1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: 2 месяц сей
да будет
у вас началом месяцев, первым
да будет
он у вас между месяцами года. 3 Скажите всему обществу (сынов) Израилевых: в десятый
день
сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; 4 а если семейство так мало, что не
съест
агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. 5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, 6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, 7 и пусть возьмут от крови
его
и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими
травами
пусть съедят его; 9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; 10 не оставляйте от него до утра (и кости его не сокрушайте), но оставшееся от него до утра сожгите на огне. 11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. 12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. |
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во (все) роды ваши;
как
установление вечное празднуйте его. 15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. 16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам. 17 Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. 18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; 19 семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества (сынов) Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той. 20 Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб. |
21 И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; 22 и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. 23 И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. 24 Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. 25 Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. 26 И когда скажут вам дети ваши: "что это за служение?" 27 скажите (им): "это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил". И преклонился народ и поклонился. |
28 И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали. |
29 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. 30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль (во всей земле) Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. 31 И призвал (фараон) Моисея и Аарона ночью и сказал (им): встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу (Богу вашему), как говорили вы; 32 и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. |
33 И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем. 34 И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. 35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. 36 Господь же дал милость народу (Своему) в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян. |
37 И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; 38 и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. 39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу. |
40 Времени же, в которое сыны Израилевы (и отцы их) обитали в Египте (и в земле Ханаанской), было четыреста тридцать лет. 41 По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью. |
Неудивительно, что основой еврейского праздника Песах (ветхозаветной Пасхи) стало жертвоприношение (ст. 3 – 7), ведь в древности оно всеми без исключения народами и племенами воспринималось как форма общения с высшими силами, с богами и духами. И в яхвизме, история которого начинается призванием Аврама, а завершается в 70 г. н.э. разгромом Второго Храма, жертвоприношение также стало основой культа, ведь и здесь оно было главным средством богообщения. На жертвенную трапезу смотрели как на совместную трапезу Бога и людей, которую ничто не могло заменить. А освящалась Богом прежде всего жертвенная кровь: ведь именно кровь считалась в древности вместилищем жизненного начала, которое в Библии нередко называют «душой» (Быт 9:4, 10, 12, 15). Так освящённое Богом начало жизни соединяло человека с Богом. Но Моисей говорит народу о другом: он говорит об освящённой крови, избавляющей от неминуемой в ином случае гибели (ст. 12 – 13). На первый взгляд, это может показаться несколько странным. Но, если вдуматься, перед нами, в сущности, не что иное, как конкретный случай, отражающий общее положение вещей. А оно состоит в том, что жизнь вообще и жизнь человека в частности — не какое-то неотъемлемое право, а Божий дар, которого без отношений с Богом у человека нет и быть не может. В животном мире, где Бог творит не отдельных животных, а целые виды, так, что каждое животное сотворено согласно образу, характерному для своего вида («по роду их», как выражает эту идею ветхозаветный язык, Быт 1:24–25), жизнь отдельной особи перед Богом не стоит ничего, ценен лишь вид, существование которого входит в замысел Божий о мире. С человеком, сотворённым не по образу своего биологического вида, а по образу и подобию Божию, ситуация иная, но иной она может быть лишь в том случае, если отношения человека с Богом не разрушены. Если же таких отношений нет, человек перед Богом оказывается в положении животного, оказываясь лишь представителем своего биологического вида. Конечно, Бог и в этом случае видит человека как Свой образ и подобие; но без отношений с Богом образ этот в человеке искажается, и поделать с этим без воли человека ничего нельзя, ведь если человек не захочет впустить Бога в свою жизнь, Он не станет вламываться туда насильно. И тогда человек обречён на смерть. Он обречён на неё как представитель своего вида, потому, что по законам природы выживает сильнейший, а жизнь каждого конкретного представителя того или иного биологического вида Богом никак не гарантирована. И обречён как явление живой природы, которая смертна как таковая: бессмертных животных в замысле Бога, как видно, не было. И лишь в контексте отношений с Богом человек получает надежду на жизнь. Пока, в ночь ветхозаветной Пасхи, на жизнь временную. Настанет время, и в другую ночь, в ночь Пасхи Нового Завета, он получит надежду на жизнь вечную.
