Иисус Навин
[евр. Йехошуа Бин-Нун]: а) сын Навина из колена Ефрема; вместо прежнего имени - Осия Моисей дал ему имя Иисус (Numeri 13:9.17). Во время странствования по пустыне Моисей поручил И.Н., к-рый был еще юношей (Esodo 33:11), командование войском во время сражения с амаликитянами. Иисус разбил врагов, причем Моисей во время битвы, поддерживаемый Аароном и Ором, молил Бога о победе с жезлом Божьим в руке (Esodo 17:8-16). В Esodo 17:14 рассказывается о том, что И.Н. должен будет сделать в будущем. В Esodo 24:13 сказано, что И.Н. с юных лет был служителем Моисея (Numeri 11:28). Он находился на нек-ром удалении от Моисея, когда тот, проведя на горе 40 дней и ночей, спускался к народу (Esodo 32:17). Позднее И.Н. стал служителем при скинии (Esodo 33:11). В Numeri 11:28 он с чрезмерным рвением просил Моисея запретить Елдаду и Модаду пророчествовать в стане. И.Н. был в числе соглядатаев, посланных в Ханаан (Numeri 13:9). Когда большинство из них, вернувшись, говорило о невозможности завоевать эту землю, Халев, а затем и И.Н. опровергли это мнение, за что народ, к-рому они хотели придать мужества, чуть не побил их камнями (Numeri 14:1.6-10). Поэтому из всех израильтян, к-рым в то время было более 20 лет, Господь допустил в землю обетованную только Халева и И.Н.. Ко времени второго исчисления народа лишь из числа тех, кто входил в первое исчисление (Numeri 26:65), живы были Моисей, Халев и И.Н. Теперь Господь называет И.Н. преемником Моисея, к-рый удостоверяет это -> возложением рук на И.Н. (Numeri 27:16-23; ср. Deuteronomio 3:28; Deuteronomio 31:7.8.23). Уже в Numeri 34:17 говорится о том, что Господь поставил И.Н. вместе с первосвященником Елеазаром во главе тех, кому было поручено делить землю Ханаанскую. После смерти Моисея израильтяне повиновались И.Н. как его преемнику (Deuteronomio 34:9); б) -> Книга Иисуса Навина повествует о деяниях И.Н. в то время, когда он был предводителем Израиля. После смерти Моисея Господь повелевает И.Н. готовиться к переходу через Иордан и дает ему соотв. указания (Giosuè 1). Переход через реку стал возможен благодаря чуду. В тот момент, когда священники, несшие ковчег завета, ступили в воду, река (выше по течению) остановилась (Giosuè 3). По наставлению Господа И.Н. повелел взять из Иордана на память о свершившемся чуде двенадцать камней, из к-рых затем был сооружен памятник в Галгале. Другие двенадцать камней были поставлены посреди Иордана на том месте, где стояли священники, несшие ковчег завета (Giosuè 4); в) при завоевании Ханаана И.Н. проявил себя талантливым полководцем, послушным Богу и исполняющим Его волю. Так, Иерихон пал благодаря совершенному Богом чуду (Giosuè 5:13 - Giosuè 6:26; Ebrei 11:30). Но случались и неудачи. В наказание за то, что Ахан украл часть заклятой добычи, Израиль потерпел жестокое поражение от малочисл. жителей Гая. Захватить Гай израильтянам удалось лишь после того, как Господь указал виновного, и тот был побит камнями (Giosuè 7:1; Giosuè 8:1). Сам И.Н. несет ответственность за то, что заключил союз с гаваонитянами, не вопросив предварит. об этом Господа (Giosuè 9). Победив в битве при Гаваоне (Giosuè 10), во время к-рой (вновь благодаря чуду) остановились солнце и луна, израильтяне завоевали юж. часть Ханаана. Сев. часть страны досталась им после победы при водах Меромских и захвата Асора (Хацора) (Giosuè 11). Но это не означало, что Израиль стал хозяином всей страны - многие области все еще находились в руках хананеев. Поэтому при разделе Ханаана, проведенном И.Н., многие тер. выделялись только в будущее владение (Giosuè 13:1-7). И в этой ситуации И.Н. проявил себя человеком, облеченным доверием народа и заслужившим всеобщее почитание. После завершения раздела земли израильтяне дали ему в наследств. владение, как он и просил, город Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой (Giosuè 19:49.50); г) в конце жизни И.Н. собрал колена Израиля в Сихеме. В своей речи он напомнил израильтянам о всех благодеяних Господа и призвал их верой и правдой служить Богу. В этот день он заключил с народом завет и дал ему "постановления и закон". Об этом он написал в книге Закона Божьего и во свидет-во заключ. завета положил большой камень под дуб, к-рый рос возле святилища Господня. И.Н. умер в возрасте 110 лет и был погребен в Фамнаф-Сараи (Giosuè 24).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||