Хлеб
I. ХЛЕБ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ
Х. с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Gn 3:19; Gn 14:18; Gn 21:14 и др.). В 2S 9:7 под "Х." подразумевается еда в целом, так же как и в молитве "Отче наш": "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Mt 6:11; ср. также Lv 26:5; Ps 36:25; Ps 103:15; Is 30:20; Is 58:7). Единственно известный вначале ячменный Х. (Jg 7:13; 2R 4:42) позднее становится пищей исключит. бедняков, а пшеничный, доступный ранее лишь зажиточным людям, получает всеобщее распространение. Выпечкой Х. занимались домашние хозяйки, к-рые для тяжелой работы привлекали служанок или рабынь. Профессиональные пекари были исключением, хотя они встречались не только в Египте (Gn 40:1) или в Римской империи, но и в Израиле во времена правления царей (1S 8:13; Os 7:4); так, в Jr 37:21 упоминается "улица хлебопеков".
II. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБАХ. выпекали, как правило, женщины (Gn 18:6; 1S 8:13; Jr 7:18). Для этого они каждое утро в своих домах мололи зерно (-> Мельница, молоть), затем в глиняной или каменной квашне замешивали на воде муку, клали соль и добавляли закваску. Был известен также пресный Х. (Ex 12:8.17; Ex 23:15; Ex 34:18; Dt 16:1 и т.д.). После того как тесто подходило, из него, как правило, лепили плоские круглые лепешки диаметром 30-50 см и посередине протыкали пальцем. После выпечки лепешки, имевшие теперь толщину от 2 мм до 1 см, легко разламывались пополам; их не разрезали (Mt 14:19). Кр. того, существовали более длинные и толстые буханки, хотя, видимо, их выпекали значит. реже.
III. ВЫПЕЧКА ХЛЕБАПростейший способ выпечки Х. заключался в том, что лепешки из теста клали на камни, предварит. раскаленные на костре (см. "печеная лепешка" в 1R 19:6), или в горячую золу (Is 44:19). Обычно использовались противни, сначала глиняные, позднее металлические. Их ставили на раскаленные камни, а сверху на них клали лепешки, к-рые через нек-рое время переворачивали (Lv 2:5; Lv 6:21; Os 7:8). Этот способ выпечки Х. широко распространен и в наст. время. Печи были двух видов. Первый представлял собой печную яму, вырытую в форме перевернутого котла с закрывающимся сверху отверстием. Печи второго вида сооружались на поверхности земли. В раскаленную печь лепешки через отверстие клали на внутр. перегородку, где они и выпекались. О том, как в печи поступал воздух, точных сведений нет. Из-за дыма печи делали не в жилых домах, а в непосредств. близости от них, в специальных пекарнях. Благодаря большим размерам печей в них могли печь Х. одноврем. до десяти женщин. Иногда для улучшения вкуса лепешек при выпечке использовалось масло.
IV. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБАВ Ps 103:15 о Х. говорится, что он укрепляет сердце человека; Сам Иисус метафорич. называет Себя Х. Божьим или "хлебом жизни, Который сходит с небес" (Jn 6:33.35.41.50.58). Этим Иисус говорит, что решающим условием для обретения вечной жизни является связь с Ним, вера в Него. Т.о., выражение "вкушать хлеб" (Lc 14:15) означает единение за общей трапезой в Царстве Божьем. Во время Вечери Господней Иисус назвал Своим телом Х., принимаемый Церковью (Mt 26:26). Этот Х. символизирует единство Церкви, достигнутое жертв. смертью Иисуса и постоянно подтверждаемое и свидет-вуемое (1Co 10:16; 1Co 11:26). Упоминание Х. в сочетании с вином (Gn 14:18) служит указанием на пышный пир, а в сочетании с водой (Pr 25:21; Ez 12:18) означает простую, но сытную пищу. Слова "отпускай", "дели хлеб свой" выражают призыв к щедрой благотворит-ти (Qo 11:1; Is 58:7). Однако уже в ВЗ, где подчеркивается, что Бог заботится о человеч. благополучии (Ex 16:8; Ex 23:25; Lv 26:5), говорится о том, что "не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Dt 8:3). Но духовную пищу дано вкусить лишь тем, кто верует в Иисуса.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||