1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: 2 месяц сей
да будет
у вас началом месяцев, первым
да будет
он у вас между месяцами года. 3 Скажите всему обществу (сынов) Израилевых: в десятый
день
сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; 4 а если семейство так мало, что не
съест
агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. 5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, 6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, 7 и пусть возьмут от крови
его
и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими
травами
пусть съедят его; 9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; 10 не оставляйте от него до утра (и кости его не сокрушайте), но оставшееся от него до утра сожгите на огне. 11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. 12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. |
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во (все) роды ваши;
как
установление вечное празднуйте его. 15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. 16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам. 17 Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. 18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; 19 семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества (сынов) Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той. 20 Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб. |
21 И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; 22 и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. 23 И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. 24 Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. 25 Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. 26 И когда скажут вам дети ваши: "что это за служение?" 27 скажите (им): "это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил". И преклонился народ и поклонился. |
28 И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали. |
29 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. 30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль (во всей земле) Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. 31 И призвал (фараон) Моисея и Аарона ночью и сказал (им): встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу (Богу вашему), как говорили вы; 32 и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. |
33 И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем. 34 И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. 35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. 36 Господь же дал милость народу (Своему) в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян. |
37 И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; 38 и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. 39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу. |
40 Времени же, в которое сыны Израилевы (и отцы их) обитали в Египте (и в земле Ханаанской), было четыреста тридцать лет. 41 По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью. |
Кровь на косяках дверей, останавливающая смерть у входа в дом, свидетельствует о том, что жители этого дома разделили трапезу с Богом, стали участниками Его жизни, а значит, находятся под Его защитой. Исход — не только легендарное бегство одного народа от рабства другого. В глазах библейского автора это начало создания общины верующих в Единого Бога. Здесь впервые он употребляет это слово: «общество», «община». Если раньше стрежень Священной истории составляли рассказы о вере единичных людей, то теперь целый народ выступает в роли собеседника, соучастника в Божьих делах. Наверное, это хорошее определение понятия «Церковь» — не только культовая община, благотворительная организация, «духовное ведомство», но и сообщество, объединенное совместным участием в истории отношений Бога и человечества.
1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: 2 месяц сей
да будет
у вас началом месяцев, первым
да будет
он у вас между месяцами года. 3 Скажите всему обществу (сынов) Израилевых: в десятый
день
сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; 4 а если семейство так мало, что не
съест
агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. 5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, 6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, 7 и пусть возьмут от крови
его
и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими
травами
пусть съедят его; 9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; 10 не оставляйте от него до утра (и кости его не сокрушайте), но оставшееся от него до утра сожгите на огне. 11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. 12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. |
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во (все) роды ваши;
как
установление вечное празднуйте его. 15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. 16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам. 17 Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. 18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; 19 семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества (сынов) Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той. 20 Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб. |
21 И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; 22 и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. 23 И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. 24 Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. 25 Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. 26 И когда скажут вам дети ваши: "что это за служение?" 27 скажите (им): "это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил". И преклонился народ и поклонился. |
28 И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали. |
Пасха соединила в себе все доступные человеку символы жизни. Весна, как пробуждение земли. Появление ягнят и принесение одного из них в жертву. Кровь – символ защиты и очищения. Благословение народа, дети, оставшиеся в живых. Пресный хлеб, как символ готовности следовать за Богом. Все это становится символом объединения семьи, народа. Праздником искупления и освобождения, абсолютного доверия. Когда, закрыв дверь, намазанную кровью, люди благодарят Бога за то, что Он вывел их из рабства и даровал землю обетованную.
