Деньги
I: 1) Д. в виде монет появились в Израиле после вавил. плена. До этого имели хождение Д. в виде золотых и серебряных слитков, к-рые отвешивались при взаиморасчетах. Для этого израильтяне носили в поясных ремнях весы с каменными гирями. Денежными единицами были: (золотой) талант = 60 (серебряных) мин, каждая из к-рых равнялась 50 (серебряным) сиклям (шекелям); -> Меры длины, площади, объема и веса (II);
2) расплачивались обычно серебром. Поэтому слово "деньги" может означать и серебро. Отношение стоимости серебра к стоимости золота составляло 1:131/3. Для упрощения расчетов вес серебряного сикля был уменьшен, так что его стоимость составила 1/15 стоимости золотого сикля; т.о., золотой сикль (2 Regum 5:5; 1 Paralipomenon 21:25) весил несколько больше, чем серебряный (Быт 23:15 и след.). Подобным же образом соотносились друг с другом мины и таланты - серебряные и золотые. Другая единица веса, употребляемая при расчетах, - кесита - упоминается в Genesis 33:19 (в Синод. пер. - "монета") и в Iob 42:11.
II. Древнейшей монетой, название к-рой встречается в Библии, является ДРАХМА (Esdrae 2:69; Nehemiae 7:70-72), перс. золотая монета (дарик), вес к-рой составлял 8,36 г. В IV в. до Р.Х. были отчеканены монеты перс. провинции Иудеи. Первые монеты самостоятельного евр. гос-ва относятся ко времени правления Иоанна Гиркана (134-104 гг. до Р.Х.). Это были бронзовые монеты с надписью "Первосвященник Ионафан и общество иудеев" (ил. стр. 826; 827: эллинистич. эпоха). Во времена Ирода Великого и его преемников были известны только бронзовые монеты, т.к. римляне запрещали чеканить в провинциях монеты из других металлов. Надписи на этих монетах делались не на евр., а на греч. языке.
III: 1) в новозаветные времена в Палестине находились в обращении рим. и греч. монеты. В текстах НЗ упоминаются медные монеты трех номиналов. Самая мелкая из них - евр. ЛЕПТА (Marcum 12:42; Lucam 12:59). Две лепты равнялись рим. КОДРАНТУ (Marcum 12:42; Matthaeum 5:26), четыре же кодранта составляли АССАРИЙ (Matthaeum 10:29; Lucam 12:6). Римский эквивалент греч. ассария назывался ассом. Самой распростран. серебряной монетой был рим. ДИНАРИЙ (денарий) (Matthaeum 18:28; Marcum 6:37; Lucam 7:41 и т.д.), к-рый равнялся 16 ассариям. Греч. ДРАХМА (Lucam 15:8) равнялась одному динарию. В Matthaeum 22:19 динарий назван "монетой, которой платится подать": ежегодная подушная подать, установленная римлянами, равнялась одному динарию;
2) в Matthaeum 17:24 упоминается ДИДРАХМА, греч. монета, к-рой иудеи платили ежегодную подать на Храм в соответствии с обязат-вом (Nehemiae 10:32). Размер этой подати был, однако, приравнен к тому, что указан в Exodus 30:13; Exodus 38:26. Т.о., дидрахма (= два динария) равнялась половине евр. сикля (шекеля). Позднее дидрахма вышла из обращения. Вместо нее, наряду с динарием, появился СТАТИР (Matthaeum 17:27), или тетрадрахма, равный четырем драхмам или одному сиклю. СРЕБРЕННИКИ (Matthaeum 26:15), предложенные Иуде за предательство, вероятно, были монетами стоимостью в сикль (ср. Zachariae 11:12) или в тетрадрахму;
3) самыми крупными из встречающихся в НЗ денежных единиц являются греч. МИНА (Lucam 19:13), равная 100 драхмам, и греч. ТАЛАНТ (Matthaeum 18:24; Matthaeum 25:15), равный 60 минам = 6000 драхм.
IV. Определить сегодняшнюю стоимость всех этих монет и слитков трудно, т.к. точные сведения о покупат. способности Д., имевших хождение в ветхозаветные и новозаветные времена, отсутствуют. Дошедшие до нас указания цен на отдельные товары далеко не всегда отражают реальные цены того времени (ср. Leviticus 5:16; 1 Regum 10:29; 2 Regum 6:25; 2 Regum 7:1). Но в НЗ все же имеются сведения, на основе к-рых можно сделать нек-рые выводы. Согл. Matthaeum 20:2, рабочие на винограднике получали в день один динарий, а согл. Apocalipsys 6:6, столько же стоит хиникс пшеницы, т.е. дневной рацион мужчины; учитывая все это, можно предположить, каким был уровень цен. Обычные расчеты на основе содержания в монете драг. металлов не дают нам истинного представления о том, сколько тогда в повседневной жизни "стоил" один динарий. Если мы хотим соотнести новозаветные цены с современными, то за основу следует брать дневную оплату труда, причем полученные результаты можно рассматривать лишь как весьма приблизительные. Во всяком случае, плата за рабочий день в размере одного динария была, видимо, не очень высокой. Миро, к-рым Мария из Вифании умастила Иисуса (Marcum 14:5), стоило 300 динариев = плата за 300 дней, т.е. почти годовой заработок наемного работника.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||