14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати 16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и
совершать
священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно
Богу. 17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что
относится
к Богу, 18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников
вере,
словом и делом, 19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. 20 Притом я старался благовествовать не там, где
уже
было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, 21 но как написано: "не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнáют". |
И все же - сколько смирения в Павле: хотя мы знаем, как много он сделал для обращения язычников ко Христу, он словно извиняется за свое послание. Как будто он боится быть слишком назидательным, слишком поучительным. Потому что не в научении правилам жизни он видит свое призвание. Он видит свою роль, в том, чтоб обратить ко Христу, показать путь спасения - и отойти в сторону, дать действовать Духу Святому. В этом с его точки зрения роль благовестника - возвещать, но не учить, направлять, но не контролировать каждый шаг. И это нечто совершенно неожиданное как для современников Павла, так и для нас. Как-то очень привычно, чтоб авторитетный лидер не смущался давать советы, руководить жизнью, мы и сами часто подталкиваем их к тому, чтобы управлять нами. В принципе, ситуация, когда тебя ведут, когда все решено за тебя - очень уютная и безопасная. Не надо думать, не надо принимать решения, главное, соблюдать предписания. Командир всегда прав, если командир неправ, см. пункт первый.... Потому что таким образом всегда есть кого обвинить в своих несчастьях.
А если мы сами отвечаем за свои поступки - это риск, это опасность оказаться неправыми, опасность совершить ошибку, это постоянное принятие решения. И тем не менее, именно такими нас хочет видеть Бог. И об этом же, в частности, говорит Павел, адресуясь к римской общине - он уважает их, он хочет, чтоб они сами устраивали жизнь своей общины. Это не обязательно значит, что они обязательно были такими уж благостными, праведными и исполненными всякого познания. Но Павел видит в них, говоря современным языком, потенциал роста, потенциальные возможности - и доверял их Богу и самим себе.
Часто так бывает, что мы поучаствовали в обращении нашего друга ко Христу, на первых порах подсказали путь человеку, который искал и нашел Христа. Поначалу мы радуемся, но иногда мы начинаем контролировать его путь, беспокоиться, не заблудился ли этот человек, туда ли движется. Меж тем, апостол показывает нам путь благовестника - обратить и отойти в сторону, довериться Богу. Потому что не нашими силами произошла встреча человека с Богом, а значит, и не наше это дело - следить за его путем.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати 16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и
совершать
священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно
Богу. 17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что
относится
к Богу, 18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников
вере,
словом и делом, 19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. 20 Притом я старался благовествовать не там, где
уже
было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, 21 но как написано: "не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнáют". |
Характеризуя своё служение, апостол обращает внимание на его отличительную черту: он никогда не говорил ничего такого, что не осознавал бы, как исходящее от Самого Иисуса Христа. От себя Павел, как правило, не говорит ничего, а если говорит (или пишет), то прямо об этом предупреждает. Он абсолютно чётко отличает свои слова, свои мысли и свою волю от слов, мыслей и воли Спасителя.
Это характерная черта служения, да и всей жизни всякого христианина, если только его жизнь является действительно христианской. Христианин всегда осознаёт различие между собой и Тем, Кому служит и во имя Кого говорит и действует. Разумеется, в жизни христианина вполне возможна ситуация, когда какие-то вещи Спаситель оставляет на его усмотрение, но тогда христианин понимает, что именно оставлено на его усмотрение и в каких границах.
И тогда, естественно, он знает, что говорит и действует от собственного имени, полагаясь на собственный опыт и разум. И тут не просто нечто общего порядка, как нередко случается даже с людьми вполне религиозными, которые о воле Божьей говорят как о чём-то таком, о чём они прочитали в Библии или в каких-нибудь других книгах, или как о каких-то собственных мыслях и идеях, которые, как им кажется, пришли от Бога.
Тут всё вполне ясно и отчётливо, тут воля Христа осознаётся как совершенно конкретная реальность собственной жизни, своего духовного пространства, где её присутствие так же очевидно, как очевидно всякому присутствие там его собственной воли. Собственно, только такую жизнь и можно назвать по-настоящему христианской. Это непрерывное осознанное общение со Христом, Который всегда присутствует в жизни человека.