1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: 2 месяц сей
да будет
у вас началом месяцев, первым
да будет
он у вас между месяцами года. 3 Скажите всему обществу (сынов) Израилевых: в десятый
день
сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; 4 а если семейство так мало, что не
съест
агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. 5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, 6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, 7 и пусть возьмут от крови
его
и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими
травами
пусть съедят его; 9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; 10 не оставляйте от него до утра (и кости его не сокрушайте), но оставшееся от него до утра сожгите на огне. 11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. 12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. |
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во (все) роды ваши;
как
установление вечное празднуйте его. 15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля. 16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам. 17 Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. 18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; 19 семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества (сынов) Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той. 20 Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб. |
21 И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; 22 и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. 23 И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения. 24 Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. 25 Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. 26 И когда скажут вам дети ваши: "что это за служение?" 27 скажите (им): "это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил". И преклонился народ и поклонился. |
28 И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали. |
Традиционно праздник Песах (называемый нередко еврейской Пасхой) связывается с темой Исхода, с его актуализацией. Это основная тема пасхального седера (еврейской ритуальной пасхальной трапезы), а духовный смысл праздника предполагает необходимость каждому пережить Исход заново, как своё собственное освобождение, как уход из Египта, без которого невозможна встреча с Богом. Между тем в Книге Исхода, в изложении Моисея Песах становится не столько праздником освобождения от власти Египта, сколько праздником избавления от смерти.
Ангел смерти должен ночью пройти по домам египтян, поражая первенцев, и он это сделает, обойдя лишь дома евреев, дома, дверные косяки которых окажутся помазанными жертвенной кровью. Песах становится праздником избавления от смерти. Можно, конечно, было бы сказать, что тут одно связано с другим, что евреям как раз и надо было непременно уйти из Египта, чтобы избежать гибели, но в рассказе акценты явно расставлены несколько иначе, да и сама перспектива становится в нём куда шире и глубже той, что охватывает одни лишь земные события.
Оно и понятно: ведь речь идёт о ситуации, когда фараон сказал Богу окончательное «нет», сказав это «нет» Моисею, Божьему человеку. Теперь в Египте могло произойти всё, что угодно. Речь шла не о привилегиях евреям и не о наказании врагов, а о спасении тех, кто иначе был бы обречён вместе со всеми. Сказав «нет» Богу, фараон направил Египет к пропасти, из которой появился ангел смерти, и теперь Богу оставалось лишь сохранить тех, кто в эту пропасть попасть был никак не должен.
Мы сегодня привыкли воспринимать катастрофы и катаклизмы как события чрезвычайные. Если мы к тому же люди религиозные, мы всякий раз задаём себе или другим вопрос: за что Бог нас так наказывает? Между тем, катастрофы и катаклизмы, равно, как и сама смерть — вовсе не аномалия и не наказание. Для падшего мира всё перечисленное норма. Если же ничего такого в нашей жизни нет, то это милость Божия, это значит, что Бог постоянно держит ситуацию под Своим непосредственным контролем.
После прихода Христа, когда, по собственному Его слову, Царство Божье «приблизилось», всё сказанное может быть не так заметно, как во времена Моисея и Исхода, однако по сути ничего в мире не изменилось и не изменится до возвращения Христа во славе и до полного торжества Царства. Люди же не всегда понимали это тогда, зачастую не понимают и сейчас, живя так, как будто и впрямь имеют полное, естественное и неотъемлемое право на мир и безопасность.
11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. 12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. |
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во (все) роды ваши;
как
установление вечное празднуйте его. |
Даже беглый взгляд на двенадцатую и тринадцатую главу Книги Исхода позволяет увидеть в этих главах ритуальный текст, посвящённый празднику Песах, тому самому празднику, который праздновал Иисус со Своими учениками, собравшись на трапезу, которую мы называем Тайной Вечерей. Этот ранний (скорее всего, допленный) текст связывает смысл праздника Песах с избавлением народа Божия от смерти: жертвенная кровь на дверных косяках отводит от дома руку ангела смерти.
