Чаша:
1) словом "Ч." в Синод. пер. Библии передается ряд евр. слов, обозначающих различные виды сосудов, о форме и размерах к-рых сведений почти не сохранилось. Чаще всего это были изделия из глины, но материалом могли служить также камень, дерево, кожа, благородные металлы, железо, бронза, стекло и фарфор, а под влиянием егип. прикладного иск-ва при изготовлении Ч. стали применяться драг. камни и цветные минералы. В Ассирии встречались Ч. самых причудливых форм (напр., в форме львиной головы). Позднее стало заметно греч. и рим. влияние. Глиняные Ч. и кубки израильтяне изготавливали в форме горшка или цветка лилии (1Rois 7:26). Ч. могли иметь подставки, ножки разной толщины, ручки и крышки (Esdr 1:10);
2) Ч. в Синод. пер. назван также небольшой сосуд в форме глубокого блюда [евр. агган] для жидкости (Ex 24:6; Cant 7:3);
3) большое блюдо [евр. мизрак], к-рое использовалось при богослужении в скинии и храме (Nombr 4:14) в качестве сосуда для жертвенной пищи (Nombr 7:13) и крови (Zach 9:15; Zach 14:20). Подобные Ч. делались из полированного золота, серебра и меди (Ex 27:3; Nombr 7:84; 1Rois 7:45.50). Из таких Ч. пили вино (Am 6:6);
4) в Свящ. Писании говорится также и об использовании в Израиле Ч. во времена НЗ. В основном это были кубки для вина, но и другие напитки также пили из Ч. (Mt 10:42). Существовали специальные Ч., в к-рых разбавляли вино для повседневного употребления (Is 65:11; Prov 23:30); у высокородных людей были отдельные, богато украшенные Ч., из к-рых пили только они (Gen 40:11 и др.), у людей же бедных, согл. 2Sam 12:3, была всего одна Ч., из к-рой они пили сами и поили овец. Если богатые люди пили преимущественно вино, то бедным приходилось довольствоваться Ч. воды (Mt 10:42). Наполнением Ч. и раздачей напитков гостям и домочадцам занимался глава семейства.
Если к.-л. сосудом не пользовались, то его вешали на стену (Is 22:24). В Библии говорится, что Ч. использовались для гаданий, но едва ли это имеет отношение к Израилю (Gen 44:5). Для гадания в наполненную водой Ч. лили масло или, наоборот, воду в масло, бросали в чашу драг. камни или капали воск и, следуя определ. правилам, предсказывали будущее. Но чаще всего Ч. упоминаются в связи с отправлением культовых обрядов (напр., Nombr 7:84; 1Chron 28:17; Esdr 1:10; Esdr 8:27), во время к-рых они служили для самых различных целей. Напр., Ч. использовалась как сосуд для жертвенной жидкости (Ex 25:29; Ex 37:16; Nombr 4:7; см. также Ps 115:4). В Ч. Моисей налил кровь, чтобы затем окропить ею народ (Ex 24:6). В Ex 25:31 говорится о чашечках для масла, имевшихся на светильнике. Во время празднования Пасхи особая роль отводилась "чаше благословения", вероятно, третьей Ч. в ходе пасхальной вечери, к-рую глава семейства благословлял перед тем как передать ее по кругу. Ап. Павел называет эту Ч. "чашей благословения, которую благословляем" (1Cor 10:16). В ст. 21 она называется "чашей Господней", потому что Христос заповедал пить из нее в воспоминание о страданиях и смерти, к-рые Он претерпел ради нашего спасения (Lc 22:17-20; 1Cor 11:23-25). "Чаша Господня", являющаяся символом искупленного Христом человечества, противопоставлена "чаше бесовской", связанной, вероятнее всего, с языч. жертв. пиршествами (1Cor 10:21). Следует упомянуть здесь и фарисеев с их стремлением к внешнему блеску "чаш и блюд"; обличая их, Христос говорил, что истинная праведность определяется не по своим внешним, формальным проявлениям (Mt 23:25-35);
5) часто слово "Ч." употребляется в Библии в метафорич. значении. С Ч. сравнивали судьбу человека (Ps 10:6; Ps 15:5; Ps 22:5). Как отец семейства наполняет Ч., так и Господь Бог определяет судьбу человека, даруя Свою милость праведным (Ps 10:6; Ps 15:5; Ps 22:5). Скорбящему его друг подает Ч. утешения, но за грехи Иудеи, говорится в Библии, Бог откажет ей в такой Ч. (Jér 16:7-13). Ч. спасения олицетворяет благодарность человека, избавленного Господом от великой нужды (Ps 115:4), а словосочетание "чаша ярости" служит выражением Божьего гнева и сурового наказания (Is 51:17.22; Jér 25:15-18; Apoc 14:10; Apoc 16:19). Ч. гнева должна быть выпита нечестивыми до последней капли (Ps 74:9 - "даже дрожжи ее будут выжимать и пить..."). Ч. опьянения (исступления, изумления, ярости), ниспосланная Богом, является символом того, что народы или сам Израиль, погрязшие в грехах, не замечают приближающегося наказания Божьего (Is 51:17.22; Zach 12:2; см. также Ps 59:5; Ps 74:9; Jér 25:15-18; Hab 2:16). Как пьяный, падая, не замечает, что "открылась его срамота", так же обнажаются грехи и позор того, кто пьет из Ч. опьянения (Hab 2:16; см. также Lam 4:21; Ez 23:31-33). Вавилон, город греха, из своей золотой Ч. опьянял и делал безумными народы, увлекая их за собой к гибели (Jér 51:7; Apoc 17:4; Apoc 18:6). Но Ч. страдания и горя подносится не только нечестивому, чтобы он испытал наказание; Бог подносит ее и к устам невинных (Jér 49:12; Mt 20:22; Mt 26:39.42). Иисус говорит о Своей Ч., имея в виду предстоящие Ему страдания, и предрекает эту Ч. также сыновьям Зеведеевым, просившим Спасителя посадить их в будущем Царстве справа и слева от Него (Mt 20:22). В Гефсимании Иисус молился, чтобы минула Его "чаша сия" (Ч. страдания и смерти, Mt 26:39.42; Jn 18:11), если будет на то воля Отца.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||