И, разумеется, такое же осознанное общение с Его небесным Отцом. Общение, при котором человек не исчезает и не растворяется, не погружается в некую безликую «благодать», не теряет себя в «духовном» экстазе, а выстраивает свою жизнь и служение, следуя воле Христовой, которой совершенно свободно отдаёт свою, человеческую волю. Отдаёт не для того, чтобы её потерять, а для того, чтобы получить её назад обновлённой, способной стать инструментом действия Божия в Его Царстве.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати 16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и
совершать
священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно
Богу. 17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что
относится
к Богу, 18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников
вере,
словом и делом, 19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. 20 Притом я старался благовествовать не там, где
уже
было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, 21 но как написано: "не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнáют". |
Говоря о своём апостольском служении, Павел не случайно подчёркивает, что он никогда не проповедовал там, где уже были церкви, появившиеся благодаря проповеди других свидетелей Царства (ст. 20 – 21). По-видимому, для самого Павла такое служение было знаком того, что он свидетельствует именно о Христе и о Царстве, а не о своей религии. В самом деле, проповедь тем, кто уже обратился, легко могла превратиться в проповедь конкретных идей и взглядов, тем более, когда речь шла о такой во всех отношениях яркой личности, какой был Павел. Ему было о чём рассказать и кроме Христа и Царства. Но такое было бы возможно лишь в том случае, если бы он проповедовал тем, кто уже принял Христа. В таком случае апостолу действительно можно было бы уже, как делали другие проповедники, начать излагать собственные взгляды и концепции. Но именно этого Павел всеми силами старался избегать, хотя совершенно очевидно, что, дойди дело до концепций, он мог бы изложить их своим слушателям в таком множестве, какого не смог бы предложить им никто другой. Павел же относительно поучений и наставлений предельно осторожен, он не стремится ни в учителя, ни в духовные наставники к тем, кто, как он уверен, ни в чём таком не нуждается (ст. 14 – 16). Он лишь напоминает членам римской церкви, как братьям, о том, что ему казалось принципиально важным для духовной жизни.
Но, по-видимому, такая позиция в отношении к собственному служению была важна для Павла ещё и в другом отношении. Он, как видно, прекрасно знал, насколько сильно действие его свидетельства и насколько значимо для христиан его слово. При таких обстоятельствах уже само появление апостола вполне могло внести известный разлад в устоявшуюся жизнь церкви, где, разумеется, были свои учителя, наставники и проповедники. Личность такого масштаба неизбежно привлекла бы к себе все взгляды и всё внимание в любой церкви, а Павел, вероятно, совершенно этого не желал: ведь для Царства и для свидетельства такое положение вещей было бы никоим образом не полезно. И апостол предпочитает действовать там, где сами обстоятельства ограничат его свидетельство исключительно темой Христа и Царства, и где он никак не сможет даже ненароком внести разлад в жизнь уже существующих церквей. Так, как и положено апостолу.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати 16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и
совершать
священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно
Богу. 17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что
относится
к Богу, 18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников
вере,
словом и делом, 19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. 20 Притом я старался благовествовать не там, где
уже
было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, 21 но как написано: "не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнáют". |
22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам. 23 Ныне же, не имея
такого
места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам, 24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь
общением
с вами, хотя отчасти. 25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, 26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. 27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. 28 Исполнив это и верно доставив им сей плод
усердия,
я отправлюсь через ваши
места
в Испанию, 29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. |
30 Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, 32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами. 33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. |
В последней части послания апостол как бы оправдывается перед римской общиной. Казалось бы, он много путешествует, мог бы и в Рим прийти, чтобы лично лицом к лицу встретиться с теми, кто ждет его пастырского слова. Но как не приятно общаться с единомышленникам, участвовать в жизни христианских общин, его труд посвящен тому, чтобы свидетельствовать о Христе распятом и воскресшем среди тех, кто и о единобожия не знает. Пример апостола Павла очень важен и для нас. Не потому, что о Христе никто не слышал, наоборот, потому что пример христиан не слишком удачная проповедь в мире. Потому что часто неудобно и стыдно просто произнести публично свой Символ веры. Гораздо легче оставаться в узком кругу тех, с кем уже не надо искать общий язык, перед кем не надо отвечать за каждую мелочь еще не отданную Христу. Но апостол говорит нам, то надо идти и свидетельствовать о том, что мы выдели и знаем, отвечать за свою жизнь и свидетельствовать, не смотря ни на что. Не словами, а делами, всей жизнью отданной Иисусу.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||