голову и хвост,
  пальму и трость, в один день:
15 
старец и знатный — это голова;
  а пророк-лжеучитель есть хвост.
16 
И вожди сего народа введут его в заблуждение,
  и водимые ими погибнут.
17 
Поэтому о юношах его не порадуется Господь,
  и сирот его и вдов его не помилует:
ибо все они — лицемеры и злодеи,
  и уста всех говорят нечестиво.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
18 
Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось,
  пожирает терновник и колючий кустарник,
и пылает в чащах леса,
  и поднимаются столбы дыма.
19 
Ярость Господа Саваофа
  опалит землю,
и народ сделается как бы пищею огня;
  не пощадит человек брата своего.
20 
И будут резать по правую сторону, и останутся голодны;
  и будут есть по левую, и не будут сыты;
каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
21 
Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию,
  оба вместе — Иуду.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
Свернуть
Пророчество Исайи о Сыне-Мессии подобно солнцу, неожиданно выглянувшему из-за туч. Оно было дано Израилю как утешение...  Читать далее

Пророчество Исайи о Сыне-Мессии подобно солнцу, неожиданно выглянувшему из-за туч. Оно было дано Израилю как утешение в тот момент, когда тьма наступившая казалась не просветной. Это обетование — еще одно свидетельство того, что Господь верен Своему слову, и не оставляет своего народа без попечения в самые трудные моменты его жизни. Все имена приоткрывающие сущность Мессии, и говорящие о Его мудрости, силе, вечности, мире – говорят о том, что Ему в этом мире никто не может противостоять. Все что требуется от народа – это верность Завету.

Если народ, или хотя бы его малая часть – остаток — окажется верным, то Господь Сам будет сражаться против врагов Израиля, и тогда уже не будет иметь значения какие силы Ему будут противостоять. День Мадиама, когда противник сражался сам с собой, всегда может вновь повториться.

Ну а если же нет, если народ не обратится, если его сердце останется гордым и надменным, то все произойдет ровно наоборот – тогда уже внешние враги будут «пожирать Израиля полным ртом», а междоусобицы станут его бичом: и тогда «не пощадит человек брата своего… каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию, оба вместе – Иуду».

Свернуть
 
На Ис 9:2
2 Народ, ходящий во тьме,
  увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной
  свет воссияет.
Свернуть
Нам, знающим, как совершилось пророчество о великом свете, явленном в Галилее, трудно представить, как оно могло...  Читать далее

Нам, знающим, как совершилось пророчество о великом свете, явленном в Галилее, трудно представить, как оно могло прозвучать во дни Исаии. А между тем, стоит на минуту превратиться в одного из его слушателей - и можно испытать недоумение. В самом деле, только что мы слышали обличения языческих грехов, приправленные подробными описаниями предстоящей за них расплаты, и вдруг из тех же уст раздаются слова о том, что именно ту землю, которая так долго лежала в языческой тьме, Господь намерен славно отметить. Должно быть, трудно было слушателям принять и то, что избавление придёт от Младенца, ведь они привыкли представлять посланцев Господа грозными и сильными. То благо, которое Он приносит людям, они не случайно сравнивали с победой над врагами — радостной, но и трудной, доставшейся кровью и страданиями.

Но вот, пророк возвещает, что времена кровопролитий должны прекратиться. Даже воины, вынужденные проливать кровь, будут омыты и очищены от неё, а значит, раны, нанесённые человечеству многовековым насилием будут исцелены. Но исцелены не новым насилием, ведь подлинная сила очень часто проявляется именно в том, что на поверхностный взгляд кажется слабым.

И даже следующие за словами о Младенце суровые пророческие слова об опаляющей землю пламенной ярости Господа этому не противоречат. Снова и снова пророк повторяет предупреждение о том, что предстоящие бедствия явятся следствием собственных прегрешений народа. Беззаконие сравнивается с огнём, зажжённым самими же беззаконниками. Пламя, разгоревшееся из высеченной ими искры, их же и испепеляет.

Свернуть
 
На Ис 9:2
2 Народ, ходящий во тьме,
  увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной
  свет воссияет.
Свернуть
Говоря о рождении Мессии, Исайя указывает на то место, где Ему придётся провести Свои детские годы. Но почему пророк называет Галилею «языческой»? Этому есть два...  Читать далее

Говоря о рождении Мессии, Исайя указывает на то место, где Ему придётся провести Свои детские годы. Но почему пророк называет Галилею «языческой»? Этому есть два объяснения. Во времена Исайи Иерусалимского, когда Северное Царство уже прекратило своё существование после ассирийского завоевания, на его территории (включавшую в себя Галилею и северную часть Самарии) почти не осталось евреев, которые были частично депортированы в другие области огромной Ассирийской империи, а частично бежали на Юг, в Иудею. На их место ассирийские власти переселили другие, языческие народы, смешавшиеся с остатками местного еврейского населения. Но есть и иное объяснение, понятное скорее в контексте более поздней, евангельской истории, чем в контексте истории ассирийской. В евангельские времена центрами иудейской образованности были Иерусалим и Вавилон. Именно там находились лучшие богословские академии, известные всему еврейскому миру. Люди, получившие образование в Иерусалиме и Вавилоне, нередко смотрели на жителей других городов несколько свысока, даже если речь шла об их соплеменниках и единоверцах, и Галилея в их глазах была глубокой духовной провинцией, где по определению не могло быть ничего интересного. А Иисус между тем начинает Своё служение именно там, в Галилее, в местах, где прошло Его детство. И первыми Его слово услышали не студенты и преподаватели духовных академий, а простые ремесленники, крестьяне и рыбаки. И не потому, наверное, что они были образованнее тех, кто учился и преподавал в академиях, а потому, что им легче было оставить всё и пойти за Тем, Кто принёс в мир Царство.

