Кровная месть:
1) согл. Закону Божьему, преступник, убивший человека, должен был поплатиться за это собств. жизнью (Быт 9:5 и след.; Числ 35:31). В наст. время вынесение и исполнение приговоров входит в компетенцию судов и карат. органов. У ветхозаветных народов исполнение приговора ложилось на плечи "кровника" [евр. гоэль хадам, "искупающий кровь"], ближайшего родственника убитого. Он не только имел право, но был обязан предать убийцу смерти. Это, в свою очередь, часто порождало К.М., в результате чего истреблялись целые семьи (см. 2 Цар 3:27; 2 Цар 14:11). Во избежание этого израильский закон содержал строгие ограничения. Было основано шесть -> городов-убежищ, в к-рых укрывались от мести кровника люди, совершившие непредумышл. убийство. Там они могли рассчитывать на непредвзятый суд, и лишь преступники, совершившие предумышл. убийство, выдавались кровнику. Родственникам убитого запрещалось брать у убийцы выкуп, чтобы земля не оказалась оскверненной кровью (Чис 35:31 и след.);
2) в основе К.М. и смертной казни лежит представление о том, что совершенное преступление порождает нечестие и оскверняет землю (Чис 35:33 и след.) и что зло завладевает преступником, к-рый тем самым может принести несчастье другим людям (как, напр., в случае с Аханом при взятии Гая, Ис Нав 7:1; можно также говорить о "взаимосвязи между поступком и последствиями" или, точнее, о "поступке, чреватом последствиями"). Так что выражение "истребить зло из среды себя" (Втор 17:7; Суд 20:13 и т.д.) подразумевает наказание преступника не за содеянное, а за то, что совершенное зло живет в нем и представляет опасность для других. Т.о., речь идет не о наказании в узком смысле слова и тем более - не о мести, а об устранении опасности. Наказание не было действием, отделенным от преступления, оно представляло собой оборотную сторону содеянного, неминуемо следуя за ним. Это отразилось и в евр. яз., в к-ром не существует самостоятельного слова со значением "наказание", слово же авон означает как преступление (выход зла), так и наказание (устранение зла); таково же значение и глагола пакад. Во всяком случае, К.М. затрагивала только виновного, но не членов его семьи (Втор 24:16; см. 4 Цар 14:6 - иначе в Ис Нав 7:1; 2 Цар 21);
3) вначале древний закон К.М. был несколько иным. В соотв. с ним убийца передавался кровнику только после судебного разбират-ва и при наличии показаний, как минимум, двух свидетелей (Числ 35:12.30). В этом случае кровник был лишь исполнителем смертного приговора, вынесенного судом. Позже исполнение К.М. могли предотвращать цари, обладавшие высшей судебной властью (2 Цар 14:8 и след.), а после судебной реформы царя Иосафата вынесение окончат. приговора над убийцей, совершившим как предумышленное, так и случайное убийство, входило в компетенцию верховного суда в Иерусалиме (2 Пар 19:10; см. Втор 17:8). К.М. все же продолжала совершаться на протяжении всей истории самостоят. Израильского гос-ва, но ко времени рим. правления она утратила свой законный статус (Ин 18:31).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||