Содержащиеся в рассуждениях Экклезиаста советы, поначалу кажущиеся хаотично и бессистемно собранными, неожиданно оказываются объединены мотивом последствий и ответственности даже за отдалённые результаты поступков. Впрочем, из одного и того же факта разные люди способны извлечь неодинаковые выводы, перед лицом одной и той же реальности по разному можно себя вести. Поэтому совет, данный юноше: ходи по путям сердца твоего, можно понимать и как предупреждение о негативных последствиях возможного поведения, и как признание за юношей права на свободу действий. Запреты не всегда действуют, юность обычно не считается ни с запретами, ни с полезными советами старших, тем более, что за советами не всегда стоит забота, часто за ними кроется стремление подавлять и властвовать. Но в словах Экклезиаста властолюбия нет, он трезво смотрит на вещи и пытается передать трезвость другим.
Даже признание того обстоятельства, что последствия наших действий не всегда можно заранее предугадать, не должно становиться предлогом для уклонения от труда. Нет, повседневный труд необходимо продолжать именно поэтому. Древний принцип «делай, что должно, и пусть будет, что будет» приобретает особое звучание, ибо дела, о которых здесь говорится, совершаются пред взором Бога.
Содержащиеся в рассуждениях Экклезиаста советы, поначалу кажущиеся хаотично и бессистемно собранными, неожиданно...
Содержащиеся в рассуждениях Экклезиаста советы, поначалу кажущиеся хаотично и бессистемно собранными, неожиданно... Читать далее
Слова о необходимости ненависти способны вызвать чувство, превосходящее обычное недоумение. Толкователи, знакомые с тонкостями языка и особенностями красноречия той эпохи, объясняют нам, что здесь речь вовсе не идёт о ненависти в привычном для нас смысле, а о том, чтобы, любя свою жизнь и наших ближних, не заслонять этой любовью Подателя жизни. Это необходимо уже потому, что без Него наша любовь к дорогим для нас людям рано или поздно иссякнет.
Но и при таком понимании текста недоумение не исчезает. Неужели из слов Христа следует, что если нам не хватает сил и разумения идти по тому пути, на который Он нас позвал, то идти за Ним и не надо? Но ведь Он Сам позвал нас!
Да, Он, прекрасно зная все наши слабости и грехи, всё равно нас позвал. Но если мы пошли за ним, а пошли мы согласно собственному решению, то не следует рассчитывать, что вот сначала мы попробуем, а если окажется трудно, то уйдём в сторону. Нет, надо быть готовыми идти до конца и не сворачивать. Христос никого не отталкивает, но Он заранее предупреждает, что не должно быть иллюзий, и одна из них - преувеличение собственных сил. Наших сил не хватит, но Он даст их нам.
Христос ещё не распят, Его слушатели ещё не понимают, к чему здесь упоминание о кресте. Но, призывая каждого нести свой крест, подобно тому, как Он Сам его понесёт, Он высоко ставит нас, рядом с Собой. И если мы будем рядом с Ним, то и Он будет рядом с каждым из нас.
Слова о необходимости ненависти способны вызвать чувство, превосходящее обычное недоумение. Толкователи, знакомые с...
Слова о необходимости ненависти способны вызвать чувство, превосходящее обычное недоумение. Толкователи, знакомые с... Читать далее
В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит о разрушении Иерусалима. С одной стороны, предсказания Христа в полной мере исполнились в 70 г. 1 века, когда Иерусалим и храм были разрушены римлянами. С другой стороны, в окружающей действительности в любую эпоху мы видим исполнение того, о чем говорит Господь: восстает народ на народ и царство на царство и бывают землетрясения, и голод и иные ужасные явления. Все это не позволяют отнести Его пророчество только к событиям 70 года. Так или иначе, гибель и разрушение, о которых говорит Господь, есть образ участи мира, который не принимает Христа. В связи с этим для нас важно обратить внимание на то, что надежда спасения дается нам Господом именно в этой страшной перспективе. Зная все происходящее и открывая это ученикам, Он говорит: терпением вашим спасайте души ваши. Христос призывает нас не бояться, но уповать на Бога именно среди тех катастроф, свидетелями которых мы являемся.
В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит о разрушении Иерусалима. С одной стороны, предсказания Христа ...