Свернуть
 
На Ис 9:6
6 Ибо Младенец родился нам;
  Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
  и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий,
  Отец вечности, Князь мира.
Свернуть
Перечисляя символические имена, отражающие суть того, Кем станет для людей Христос, пророк Исайя на своем языке выражает очень важные вещи...  Читать далее

Перечисляя символические имена, отражающие суть того, Кем станет для людей Христос, пророк Исайя на своем языке выражает очень важные вещи. Важно прислушаться к его словам, потому что мы часто не видим дар Божий во Христе из-за того, что ожидаем не того, что дает Бог. Пророк говорит о том, что Христос — Чудный; Его приход не подвластен законам тварного мира и то, что Он совершает — непостижимо. «Советник», в славянском переводе «великого совета ангел», означает, что Христос приносит в мир волю Отца Небесного о спасении людей и, конечно, послушание этой воле. Поразительно имя «Бог крепкий», которое пророк прилагает к потомку Давида. Скорее всего, сам Исайя понимает его не так, как мы: Ветхий завет не содержит ясного откровения о Богочеловечестве Христа, потому что люди не в состоянии осмыслить его. Невольно пророк говорит здесь то, что превосходит его собственное разумение — и мы слышим голос Духа, вдохновляющего Исайю. Христос — не просто человек, но и Бог! В Нем, таким образом, в мир входит присутствие Незримого Бога и преодолевается пропасть, отделяющая нас от Него. И поэтому для людей Христос открывает вечную жизнь; «Отец вечности», - называет Его Исайя. Наконец, властное вхождение вечности в человеческую жизнь происходит потому, что приход Христа делает возможным мир между нами. Ничто не является для пророка столь характерным признаком вечности, столь характерным признаком божественной жизни, как мир. Владычество Христа реализуется в примирении. И наоборот — вне примирения для Него нет места.

Свернуть
 
На Ис 9:9-21
чтобы знал весь народ,
  Ефрем и жители Самарии,
  которые с гордостью и надменным сердцем говорят:
10 
"кирпичи пали,
  построим из тесаного камня;
сикоморы вырублены,
  заменим их кедрами".
11 
И воздвигнет Господь против него врагов Рецина,
  и неприятелей его вооружит:
12 
Сириян с востока, а Филистимлян с запада;
  и будут они пожирать Израиля полным ртом.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
13 
Но народ не обращается к Биющему его,
  и к Господу Саваофу не прибегает.
14 
И отсечет Господь у Израиля голову и хвост,
  пальму и трость, в один день:
15 
старец и знатный — это голова;
  а пророк-лжеучитель есть хвост.
16 
И вожди сего народа введут его в заблуждение,
  и водимые ими погибнут.
17 
Поэтому о юношах его не порадуется Господь,
  и сирот его и вдов его не помилует:
ибо все они — лицемеры и злодеи,
  и уста всех говорят нечестиво.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
18 
Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось,
  пожирает терновник и колючий кустарник,
и пылает в чащах леса,
  и поднимаются столбы дыма.
19 
Ярость Господа Саваофа
  опалит землю,
и народ сделается как бы пищею огня;
  не пощадит человек брата своего.
20 
И будут резать по правую сторону, и останутся голодны;
  и будут есть по левую, и не будут сыты;
каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
21 
Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию,
  оба вместе — Иуду.
При всем этом не отвратится гнев Его,
  и рука Его еще простерта.
Свернуть
В отличие от рождественского гимна, сегодняшнее пророчество Исайи исполнилось уже при жизни пророка. Это слова о...  Читать далее

В отличие от рождественского гимна, который мы читали вчера, сегодняшнее пророчество Исайи исполнилось уже при жизни пророка. Это слова о гибели Самарии, которая вместе со всем Северным царством была разрушена в 722 году до Р.Х. И в этом пророчестве есть некоторые вещи, которые обращают на себя внимание своей актуальностью. Пророк говорит о людях (верующем народе), который не видит в собственных бедствиях плод своих беззаконий. Именно это делает катастрофу неотвратимой. Ничего, говорят северяне, что в стране упадок, обнищание и разрушение. Не будем унывать, но отстроим еще краше родную... Самарию, конечно. Но, говорит пророк, народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. Значит, правильно было бы в условиях упадка и распада, когда умирает экономика и умножается произвол, когда страна расползается, как песчаный кулич, не только думать о том, как нам обустроить... Самарию, конечно. Правильно было бы подумать: «В чем наш грех, который привел нас к этому?» - и прибегнуть к Господу Саваофу.

Ключевыми словами всего пророчества являются 1-2 стихи 10 главы. Пророк обвиняет тех, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, устраняют бедных от правосудия и похищают права у малосильных из народа. Это обличение обращено отнюдь не только к Пекаху и Гошее, царям Самарии в то время, но ко всей стране. Эта общая ответственность является, быть может, оборотной стороной единства нации, единства страны. И поэтому жестокость и трагичность нашей истории — предмет для нашего общего покаяния.

Свернуть

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).