Молох
[др.-ханаан. слово, в оригинале - Молех; вероятно, родственно евр. мелех - "царь"; т.о., М. это, видимо, не имя, а титул), название языч. божества, многократно упоминаемого в Библии. Согл. одной из теорий, масореты (-> Масоретский текст) добавили к согласным этого слова - mlk - гласные буквы слова бошет - "срам", "позор", подчеркнув т.о. свое отвращение к данному культу. Наименование того или иного бога "царем" настолько свойственно различным религиям, что не всегда может служить указанием на определ. божество. В Септуагинте, во 2 Samuelis 12:30 ("И взял Давид венец царя их с головы его, а в нем было золота талант..."), вместо слов "царя их" [евр. малкам] читается "Милком" - одно из названий М. Согл. такому прочтению, аммонитяне изображали М. в виде огромной статуи, т.к. упомянутый в названном стихе венец весил около 35 кг (-> Меры длины, площади, объема и веса). В ряде финик. надписей, обнаруж. археологами, содержится название божества Милк, или Малк, ("царь"), а именование "Милком" встречается в текстах из Рас-Шамры (Угарита). От того же корня образовано слово, обозначающее титул тирского бога Мелькарта (финик. "царь города"), к-рого -> Ахав и -> Иезавель почитали как Ваала. Ханаан. ритуалы служения М. включали сожжение детей (Deuteronomii 12:31), что израильтянам запрещалось под угрозой смертной казни (Leviticus 18:21; Leviticus 20:2-5). Однако после того как при Соломоне было возведено капище М. (1 Regum 11:7), часть израильтян переняла и жервоприношение детей в честь него (Psalmorum 105:37.38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву своих сыновей (2 Regum 16:3; 2 Regum 21:6). Подобные жертвоприношения совершались в долине сыновей Енномовых [евр. гей вен-Гинном (Ieremiae 32:35)], откуда впоследствии произошло название гейгином - "геенна" - применит. к преисподней; ср. Matthaeum 5:29). Праведный царь Иосия запретил подобные жертвоприношения и подверг место их совершения осквернению (2 Regum 23:10). В финик. надписях не только упоминается сам М., но говорится об убиении в его честь детей. Диодор Сицилийский, рассказывая о победе, одержанной Агафоклом из Сиракуз над карфагенянами в Ливии в 310 г. до Р.Х., повествует о том, что эти последние принесли в жертву Ваал-Хаммону (солнечному божеству) 200 детей из самых знатных семей (религия и культура Карфагена были финикийскими). Следует, однако, отметить, что Айсфельдт сомневался в существовании бога М. и видел в названии "молк" только обозначение определ. вида жертвы, что, однако, маловероятно.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||