Впоследствии, после плена, в эпоху Второго Храма пасхальный седер (порядок празднования Песаха, центром которого была ритуальная трапеза) оказался связан с темой Исхода. Каждый верующий еврей, празднуя Песах, должен был заново пережить то освобождение из египетского рабства, которое исторически народ пережил во время Исхода.
Такое переосмысление центрального события праздника произошло, скорее всего, во время Вавилонского плена. До плена в центре стояло не столько освобождение от рабства, сколько избавление от смерти, и допленный текст, который мы читаем сегодня в Книге Исхода, свидетельствует нам об этом со всей очевидностью. И во время того пасхального Седера, который для Церкви стал первой евхаристией, Спаситель вновь возвращает пасхальному седеру его первоначальный смысл.
Он возвращается к теме избавления от смерти — центральной теме седера допленной поры. Но если во времена Моисея речь шла об избавлении от физической смерти, как о событии, по философскому выражению, экзистенциальном, таком, которое было абсолютно значимо тогда и там, где и когда оно произошло, то теперь речь идёт об избавлении окончательном и абсолютном, таком избавлении, которое затрагивает весь мир, всю полноту времён и пространств, то, что называется с трудом переводимым на иностранные языки еврейским словом «олам». Иисус возвращает празднику его изначальный смысл, доводя его до абсолютной глубины, которой стала полная победа над смертью через Воскресение. Так Ветхий завет соединяется с Новым, а то, что началось во времена Моисея, завершается в дни прихода Мессии.
11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. 12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. |
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во (все) роды ваши;
как
установление вечное празднуйте его. |
Смысл праздника Пасхи (который по-еврейски называется Песах) на протяжении времени менялся. Песах (или, как его называют обычно, еврейская Пасха) посвящён сегодня у евреев воспоминанию Исхода. Речь идёт о том, чтобы актуализировать это событие, как бы заново пережив его. Пережив как новое освобождение, даруемое Богом здесь и теперь.
Освобождение от всего, что мешает человеку на пути к Богу. Но так было не всегда. Обращённая к соплеменникам речь Моисея говорит о том, что до Вавилонского плена главным смыслом праздника было избавление от грозящей народу неминуемой смерти. Ангел смерти проходит по земле, поражая дома тех, чьи дверные косяки не помазаны кровью жертвенного животного. Это не угроза людям со стороны Бога. Тут констатация простого и, в общем-то, очевидного факта. Факта, о котором мы сегодня порой забываем, но который от этого не перестаёт быть фактом: жизнь — не естественное состояние человека, а дар Божий. У животных, даже высших, всё не совсем так. Им жизнь дана именно как естественное состояние.
За это они платят отсутствием личностного самосознания и невозможностью богообщения. Конечно, животные, особенно высшие, ощущают Божье присутствие и реагируют на него. Но осознанно, как человек, ответить на призыв Божий они не могут. А человек может. Может потому, что только ему Бог дал то дыхание жизни, которое делает человека уникальным. Это дыхание делает возможным для нас и самосознание, и богообщение. Но дыхание — это процесс. Процесс непрерывного взаимодействия с Богом. Притом взаимодействия осознанного. И если его прервать, прервётся и жизнь.
После грехопадения взаимодействие это и без того заметно ослабело: человеческая жизнь стала лишь бледным подобием того, что было до падения. И, тем более, того, что ждёт человека в Царстве. Но даже то, что осталось, держится в нас благодаря прямому действию Божьему. В перспективе полного преображения, без которого этот остаток жизни вообще не имеет смысла. Не случайно именно в Песах напоминает Иисус Своим ученикам о полной победе над смертью. Именно во время Песаха Он приобщает их к полноте жизни Царства. Тем самым Он возвращает Песаху его изначальный смысл: празднику торжества жизни, её победы над смертью. На этот раз полной и окончательной.
