26 Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; 27 Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; 28 Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. |
Что стоит за историей Валтасара, описанной в Книге Даниила, сегодня достоверно сказать сложно. Известно лишь, что конец существованию Вавилонии действительно положили персы, хотя во времена завоевания Вавилонии Персидской империей правил Кир, а не Дарий, как говорит об этом автор книги. Впрочем, в те времена, когда была написана Книга Даниила, события плена воспринимались уже как очень давняя история, и подробности её были не так уж важны. Важным было другое: судьба правителя, бросающего вызов Богу.
В центре рассказа стоит история о том, как последний правитель Вавилонии Валтасар решил использовать священные сосуды, когда-то вывезенные из Иерусалимского Храма, для пира. Это было очевидное и несомненное для всякого еврея кощунство, осквернение святыни. И Валтасар поплатился за своё кощунство соответственно: он потерял не просто власть, но и царство. Вавилония прекратила своё существование как государство, а сам Вавилон перешёл под власть персов.
Не исключено, что здесь автор книги имеет в виду события эпохи Маккавеев, связанные с правлением тогдашнего сирийского царя Антиоха Эпифана, во время которого и была написана книга. В частности, в рассказе можно усмотреть намёк на неудачный для Антиоха военный поход в Египет, который, правда, не закончился полным крахом, но во время которого Антиох потерпел серьёзное поражение. Надо отметить, что свою злобу от поражения царь хотел выместить на непокорной его распоряжениям Иудее, что лишь усилило уже начавшуюся там к тому моменту антисирийскую религиозную войну.
На таком историческом фоне рассказ о крахе Валтасара, предсказанном Даниилом, оказывался очень актуальным — ведь и Антиох Эпифан тоже осквернил Иерусалимский Храм, распорядившись возвести языческие алтари на храмовом дворе. Параллели были достаточно очевидны. И логика автора книги тоже: он был абсолютно уверен, что нарушение святости Храма равнозначно попытке разрушения дома Божия, пусть и земного, но священного, а такие попытки не просто обречены на провал — они губят того, кто их предпринимает, губят как правителя и как человека.
1 Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. 2 Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. 3 Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. 4 Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. |
5 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. 6 Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. 7 Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве. 8 И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. 9 Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились. |
10 Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! 11 Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей — сам отец твой, царь, 12 потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение. |
13 Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи? 14 Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. 15 Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого. 16 А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве. |
17 Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. 18 Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. 19 Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. 20 Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, 21 и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. 22 И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, 23 но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. |
24 За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. 25 И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. 26 Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; 27 Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; 28 Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. |
29 Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. |
30 В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, 31 и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет. |
Трудно сказать, был ли автор Книги Даниила пророком. Скорее можно было бы предположить, что он был одним из тех активных противников религиозной политики Антиоха Эпифана, которые в конце концов оказались среди участников поднятого Маккавеями антисирийского восстания. Но едва ли можно сомневаться, что среди вдохновителей и идеологов антисирийского движения были и пророки, и визионеры-апокалиптики. По-видимому, автор собрал и записал некоторые из их пророчеств и видений, вложив их в уста одного из персонажей древних еврейских преданий Даниила, которого он сделал главным героем своей книги, перенеся её действие во времена, ставшие при нём уже почти легендарными, — во времена Вавилонского плена и первых лет правления Кира Великого, чья победа над Вавилонией стала для евреев освобождением. Для полноты картины следует добавить, что эта победа и это освобождение вызвали в Синагоге мощный всплеск мессианизма, подобный тому, который во времена автора книги вызвали гонения Антиоха и Маккавейские войны, шедшие под религиозными и мессианскими лозунгами. И если первое из вложенных в уста Даниила пророчеств, касавшееся Навуходоносора, звучало, как призыв одуматься, то второе было прямым предупреждением, особенно актуальным в контексте тех действий власти, которые привели к осквернению Иерусалимского Храма.
В сущности, Валтасар делает нечто подобное: он не оскверняет Храм и не разрушает его, но он продолжает дело осквернителей и разрушителей, используя священные сосуды кощунственным образом (ст. 1 – 4). И дело тут не только в питье вина самом по себе, а в том, что оно сопровождалось, как это было принято в древности у всех народов, возлияниями богам, своего рода небольшими, но вполне реальными языческими жертвоприношениями. Употребление сосудов и чаш, посвящённых Богу, для языческих жертвоприношений было именно кощунством, притом кощунством демонстративным, которое должно было продемонстрировать не только абсолютную власть правителя, но и торжество его богов над Богом Израиля. Неудивительно, что сразу же после своего кощунственного поступка Валтасар получает предупреждение, смысл которого, впрочем, остаётся для него непонятным, хотя саму картину, разворачивающуюся у него на глазах, он видит явственно (ст. 5 – 9). Как и в случае с Навуходоносором, Валтасару оказывается необходимо свидетельство пророка для того, чтобы понять то, что ему было открыто (ст. 10 – 16). И Даниил действительно объясняет царю смысл увиденного, делая упор на то, что совершённый Валтасаром грех был совершён им сознательно, ведь он знал историю своего отца Навуходоносора и то, что случилось с ним из-за пренебрежения Богом Израиля (ст. 17 – 29). А то, с какой быстротой исполнилось пророчество (ст. 30 – 31), должно было, несомненно, заставить задуматься современников не только последнего вавилонского царя, но и автора Книги Даниила.
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||