Христианство — это не вера в то, что Бог есть, и даже не в то, что Христос умер за нас. Христианство — это жизнь Духа Святого в нас (вспомним слова преп. Серафима Саровского о том, что цель христианской жизни — стяжание Святого Духа). «Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?» (Деян. 19:2) — вот ключевой вопрос, обращенный к нашей вере (не к разуму и не к чувствам). И если мы отвечаем «да», то тогда радикально меняется наше отношение как к нам самим, так и к другим людям.
Храм — это место, где обитает Бог, и раз Он обитает во мне, то мое тело оказывается храмом. Как я отношусь к этому храму, что в нем происходит, не совершается ли в нем что-то абсолютно несовместимое с присутствием Бога? Стал ли он «домом молитвы» (Мф. 21:13), чисто ли он выметен, возжигаются ли в нем светильники, все ли в нем «благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40)?
Христианство это не вера в то, что Бог есть, и даже не в то, что Христос умер за нас. Христианство это жизнь Духа Святого в нас...
Христианство — это не вера в то, что Бог есть, и даже не в то, что Христос умер за нас. Христианство — это жизнь Духа Святого в нас... Читать далее
Эти слова сказаны в совершенно особый момент — Благовещения, когда Ангел призывает Деву Марию стать Матерью Сына Человеческого. Именно здесь Дева Мария произносит слова, ставшие поворотными в отношениях между Богом и человеком: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Ее недоумение о том, как это может произойти, разрешается указанием на всесилие Божественного Слова, и на это Слово Она и полагается.
Бог словом сотворяет мир, Бог словом содержит его. Это слово всемогуще... до тех пор, пока оно не сталкивается с человеческой волей. Сила Божия — это сила любви, отказывающейся от силы, любви, которая может показаться бессилием, когда Бог век за веком обращает и обращает к людям Свое слово, а не применяет силу. Но библейская история показывает, что это слово не бессильно: человечество проходит путь, меняясь от завета к завету, от пророчества к пророчеству, под воздействием слова Божиего. И наконец, Сам Бог приходит в этот мир как Слово во плоти, не как сила, но и не в бессилии.
Как важно, чтобы мы соглашались на эту «небессильность» Божиего Слова, чтобы мы уповали на Него! Тогда происходит встреча Божией любви и нашей веры, тогда Христос рождается и растет в нашем сердце, как во чреве Назаретской Девы.
Эти слова сказаны в совершенно особый момент — Благовещения, когда Ангел призывает Деву Марию стать Матерью Сына Человеческого. Именно здесь Дева Мария произносит слова, ставшие поворотными в отношениях между Богом и человеком...
Эти слова сказаны в совершенно особый момент — Благовещения, когда Ангел призывает Деву Марию стать Матерью Сына Человеческого. Именно здесь Дева Мария произносит слова, ставшие поворотными в отношениях между Богом и человеком... Читать далее
Свидетельству Христа о Себе фарисеи противопоставляют соблюдение юридических формальностей. Согласно букве закона они говорят правильно, слова, подтверждённые свидетелями, имели большую убедительность для присутствующих. Вот только и в этом случае фарисеи нашли бы основания для отвода свидетелей, ведь не об установлении истины они хлопочут. Наоборот, они опасаются, что истинность слов Иисуса может подтвердиться. Но истина, которую Он открывает, превышает человеческое разумение. Слова Христа превосходят земную логику, их можно или принять, или отвергнуть, но невозможно исчерпать до конца.
Один из примеров того, насколько логика речей Христа отличается от логики повседневного мышления, дан здесь же. Рассуждая привычно, вслед за словами “вы судите по плоти, а Я...” должно стоять что-то наподобие “сужу по духу”, ведь речь идёт о суде и о том, каким он должен быть. Но Христос продолжает неожиданно: “не сужу никого”, снимая человеческие представления о справедливости и давая немного прикоснуться к иному понятию о ней.
Свидетельству Христа о Себе фарисеи противопоставляют соблюдение юридических формальностей. Согласно букве закона они говорят правильно, слова, подтверждённые свидетелями, имели большую убедительность для присутствующих...
Свидетельству Христа о Себе фарисеи противопоставляют соблюдение юридических формальностей. Согласно букве закона они говорят правильно, слова, подтверждённые свидетелями, имели большую убедительность для присутствующих... Читать далее
Первое же приходящее на ум свойство соли, с которой Христос сравнил Своих учеников, — способность хранить любое вещество от гниения, спутника смерти. Мы также знаем, что для изменения вкуса большой порции пищи нужно совсем небольшое количество соли, и значит, даже оставаясь в меньшинстве, христиане могут положительно воздействовать на весь мир. Но дело не только в этих качествах соли, не изменившихся за века: слушатели нагорной проповеди знали и соблюдали связанные с солью древние обычаи. Ведь соль была символом верности, совместное вкушение соли скрепляло союз крепче клятвы и было знаком нерасторжимой дружбы. Значит, и ученики Христа призваны быть такими же носителями правды и примирения в раздираемом враждой мире.
Он также назвал учеников светом миру, и это поразительно, ведь в другой раз Он назвал так Самого Себя (Ин. 8:12, 9:5). Здесь одно из первых указаний, на какую высоту Он хочет поднять тех, кто доверился и пошёл за Ним! Да, Он пришёл не для того, чтобы втоптать нас в грязь Своим величием, но чтобы вытащить и очистить от грязи.
И закономерно, но для многих до сих пор неожиданно, Он начинает подчёркивать соответствие Своих действий закону. Ведь сегодня многим трудно соединить то, что принёс в мир Христос, с положениями ветхозаветного законодательства. Но то, что кому-то показалось новшеством, раскрывало именно то, что уже было заложено издревле.
