7 В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе.
Свернуть
Отношения Бога с Соломоном отличаются от тех, которые связывали с Богом его отца, Давида. Тот был пророком, и пророческий опыт был основой всей его духовной жизни. В отличие от своего отца, Соломон пророком не был. Но опыт общения с Богом у него, несомненно, был, хотя и не такой, как у Давида. Наверное, именно поэтому Соломон просит у Бога, прежде всего, мудрости. Он прекрасно понимает, что он ещё слишком молод, чтобы обладать необходимым для управления страной опытом. Но он осознаёт этот факт и полностью доверяет Богу, Который, как уверен Соломон, сделав его правителем, даст ему и мудрость для того, чтобы выполнить эту миссию. Такое доверие к Богу в иных случаях побуждает Бога призвать так доверяющего Ему человека на пророческое служение. Но в данном случае ничего такого не произошло, быть может, потому, что народ Божий именно в тот момент не нуждался в пророке на престоле, а нуждался именно в таком человеке, как Соломон, который оказался умелым, решительным и вместе с тем осторожным политиком и правителем-реформатором, оказавшимся в состоянии создать на месте патриархального, родоплеменного государственного образования современное по меркам своего времени государство. И не случайно Соломон просит у Бога именно мудрости: ведь под мудростью в его время понимали не просто абстрактные познания или общую образованность, а, в первую очередь, умение выстраивать отношения с людьми и управлять как собственным домом, так и, если понадобится, целой страной. И Соломон справляется с поставленной перед ним задачей: ведь Бог никогда не оставляет тех, кто обращается к Нему с полным доверием и с желанием исполнить Его волю.
Другие мысли вслух
На 2 Пар 1:1-17
1 И утвердился Соломон, сын Давидов, в царстве своем; и Господь Бог его был с ним, и вознес его высоко.
2 И приказал Соломон собраться всему Израилю: тысяченачальникам и стоначальникам, и судьям, и всем начальствующим во всем Израиле — главам поколений.3 И пошли Соломон и все собрание с ним на высоту, что в Гаваоне, ибо там была Божия скиния собрания, которую устроил Моисей, раб Господень, в пустыне.4 Ковчег Божий принес Давид из Кириаф-Иарима на место, которое приготовил для него Давид, устроив для него скинию в Иерусалиме.5 А медный жертвенник, который сделал Веселеил, сын Урия, сына Орова, оставался там, пред скиниею Господнею, и взыскал его Соломон с собранием.6 И там пред лицем Господа, на медном жертвеннике, который пред скиниею собрания, вознес Соломон тысячу всесожжений.
7 В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе.8 И сказал Соломон Богу: Ты сотворил Давиду, отцу моему, великую милость и поставил меня царем вместо него.9 Да исполнится же, Господи Боже, слово Твое к Давиду, отцу моему. Так как Ты воцарил меня над народом многочисленным, как прах земной,10 то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?11 И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя,12 премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя.13 И пришел Соломон с высоты, что в Гаваоне, от скинии собрания, в Иерусалим и царствовал над Израилем.
14 И набрал Соломон колесниц и всадников; и было у него тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и он разместил их в колесничных городах и при царе в Иерусалиме.15 И сделал царь серебро и золото в Иерусалиме равноценным простому камню, а кедры, по множеству их, сделал равноценными сикоморам, которые на низких местах.16 Коней Соломону приводили из Египта и из Кувы; купцы царские из Кувы получали их за деньги.17 Колесница получаема и доставляема была из Египта за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли это всем царям Хеттейским и царям Арамейским.
Свернуть
Просьбу Соломона трудно назвать типичной для правителя. И в самом деле, едва утвердившись на престоле логично просить укрепления своей власти...
Читать далее
Просьбу Соломона трудно назвать типичной для правителя. И в самом деле, едва утвердившись на престоле логично просить укрепления своей власти, военой силы, богатства и прочего земного благополучия. Но Соломон не просит даже душ своих врагов, и тем самым начинает своё правление миролюбиво, а это уж вовсе не похоже на поведение древнего царя. Соломон просит мудрости и знания, однако мы понимаем, что мудрость для него - нечто гораздо большее, нежели набор практических навыков по управлению людьми и государством.
Но, попросив мудрости, Соломон получает в придачу и земное богатство, и славу, и всё, о чём мог мечтать. Это неудивительно: если выбрать главное, то можно многое получить и сверх выбранного именно потому, что на это главное всё остальное и опирается. Если же просить чего- то, хоть бы и по настоящему важного и необходимого в отрыве от главного, то даже получив, большой пользы от этого не получишь.
Пройдут годы, и потомки подданных Соломона услышат призыв Сына Давидова: "ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам".
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии
Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).