В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит о разрушении Иерусалима. С одной стороны, предсказания Христа ... Читать далее
Сегодняшнее чтение позволяет нам увидеть очень важную черту наступающего Царства — его внешнюю незаметность. Речь идёт о чуде, совершённом Иисусом в Галилее — об исцелении слуги человека, в рассказе названного «придворным» (ст. 46). Из рассказа не совсем понятно, о каком дворе и о каком придворном в данном случае идёт речь; вероятнее всего, об одном из придворных Ирода Тетрарха, правившего тогда в Галилее, о котором было известно, что ни он сам, ни его приближённые, мягко говоря, не отличались особым благочестием. Тем удивительнее было обращение к Иисусу одного из придворных Ирода. Впрочем, в ситуации, когда близкому человеку грозит смерть (ст. 47), неверующие тоже нередко бывают готовы довериться кому угодно, и даже обратиться к Богу, если только это поможет. Но Иисус, как видно, ни словом не обмолвился ни о вере просящего, ни о его духовной жизни, и, тем более, ни в чём его не упрекнул. Он лишь заметил в общем смысле, что галилеянам вообще свойственно верить лишь тогда, когда они видят зримые доказательства действия Божия, совершаемые Им чудеса и данные Им знаки, без которых они, как видно, не в состоянии довериться Богу (ст. 48). Обратившийся к Иисусу человек, естественно, принял упрёк на свой счёт и вторично попросил Иисуса пойти с ним, пока ещё не поздно (ст. 49). Такой ответ был подтверждением доверия и к Самому Иисусу, и к Богу: ведь, повторяя свою просьбу, просивший тем самым подчёркивал, что ему не надо никаких знаков или видимых чудес, что он и без того готов на всё и просит Иисуса лишь об одном: поторопиться, чтобы не опоздать. И тогда оказывается, что Иисусу вообще не нужно никуда идти: Он может сделать всё, что нужно, даже не входя в дом больного (ст. 50). Просивший верит Иисусу и, не успев ещё дойти до дому, узнаёт, что получил просимое (ст. 51 – 53). Чудо произошло. Но произошло оно без впечатляющих эффектов и видимых знаков. Они и не были нужны: ведь главное чудо, совершённое Иисусом, заключается в том Царстве, которое Он принёс в мир. И в том, что Царство это оказывается открыто каждому, кто его ищет и готов довериться Иисусу в своих поисках. Такому ищущему не нужны эффектные, бросающиеся в глаза чудеса: ведь они, в сущности, лишь отвлекают внимание от главного: от Христа и от Царства. И потому Иисус не совершает таких бросающихся в глаза чудес и не даёт внешне убедительных доказательств Своего мессианства. Он хочет, чтобы приходящие к Нему и ищущие Царства научились замечать то, на что многие не обращают внимания. И неудивительно: ведь самого главного не увидишь одним внешним, физическим зрением. И не докажешь внешне эффектными чудесами. Главное в Иисусе можно разглядеть лишь духовным зрением. И Царство тоже можно увидеть только так.
Сегодняшнее чтение позволяет нам увидеть очень важную черту наступающего Царства — его внешнюю незаметность. Речь идёт...
Сегодняшнее чтение позволяет нам увидеть очень важную черту наступающего Царства — его внешнюю незаметность. Речь идёт... Читать далее
Лаконизм псалма выражает самое сокровенное знание человека о Боге. Оно даровано вековым опытом взаимоотношений Творца и творения. Принять его трудно, отказаться невозможно. Принимая тот факт, что не сила коня главное, не заслуги и достижения, не быстрота ног. Единственно, что важно, - это наша надежда на Того, Кто может помочь нам выжить. Создатель всего живого, положивший в основание мира незыблемые законы, обучающий нас уважать мир, который дан нам для жизни – только на Него можем мы надеяться, только у Него просить помощи и защиты. Потому что, как по милосердию своему Он помогает и птенцам ворона, так и не оставит человека без помощи и защиты.
Лаконизм псалма выражает самое сокровенное знание человека о Боге. Оно даровано вековым опытом взаимоотношений...
Лаконизм псалма выражает самое сокровенное знание человека о Боге. Оно даровано вековым опытом взаимоотношений... Читать далее
Говоря о христианской жизни, Иаков упоминает «свободную полноту Торы» или «полноту Торы в свободе» (соответствующее греческое выражение допускает обе интерпретации; Синодальный перевод предлагает вариант «совершенный закон свободы»). Речь идёт, конечно, не только и не столько о Торе как о законодательстве или моральном кодексе, сколько о том, что называлось в евангельские времена внутренней Торой. На Тору тогда смотрели не только как на внешний закон, но и как на внутренний духовный и нравственный императив, как на Божью волю, непосредственно обращённую к человеку. Каждая заповедь становилась для человека обращённой к нему непосредственной интенцией Самого Бога, которую человек волен был принять или проигнорировать.
Такая Тора становилась словом Божьим, Божьим призывом, непосредственно обращённым к человеку. Имея в виду именно эту внутреннюю Тору, учёные раввины тех времён говорили о «лёгком иге Торы», которое человек добровольно берёт на себя с тем, чтобы встать на путь праведности и освободиться от бремени тяготеющего над ним греха. Но освободиться от власти греха можно было, лишь вместив Тору во всей полноте, подчинив ей свою жизнь до конца и став тем, что в евангельские времена называлось «живой Торой». Только тогда Тора становилась «Торой свободы», освобождая человека от власти греха.
До Христа этого не удавалось никому, а на Христа первое и второе поколения христиан смотрели как на единственный пример той самой живой Торы: Он ведь действительно был с самого начала свободен от власти зла и греха. Но, идя за Христом, Его ученики надеялись, что с помощью своего Учителя сумеют освободиться от власти греха и стать живой Торой, подобно своему Учителю. Об этом и напоминает апостол адресатам своего послания.
Он призывает их не останавливаться только на внешнем, как, вероятно, случалось нередко в церковных общинах того времени, когда достаточным считался сам факт пребывания в собрании, слушания чтения и проповеди, участия в хлебопреломлении. Всё это может затронуть человека внешне, но без соответствующей внутренней работы ничего не получится: человек останется таким, какой есть, и, выйдя из церковного собрания, скоро забудет о прекрасных словах и высоких идеалах. Это не христианская жизнь, а лишь её иллюзия, о чём и напоминает апостол своим читателям.
Говоря о христианской жизни, Иаков упоминает «свободную полноту Торы» или «полноту Торы в свободе» (соответствующее греческое выражение допускает обе интерпретации; Синодальный перевод предлагает вариант «совершенный закон свободы»). Речь идёт, конечно, не только и не столько о...
Говоря о христианской жизни, Иаков упоминает «свободную полноту Торы» или «полноту Торы в свободе» (соответствующее греческое выражение допускает обе интерпретации; Синодальный перевод предлагает вариант «совершенный закон свободы»). Речь идёт, конечно, не только и не столько о... Читать далее
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||