Говоря о необходимости превзойти праведность книжников и фарисеев, Иисус раскрывает, что мотивация действий и диктующее их состояние души не менее важны, чем сами действия. Ведь если к убийству ведёт ненависть, значит ненависть — это уже начало убийства. И как ни важно срубить под корень разросшееся ядовитое дерево, ещё важнее не допустить его произрастания.
Первое же приходящее на ум свойство соли, с которой Христос сравнил Своих учеников, — способность хранить любое вещество от гниения, спутника смерти...
Первое же приходящее на ум свойство соли, с которой Христос сравнил Своих учеников, — способность хранить любое вещество от гниения, спутника смерти... Читать далее
Особые одежды для жрецов — традиция старая, корнями уходящая в предысторию. Может показаться, что она какое-то излишество, по крайней мере, когда речь идёт о Едином. Ещё можно понять, когда человек пытается соблюдать некий церемониал и следовать приличиям в случае языческих богов или духов: они не всезнающи, и сами поклонявшиеся им люди верили, что от них можно что-то скрыть, можно даже иногда в чём-то их обмануть, или задобрить их, например, жертвоприношениями, чтобы добиться своего.
В таком случае желание одеться подобающим образом для встречи с богом или духом было вполне понятно: одежда в известном смысле тут могла сыграть ту же роль, какую она играет при встрече с человеком — а при такой встрече иногда можно кое-чего с помощью внешнего вида вообще и одежды в частности добиться.
Хотя бы, например, произвести нужное первое впечатление. С Единым, однако, все такие приёмы бессмысленны по определению: Он ведь знает всё, любого человека Он видит до последней глубины, внешностью вообще и одеждой в частности Его не обманешь. Так зачем же Его служителям пышные облачения, да и вообще какая-то особая одежда? Честнее было бы предстать перед Ним такими, какие мы есть, тем более если мы действительно хотим служить Ему от чистого сердца. Для человека, однако, одежда имеет значение, и не всегда тут речь идёт о том, чтобы что-то скрыть.
В самом деле: одеваясь красиво ради близких и дорогих нам друзей, которых мы ждём в гости, мы ведь вовсе не имеем в виду их обмануть. Нам просто хочется красоты и радости в процессе общения с теми, кого мы любим, и одежда может стать одним из тех элементов, из которых эта красота состоит. Конечно же, главное не в одежде, и всякий, если он не отличается духовной тупостью, это понимает.
Главное во всякой дружбе — отношения, и к Богу сказанное применимо даже в большей мере, чем к человеку. И да, Бог, конечно, знает нас такими, какие мы есть, одеждой Его не обмануть. Важна не одежда, а намерения, с которыми надевает её человек, собирающийся предстать Богу. Намерения же под одной и той же одеждой могут порой скрываться прямо противоположные: один хочет прикрыть положенным облачением своё истинное духовное состояние или свои истинные намерения, другой стремится с помощью того же самого облачения их выразить. Результат в каждом случае будет существенно отличаться, но виновата в этом будет уж точно не одежда.
Особые одежды для жрецов — традиция старая, корнями уходящая в предысторию. Может показаться, что она — какое-то излишество, по крайней мере, когда речь идёт о Едином. Ещё можно понять, когда человек пытается...
Особые одежды для жрецов — традиция старая, корнями уходящая в предысторию. Может показаться, что она — какое-то излишество, по крайней мере, когда речь идёт о Едином. Ещё можно понять, когда человек пытается... Читать далее
Мы привыкли воспринимать нестроения в человеческих отношениях как данность, а если и переживаем из-за них, то часто потому просто, что они выводят нас из равновесия. А у апостола получается, что наша ругань, темные чувства по отношению к ближнему, у которого что-то получилось чуть лучше, чем у нас - вещи одного порядка с пированием, пьянством и сладострастием. Ровно потому, что и пьянство, и ссоры - результат нашего своеволия, результат того, что наши попечения о самих себе, как в телесном, так и в душевном, подчиняют себе наше стремление к добру.
Павел недаром чуть выше еще раз повторяет слова Христа о главнейшей заповеди, которая объемлет собой все остальные - любить ближнего своего как самого себя. Ведь ссоры и зависть, то есть грехи против ближнего, истоком своим имеют нашу нелюбовь как к ближнему (и это более или менее очевидно), так и к самому себе (и это не менее важно). Эта вторая часть заповеди часто не осознается нами до конца. А ведь любовь — это принятие, и основой ее является принятие самого себя, адекватное представление о своих возможностях, об их ограниченности. Чтобы принять самого себя, очень важно понять, что мы - не сверхчеловеки и ими никогда не будем, что наши возможности небезграничны, что часто мы иногда берем на себя слишком многое и от усталости начинаем обижать наших ближних. А ведь многих ссор можно избежать, просто признав свою усталость и поняв, что конструктивный разговор стоит отложить на потом. И плоть наша часто испытывает многие потребности, которые нуждаются в удовлетворении. Но для того, чтобы еда не превращалась в обжорство - важно хорошо понимать себя и свои потребности, важно понимать, что на самом деле нам достаточно и простой пищи. Это то, о чем Павел говорит: "попечения о плоти не превращайте в похоти".
А если мы будем любить себя такими, какие мы есть, принимать и осознавать свои грехи, не превращая покаяние в самобичевание, то и ближнего любить станет гораздо легче. Потому что и они - точно такие же, как и мы, точно так же несовершенны. И только одно средство нам дает Бог, чтобы справиться с нашей человеческой ограниченностью — это любовь.
Мы привыкли воспринимать нестроения в человеческих отношениях как данность, а если и переживаем из-за них...
Мы привыкли воспринимать нестроения в человеческих отношениях как данность, а если и переживаем из-за них... Читать далее
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||