Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Чиновник, чиновники

I. ПЕРЕВОД

Понятие Ч. не имеет в Библии четкого определения. В Синод. пер. различные евр. выражения часто обозначаются одним и тем же словом, и одно и то же евр. слово может по-разному переводиться на рус. яз.

II. НАЗНАЧЕНИЕ

Ч. - это начальник среднего ранга в гражд., религ. или воен. областях. В зависимости от обстоят-тв он может быть наделен попечит. или карат. функциями.

III. В НЕИЗРАИЛЬСКИХ ОБЛАСТЯХ

1) из книги Исход известно, что в Египте было много Ч. Из егип. Ч. упоминаются начальники тюрем (Gen 40:3.4), царедворцы, ответств. за обеспечение продовольствием (Gen 40:2), надзиратели за складами зерна (Gen 41:34). Сюда следует отнести также начальников работ (Ex 1:11-14), их приставников и надзирателей из среды израильтян (Ex 5:13-19), отвечавших за выполнение рабами дневной нормы выработки. Из егип. источников известно, что надзиратели назначались из умеющих писать, поэтому иногда к Ч. причисляются и писцы;
2) в Вавилонском царстве (ок. 550 г. до Р.Х.), согл. Dan 3:2-7, различные категории Ч., видимо, составляли нижнюю ступень весьма разветвленной должностной иерархии;
3) в период перс. владычества (ок 400 г. до Р.Х.) к числу Ч. относились сатрапы (наместники сатрапий - провинций), к-рые в Esdr 8:36 названы вместе с областеначальниками. Об Артаксерксе (Ксеркс, ок. 470 г. до Р.Х.) сообщается, что он назначал Ч. (в Синод. пер. - "наблюдателей"), которые искали женщин для его гарема (Esth 2:3);
4) сир. Ч. (ок. 170 г. до Р.Х.), о к-рых с отвращением рассказывается в Книгах Маккавейских, были сборщиками податей и уполномоч. государя. Они должны были выдавать ему сторонников Иуды Маккавея (1 Макк 9:25-31).

IV. В ИЗРАИЛЕ

1) первыми израил. Ч., по-видимому, можно назвать назначенных Моисеем 70 мужей, в обязанность к-рым вменялись судебные функции (Ex 18; Deut 1:15-18; -> Старейшины, I). Во Deut 20:5.9 идет речь о Ч., в чьем ведении находился набор в войско (-> Старейшины -> Колено);
2) при Иисусе Навине обязанности Ч. были сосредоточены преимущественно в воен. сфере, что вытекало из особенностей ситуации (Jos 1:10-11). Если же судить по другим местам Кн. И. Навина (Jos 8:33; Jos 24:1), то у них были те же полномочия, что и у Ч. при Моисее. Функции Ч. мало изменились и во времена судей (Jug 9:28);
3) в период правления Давида (ок. 1000 г. до Р.Х.) левиты выделяли четверть своих людей для чиновничьих должностей (1Chron 23:4; ср. 2Chron 19:8-11, царствование Иосафата, ок. 860 г. до Р.Х.);
4) при Соломоне (ок. 950 г. до Р.Х.) 12 Ч., ежемесячно сменяя друг друга, обеспечивали цар. двор продовольствием. Подчинялись они, по всей видимости, племяннику царя (1Rois 4:5-19; -> Азария, 5). При Соломоне в число Ч. входили надсмотрщики над строит. рабочими (1Rois 5:16) (-> Дееписатель -> Приставник);
5) известно, что в период правления царей Иоаса (ок. 800 г. до Р.Х.) и Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.) Ч. заведовали казной храма (2Chron 24:11; 2Chron 31:13);
6) Иеремия (ок. 600 г. до Р.Х.) говорит, что священник был одновременно надзирателем в храме (Jér 20:1). Этот Ч. обладал и огранич. судебной властью. При завоевании Иерусалима в 587 г. до Р.Х. был пленен некий Ч., евнух (служащий в цар. покоях), к-рый командовал защитниками города (2Rois 25:19; Jér 52:25);
7) Неемия (ок. 440 г. до Р.Х.) часто относит к категории Ч. старшин различных священнич., левит. и певч. групп, называя их "начальниками" (Néh 11:9.14.22).

V. ОТНОШЕНИЕ К БОГУ

Важным представляется стих из апокрифич. Книги Премудрости Соломона (предположит. написанной в 100-50 гг. до Р.Х.), где все земные цари названы Ч. Божьими (Sg 6:4-11; в Синод. пер. - "служителями Его царства"). Этим высказывается убеждение, что всякое должностное лицо, в т.ч. и язычник, подчинено Богу и поэтому подотчетно Ему.

VI. АВТОРИТЕТ

При всем разнообразии чиновничьей службы в Израиле и за его пределами ее авторитет и назначение всегда обусловливались высшей Божеств. инстанцией. Лучше всего это видно на примере 70 старейшин. Такое положение наблюдалось повсюду, где существовал развитый религ. культ. Вера в богоустановленность чиновничьих должностей не изменилась даже при вырождении чиновничьей службы, как показано в вышеназванном примере из Книги Премудрости. Причем на происхождение должности от Бога здесь указывается в первую очередь как на мерило для ее критич. оценки, а не для обоснования ее законности. Этому не противоречит и то обстоят-во, что Ч. привносил в свою службу приобретенные им ранее навыки и знания.

VII. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В НЗ часто упоминаются церк. и светские Ч. В новозавет. Церкви существует должность блюстителя, или епископа, к-рая, однако, имеет лишь внешнее сходство с должностями ветхозаветных Ч. (Act 20:28; Phil 1:1; 1Tim 3:2; Tite 1:7). Здесь никогда не говорится о назначении на должность в юридич. смысле слова, а исключит. о духовных чинах, получающих свою власть от "Пастыря и Блюстителя" Христа (1Pi 2:25). -> Должность (II).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).