29 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. 30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль (во всей земле) Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. 31 И призвал (фараон) Моисея и Аарона ночью и сказал (им): встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу (Богу вашему), как говорили вы; 32 и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. |
33 И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем. 34 И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их. 35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. 36 Господь же дал милость народу (Своему) в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян. |
37 И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; 38 и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. 39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу. |
40 Времени же, в которое сыны Израилевы (и отцы их) обитали в Египте (и в земле Ханаанской), было четыреста тридцать лет. 41 По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью. 42 Это — ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь — бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их. |
43 И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее; 44 а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее; 45 поселенец и наемник не должен есть ее. 46 В одном доме должно есть ее, (не оставляйте от нее до утра,) не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте. 47 Все общество (сынов) Израиля должно совершать ее. 48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; 49 один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами. |
50 И сделали все сыны Израилевы: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали. 51 В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их. |
Смерть первенцев оказалась последней каплей: фараон отпускает народ. Более того: он торопит евреев с уходом. Почему так? Думал ли фараон, что евреи захотят уйти из Египта? Дальнейшие события ясно покажут: нет, не думал. Предполагалось, что народ отправится в Беэр-Шеву (Вирсавию), где было старое яхвистское святилище, существовавшее ещё во времена Авраама, в Беэр-Шеву, бывшую тогда под контролем Египта. Туда из района дельты было как раз примерно три дня пути в один конец.
Фараон надеялся, что евреи отправятся в Беэр-Шеву, совершат своему Богу положенные жертвоприношения, отпразднуют свой праздник и вернутся. Фараон теперь понимал: иначе от гнева Бога Моисея ему не избавиться. То же думали и простые египтяне. В рассказе упомянуто, что евреи «обобрали» египтян. Силой, разумеется, они ничего такого сделать не могли. Вполне возможно было другое: египтяне приносили им пожертвования для их Бога.
Таков был старый египетский (да и не только египетский) обычай: для исцеления от болезни или для избежания смерти надо было принести тому богу, который, вероятно или очевидно, был причиной несчастья, приношение — как правило, амулет, прямо или символически изображавший то, от чего хотели избавиться. Амулеты делались из золота, серебра, меди, а если человек не мог себе позволить ничего такого, то и из глины. Могли пожертвовать и что-то иное, если причина несчастья была точно неизвестна: отчего, например, умерли первенцы, египтянам было определить довольно трудно. Нередко жертвовали всё те же золотые или серебряные вещи с тем, чтобы гнев бога не коснулся жертвователя. Египтяне, как видно, уже убедились: кем бы ни был Бог Моисея, шутки с Ним были плохи.
Неискушённые в богословских тонкостях, простые люди могли считать его каким-нибудь суровым духом пустыни, из тех, кому, по их понятиям, поклоняются кочевники. Как бы то ни было, надо было задобрить этого неведомого бога или духа: ведь смерть вошла в каждый дом, и неизвестно было, чего ожидать дальше. На Моисея и власти, и простые люди смотрели теперь как на спасителя, единственного, кто мог избавить страну от неминуемой иначе гибели.
10 Моисей и Аарон сделали все сии (знамения и) чудеса пред фараоном; но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей. |
1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: 2 месяц сей
да будет
у вас началом месяцев, первым
да будет
он у вас между месяцами года. 3 Скажите всему обществу (сынов) Израилевых: в десятый
день
сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; 4 а если семейство так мало, что не
съест
агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. 5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, 6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, 7 и пусть возьмут от крови
его
и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими
травами
пусть съедят его; 9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; 10 не оставляйте от него до утра (и кости его не сокрушайте), но оставшееся от него до утра сожгите на огне. 11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. 12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. |
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во (все) роды ваши;
как
установление вечное празднуйте его. |
Бог определяет празднование Пасхи как установление вечное. Вечен и завет Моисеев, в котором заповедь субботы занимает особое место. Но Иисус показывает, что за законом, за заповедями стоит действительно вечная забота Бога о человеке, и человек призван руководствоваться не буквальной интерпретацией заповедей, а именно такой же заботой, милостью. Каждодневный, ежеминутный выбор «по милости» и соединяет это мгновение с вечностью, делает нас носителями Божьего благословения.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||