Клятва
I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
В Синод. пер. два евр. слова переданы словом "клятва":
1) сущ. шевуа ("клятва") имеет тот же корень, что и числит. шева ("семь"). Этимологич. связь этих двух слов невозможно установить (ср. Gen 21:22-32 - Беэршева, Синод. пер. - Вирсавия = "колодец семи" или "колодец клятвы");
2) сущ. ала, в отличие от шевуа, переводится не только как "клятва", но и как "проклятие", "заклинание". В значении "проклятие" это слово употреблено в Lev 5:1; Num 5:23; Sa1 14:24 и др. Как "клятва" оно переведено в Gen 26:28: "поставим между нами и тобою клятву, и заключим с тобою союз", - а также в Sa2 21:7. О К. "поступать по закону Божию" идет речь и в Neh 10:29.
Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, о чем он говорит. ВЗ знает различные формы К.:
1) К., скреплявшая -> союз или подтверждавшая договор, могла сопровождаться торжеств. закланием животных и рассечением их туш (Gen 15:10; Gen 21:28-31; Иер 34:18 и след.);
2) клянущийся поднимал правую руку или обе руки (Gen 14:22; Deu 32:40; Dan 12:7; Rev 10:5), поэтому словосочетание "поднять руку" в нек-рых случаях означает "поклясться" (Exo 6:8; Num 14:30);
3) иногда приносящий К. должен был положить руку "под стегно" (бедро) того, кому он клялся (Gen 24:2.9; Gen 47:29). Это могло означать: а) связь с обрядом обрезания; б) указание на то, что потомство, происходящее из чресел, будет мстителем за возможное нарушение К.;
4) в более поздние времена К. стали приносить перед жертвенником (Ki1 8:31).
1) К. облекалась в различные формулы: "Бог ... да судит между нами" (Gen 31:53); "да живет душа твоя" (Sa1 1:26; Sa1 17:55; Sa2 14:19); "клянусь жизнью... (указывается, чьей жизнью)" (Gen 14:15; Sa2 11:11); "жив Господь..." (Sa1 14:39; Sa1 19:6; Sa2 15:21; Ki1 18:10); "жив Господь и жива душа твоя" (Sa1 20:3); клятва "небом", "землею", "храмом", "Иерусалимом" (Мф 5:34 и след.; 23:16 и след.). К., не содержавшие имени Господа, возникли, вероятно, из опасения нарушить третью заповедь: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно..." (Exo 20:7);
2) святость К. была нерушима. Ложная К., называемая в Библии "ложным свидетельством", каралась таким же наказанием, какое предназначалось обвиненному, чья вина подтверждалась истинными свидетельствами (Exo 20:16; Lev 19:12; Deu 19:16-19; Psa 14:4; Jer 5:2; Jer 7:9; Eze 16:59; Hos 10:4; Zec 8:17).
К. придавалось важное значение в обществ. и полит. жизни, особенно в судебных разбират-вах. К. в суде всегда имела формулу произносимого судьей заклятия, на к-рое присягающий должен был ответить "аминь" (ср. Num 5:22; Втор 27:15 и след.; Мф 26:63 и след.). К. в суде могла быть либо К. свидетеля, либо К. очищения:
1) свидетель должен был произнести К. до допроса. Присягнувший клялся сказать все, что ему известно по данному делу, в соответствии с истиной. Если он о чем-то умалчивал, то считался подлежащим Божьему проклятию; Pro 29:24: "Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие [произносимое судьей заклятие], но не объявляет о том [всей правды]". Если же утаивший правду позднее хотел избавиться от своей вины, то он мог исповедаться и принести жертву повинности (Lev 5:1.5-19);
2) К. очищения применялась только в том случае, если имело место нанесение ущерба собственности, а истинного виновника выявить не удавалось (Исх 22:7 и след., 10 и след.; Лев 6:1 и след.; 3 Цар 8:31 и след.). Если такая К. была дана, то дело считалось решенным, и только опровержение со стороны самого покаявшегося могло свидет-вать о ложности этой клятвы. Причиненный ущерб в этом случае подлежал возмещению с добавлением одной пятой от его величины, а во искупление допущенной несправедливости виновный (лжесвидетель) приносил жертву повинности.
Третья заповедь запрещает опрометчивые К. и ложные свидет-ва. Поскольку К. была призывом к Господу, то Писание запрещает клясться идолами (Jer 5:7; Jer 12:16; Zep 1:5). Израильтяне легко прибегали к К., чтобы придать своим утверждениям дополнит. вес, поэтому Иисус запретил Своим ученикам клясться (Mat 5:34). Святым, стоящим во свете Божьем и в истине, К. не нужна. Т.о., запрет, наложенный Иисусом, касается не К. как таковой, а такого обращения с истиной, к-рое вызывает необходимость К. След., запрет Иисуса не касается К. такого рода, к-рые требует гос-во. Сам Христос часто заканчивал речи, обращенные к народу, ученикам и особенно к Своим врагам, двойным "аминь" ("истинно, истинно") - Joh 1:51; Joh 5:19.24-47; Joh 10:1.7; Joh 12:24; Joh 14:12; Joh 21:18). Павел также клятвенно заверял сказанное им в посланиях, адресованных еще неокрепшим в вере церквам (Rom 1:9; Co2 1:23; Co2 11:31; Php 1:8; Th1 2:5.10). О том, как легковесно в сравнении с этим выглядит К., основанная лишь на вере человека в собств. силы, убедительно свидет-вует пример Петра (Mat 26:72.74).
VI. КЛЯТВА БОЖЬЯПо свидет-ву Библии, Бог сопровождает К. великие обетования Своим избранникам (Gen 22:16; Пс 88:4 и след.; Psa 109:4; Psa 131:11; Евр 6:13 и след.,17; Heb 7:21), а также предвозвещения Суда (Втор 1:34 и след.; Sa1 3:14; Psa 94:11; Amo 4:2). Подкрепляя незыблемость Своих обещаний, Он клянется Самим Собой.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||