Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Хвала, восхвалять

I. Вся Библия исполнена Х. Богу; Х. присутствует во всех библ. книгах, но особенно в хвалебных псалмах, к-рые чередуются с псалмами философского содержания и плачами. Основное значение евр. глагола яда, переводимого как "восхвалять" ("признавать", "подтверждать", тогда как греч. доксадзейн - "восхвалять", "почитать" - соотносится со словами "слава", "честь", "великолепие", "могущество").

II. В Х. выражается -> благодарность всего творения, и прежде всего человека, за все, что содеял Бог для создания, сохранения и спасения мира (Psalmorum 39:4; Actus 4:21). При этом следует отметить, что в ВЗ нет слова с прямым значением благодарности. На Божьи спасительные деяния человек отвечает Х. Восхвалять Бога человек может лишь при жизни, т.к. смерть заглушает и Х. (Psalmorum 29:10; Psalmorum 87:11.12; Psalmorum 113:25.26; Isaiae 38:18.19). Если в ВЗ подобное утверждение в большинстве случаев относится исключит. к физич. смерти - Бог желает услышать Х. от людей, живущих на земле, - то уже в Iob 19:25 можно заметить (а в НЗ это становится совершенно очевидным, см. Philippenses 1:21-23; Apocalipsys 7:9-17), что Х. Богу звучит и из уст верующих, призванных Им в Его небесные обители. Именно подобная Х. является отличит. чертой жизни в Боге.

III. Общество верующих (во времена ВЗ - народ израил., а во времена НЗ - Церковь) возносит хвалу Богу на своих -> богослужениях. Здесь Бог присутствует среди Своего народа, здесь Он живет "среди славословий Израиля" (Psalmorum 21:4; ср. также 2 Paralipomenon 5:13.14; Psalmorum 94:1; Psalmorum 99:1; Romanos 15:6). Х. возносится Богу и во время жертвоприношения (2 Paralipomenon 29:25-31), и даже сама Х. рассматривается в качестве жертвы (Psalmorum 49:23; Psalmorum 68:31.32).

IV. Поводом для славословия служат в первую очередь Божьи деяния, приносящие благо народу завета (Exodus 15:1-19; Psalmorum 104:1; Psalmorum 134:1) и направляющие историю человечества. Но главной причиной славословия явл. избрание и призвание людей через Христа и во Христе (Ephesios 1:3-14). Даже если путь, по к-рому Бог ведет Свой народ, не всегда легок, Х. все равно не умолкает (Iob 1:20.21): Бог и "в ночи дает песни" (Iob 35:10; ср. Actus 16:25). Х. звучит даже из уст тех, кто познал праведное Божье наказание (Iosue 7:19; Isaiae 12:1-6). Бог восхваляется не только за милостивое водительство Своего народа, но и за сотворение мира; там, где оно воспевается, звучит хвалебный гимн (Psalmorum 28; Psalmorum 103 и др.), к-рому вторит вся Вселенная (Iob 38:7; Psalmorum 18:2-7; Psalmorum 144:10; Isaiae 42:10-12).

V. Богу возносится Х. не только на земле, но и на небе (Habacuc 3:3). Там Его славословят ангелы, все "воинство небесное" (Psalmorum 102:20.21; Psalmorum 148; Isaiae 6:1-4; Lucam 2:13.14); земная Х. - лишь слабый отблеск небесной славы. Но уже сейчас существует тесная связь между Церковью на земле и ангелами, находящимися перед Божьим престолом, как о том убедительно свидет-вует книга Откровение, в величеств. гимнах к-рой голоса живущих на земле людей вливаются в небесное славословие (Apocalipsys 4:8-11; Apocalipsys 5:8-14; Apocalipsys 11:15-18; Apocalipsys 12:10-12; Apocalipsys 14:3; Apocalipsys 15:3.4; Apocalipsys 19:1-7).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).